Тайна грехопадения

«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.»
       Федор Достоевский

                драма  с элементами символизма
 
  Аннотация    
Месть , вначале она   возникла спонтанно, потом прониклась удивлением, но вскоре переросла  в тайное созидание и с этого  началось грехопадение, а в  итоге охота за наследство  с одной стороны, а месть с другой  привели к  таким последствиям, которых даже не спланируешь заранее…

Персонажи
Анатолий Завадский   -голос с автопортрета усопшего
Рената- племянница
Моралист – Ментор в маске Афины
Игорь –друг семьи

События разворачивают сверху , внутри и в окрест лежбища  Завадского, слева и справа в углах Тьмы и светотенях.


Мизансцена  первая
Открывается   особняк  с просторным  чердачным  лежбищем,  захламленным картинами, красками, кисточками, обрывками холстов, фанерой; в центре , место слегка расчищено, под световыми зайчиками  авпортрет     почившего  хозяина особняка. Перед картиной на   стульчике сидит  племянница усопшего Рената.
Рената
Дядя  Толя, вы как живой  с этим белым шерстяным шарфом, который я вам подарила на юбилей, не предполагая, что я вас,  а вскоре  и тетю, потом неожиданно и свою двоюродную сестру не увижу(смахивает слезу, переходящую на с легкий смех)  .Вы талантище! Увидев  ваш автопортрет друг семьи  Игорек чуть не тронулся умом и сбежал по чердачной лестнице, спотыкаясь (усмешка),вы мастер, гениально  выписали себя ,что  все охотники за наследством приняли вас  за живого…что скажите, милейший?
 Меж тем , в пространстве оживление, через фортуну проникает луч заходящего солнца ,играясь белизной шарфа.
Завадский(с портрета)
Рени, своим умом и, главное, участием  ты превзошла  моих близких, особенно супругу, подле которой ночью  я забылся навеки, от страха  бедняжку ударил паралич(вздох на всё лежбище) ,а вскоре участь постигла и мою непутевую дочь Алевтину, которая  оградила  свою мать ширмой и развлекалась рядом  с этим бесноватым блондином ,как будто в особняке  было мало комнат!
Рената
Дядя, ни как не верится, что вас нет! Вы были таким бодрым, может, вас отравил блондин?
Завадский(с портрета)
Гусь еще тот, содержал жену и двух малюток , Алька, хоть и дочь моя ,но  бестия! Увела от своей подруги на вечеринке, влюбившись в бесовские голубые глаза.
Рената.
Вы не  поверите, дядя, она на похороны  матери  пришла в модных сапожках на шпильках  в такую снеговерть и  поскользнулась у  гроба, с размаху ударившись затылком о бордюру,  валил снег с дождем, такой март тяжелый(вздох) и  вскоре оказалась на той же панцирной кровати  за ширмой(усмешка)…
 поднимается с корточек ,ходит по мастерской, отшвыривая ногой кисточки, обрывки холстов, присаживается  вновь на стульчик перед автопортретом.
Не поверите, дядя, но блондин вдруг  стал зариться на меня(встряхивает высокой грудью),но я показала ему…во… (скрещивает два пальца в кукиш)Знаете, дядя, он носил
Алевтине за ширму французское розовое шампанское из вашего подвала ,я же , убирая за ними, нашла в ящичке какие-то таблетки… А потом ночью он занялся с ней сексом, это было слышно на весь особняки…вдруг, наступило затишье, после чего раздался страшный крик .Я не вытерпела и влетела за ширму, Алька свисла с панцирной сетки…
 Рената привстает со стульчика и резко двигается  по чердаку, переставляя  этюдники..
Завадский(с портрета)
Перепуганный блондин  кинулся от страха на чердак ,но вскоре оттуда выскочил ,как ужаленный, крича на весь дом:
-Он…он  там…этот старик в белом шарфе, Алькин отец, он живой …(бросил рукой на чердак).Он сейчас спуститься и тебе не нужна  полиция…(пауза)
Как вы его устрашили…(хохот)
На портрете под  играющими солнечными зайчиками образуется нечто усмешки
Рената
Как вы его устрашили…(хохот)Да, и  местный полицай , совсем мальчишка ,  тоже полез на чердак за уликами и вскоре  сбежал по лестнице в палисадник, с криком: старик на чердаке, обмотанный белым шарфом …что это, или кто(перекрестившись)? Я тотчас    поспешила, пытаясь растолковать, что это автопортрет хозяина усопшего намедни, от когда  начались наши беды…
Племянница покидает чердачное помещение. Засвечено  верхнее  пространство.
 Ментор в маске Афины (сверху).
История поучительна, а началась с того, что некий ремесленник, растворив таблетку в бокале вина для тонуса , неожиданно тихо  умирает  во сне, что  стало ударом  для любимой жены( приподнимает маску ) ,увидев под утро рядом /супруга мертвого, она от шока слегла, так и не поднявшись…И как следствие  -проявился п о р о к (сдвигает маску)…Значит, на меня пал жребий быть назидателем ,хотя современный мир не любит моралистики, посему, чтобы быть не узнанным (сдвигает  маску Афины),я примерил  маску Афины …(усмешка), извечный  вопрос? Что значит искусство? ты умер, но ожил  как две капли воды в автопортрете, неузнанный  блондин приложил видать ни мало сноровки и лукавства , чтобы завладеть богатством ремесленника, но(специфический смешок)… но сбежал , испугавшись белого шарфа художника, так естественно… выписанного…(ха-ха)
Очертания моралиста покрывают  сумерки; появляется Рената со шваброй и ведерком воды, включает лампочку на переноске, принявшись прибирать чердак.
Рената(приблизившись к автопортрету, сама с собой).
Так и не выяснено, какую таблетку пили на ночь?...
Завадский( с портрета)
Рени, представь, что вокруг шеи ни белый шерстяной шарф, а на мне  кожаный рабочий фартук и я восклицаю примерно так:- Нет слов, но я проник в суть образа богини именно рельефом! Вижу и себя, как в зеркале , целую лик Афины на серебряном блюдечке  и богиня, о, Господи,  является мне…(на автопортрете ощущается движение  тени мастера)
Рената.
Да, я знаю, что вы  на серебряном блюдечке выгравировали Афину в шлеме, покровительницу ремесел, но я так и не нашла этот сюжет, уникальный орнамент на серебряном блюдце …
Завадский( с портрета)
Да, я спрятал его в том чердачном  хламе  с кисточками и кусками холста (шарф вокруг шеи слегка дернулся..)чтобы подарить любимой дочери на день свадьбы, но…этот сукин сын, блондинчик с голубыми глазками подпортил…,я же ему запретил появляться в особняке.
Рената.
И он подменил  вашу таблетку? Да, да, потому что  врач, который свидетельствовал  смерть, спросил именно у меня: какую таблетку принял  д я д я?
Завадский(с портрета)
Рени, в тот момент истины и прозрения ,когда я ощутил  образ Афины наяву, у меня даже руки вспотели, богиня ожила на моём шедевре, она беседовала со мной (шевеление белым шарфом от надвигающих теней через распахнутую фортуну).Ну, пока я жив,  так рассуждал в тот вечер ,пусть домочадцы смотрят только на меня, а как умру, то насладятся  автопортретом и зреют меня в нём, как живого (ха-ха ), сказав самому себе, я налил в бокал белого вина, бросив таблетку для поднятия тонуса   и  залпом выпил, потом поднялся к жене, обнял ее, ну сама понимаешь, было уже за полночь…
Рената(восторженно).
Так у вас, дядя Толя, был ещё и секс?
Завадский(с портрета)
Ну, а как же, Рени, да еще в такой праздник души, когда сама покровительница явилась воочию…,милочка, это была такая ночка, потом  повернулся на правый бок и…
Рената.
Я помню, как Аля сетовала, что не может найти серебряное блюдечко  с гравировкой лика Афины ,картины сейчас не каждый покупает, а ими завален весь чердак, а вот чистое серебро… Тут на чердаке целый М о н м а р т р(смеется),но  никто не догадался…
Завадский(с портрета)).
Рени, так здесь как раз шнырял ее блондин, но в аккурат в фортуну влетел ветер, а может, был подан сигнал небесными силами ,мой белый шарф  шелохнулся и тот  пузырь как завопит:-О Н…О Н … он живой…Бежал по лестницам как ошпаренный, скрестив руки на груди, а в  пазухе… украденное серебро.
Рената
Да ,вы правы, это такой жук! но я с ним поквиталась (крестится, отдаляясь ,работает шваброй, самой себе громко вслух).
Я за тетей хорошо  ухаживала, носила из ресторана супчик грибной с курицей, который она любит, кормила из ложечки, она любила читать Драйзера, почему-то вск лежачие любят этого американца. Алька  бросала книги у ширмы, за которой лежала ее мать, а я подбирала  и подчитывала вслух «Сестру Керри»,она особенно любила слушать  ту историю… (вглядывается в автопортрет ) участковый, совсем мальчишка, передал от особняка ключи мне, я же сирота, но удочерённая вашим братом , однако, ношу  такую же фамилию …
…В чердачном лежбище  разливается тишина, Рената поднимает картину ,прижимая холст к груди.
Давай-ка я отнесу тебя в горницу, Завадский, в твоем лежбище  надо провести генеральную уборку, а ты мне мешаешь сосредоточиться.
Рената спускается по ступенькам винтовой чердачной  лестницы в гостиную, таща за собой автопортрет дяди.

Мизансцена  вторая
Явление  снизу  …
Хорошо обставленная в деревенском стиле гостиная  с  цветущими кактусами. Рената. поправляет автопортрет усопшего хозяина, установленный  в аккурат напротив окна, чтобы зайчики заходящих лучей могли  играться  на белом шерстяном шарфе Завадского. Через открытое окно влетает связка ключей, и следом распахивается дверь, гость  без приглашения резко  входит в гостиную, приближаясь…
Игорь.
Не ждала, думала, что я пропал навеки(пытается обнять)
Рената(выбрасывая ладонь).
Не подходи, окаянный мамалыжник ,сбежал, оставив меня отдуваться за грехи  смертей ,искать улики, доказывать…!
Игорь.
 Этот старик под белым шарфом навел на меня целый кошмар, он еще в лежбище?
Рената(смеясь)
Я вынесла его из лежбища  на время генеральной уборки(разворачивает юношу к автопортрету дяди)
Игорь
О, силы небесные! Надо же, какое искусство у твоего дядьки(подходит ближе к автопортрету).Сейчас при дневном свете белый шарф не так…Нет, поглянь-ка, он колышется…Дай мне стакан воды!
Рената(приходя в восторг)
Сам налей, я не горничная (показывает на графин с водой на подоконнике).Да и тут блондина  не ждали, Алька в сырой земле, и потому из наследства тебе, лишь  как сожителю ничего не светит!
  Парень пьет из графина, поднимает брошенные через окно ключи, кладет на подоконник.
Игорь.
 Это ключи от лежбища, я лишь хотел там спрятаться на время от полицейских…
Рената
Рассказывай сказки, ты вынес дядин последний памятный шедевр --серебряное блюдечко с ликом Афины в шлеме?
Игорь.
Я не знал ни о каком шедевре, просто, когда я влез в то лежбище, кинулся сразу в угол и стал как в лихорадке  разгребать весь хлам, чтобы залечь на всякий случай, но тут что-то сверкнуло, прямо как серебро и я спрятал тот предмет за пазуху, без всякого на то  умысла, но случилось нечто такое …белый шарф как бы развернулся, а сама картина вроде  начала подниматься… или ж  в фортуну влетел ветер, но я так испугался, мне показалось, что мертвец ожил и сейчас меня ухватит за  волосы и  потащит к полицейским, я сдрейфил и выбежал…
       Парень, перекрестившись, приподнимает свитер  и достает из внутреннего кармана рубахи завернутый в пакет предмет, Рената бросается к  парню,  рука Игоря начинает дрожать и конверт со звоном  падает на пол …
Рената(с горечью).
 Какая жалость. Сама богиня явилась ,шедевр я постараюсь склеить…(девушка  бережно кладет блюдечко на скатерть, пытаясь обновить треснутое) Деревня-матушка! На серебре  гравировка  / богини Афины в шлеме, покровительницы ремесел, материнства, ведь дядя хотел подарить это блюдечко дочке в день свадьбы, но не с  ж е н а т и ко м…
Игорь.
Алька сама меня увела на вечеринке, она хотела иметь ребенка от меня, чтобы у него были голубые глаза, ну и я польстился на добро, увидев, такое шикарное лежбище, а с детьми своими я бы по воскресеньям встречался, платил бы жене алименты (глухой вздох), но чтобы сам хозяин  сыграет в ящик? ни.. ни,..а потом следом и мамаша и… всё пойдет в тар тар…(приближается к девушке, пытается обнять…)Давай, милка, продадим это лежбище и уедем в Канаду, я давно мечтал  там поселиться…
Рената.
Не сверли меня голубыми глазами(пытается оттолкнуть парня),я же не каменная, да щекотно же!
Игорь
Да ты такая краля ,Рени, я всю жизнь буду тебя на руках носить, у нас будет куча деток и все с голубыми глазками.., Я же сейчас такой одинокий из-за той Альки…я возил ее на море, спал с ней пару раз, она как переспелая груша, а ты…
Рената(резко одёрнувшись).
Не кляни ,мою усопшую сестру,  моя к тебе минутная слабость(пытается оттолкнуть  парня),убери руки(складывает пальцы в кукиш) во..! Да я еще девка! Убери руки, мамалыжник, если б не ты… дядя был бы с нами(плачет) !
  В распахнутое окно врывается ветер, играясь на полах белого шарфа на автопортрете, само лицо усопшего под лучом как бы оживает ,разворачиваясь  в сторону блондина тот вздрагивает и убирает ладонь из-под блузы девушки.
Игорь.
Нет! Этот шарф хочет меня задушить, я никого не травил(крестится),я поддался тоже слабости, ведь богатая дочка захотела от меня ребенка, и я повез ее на море…
Рената.
К сожалению, моя сестра не могла иметь детей ,она столько лечилась, но…недаром дядя выгравировал на серебряном блюдечке  лик богини Афины..
Игорь.
Ты наговариваешь на свою сестру, это твоя зависть, ненасытность погубила всех, твоя скрытая алчность, в тебе я увидел себя, краля (снова пытается овладеть девушкой).
Рената.
Так послушай, блондин(задергивая юбчонку)Алька ненавидела родителей, особенно мать, тетя такая кондовая! В  девятом классе сестра не вечеринке поймала от мальчика, а в  лицо не запомнила, пили шампанское при уличных фонарях и забеременила.Что скажет  непременно школа, родственники, знакомые ,соседи? И повитуха против Алькиной воли  сделала аборт  на дому, так велела мамаша ,а папаша, мой дядя(кивает  на автопортрет), подкаблучник, хотя и мастер на все руки, но…неудачно, сестра мне сама говорила, что виновата ее мать и вот месть во что обернулась. Три смерти почти одна  за другой…Нет, исчезни, женатик, я не хочу, чтобы твои дети проклинали меня ,их проклятье повисло бы и на моих деток в будущем, вали сам в Канаду…
Игорь(несколько зло).
Смотри, чтобы не пожалела, краля-наследница!
… Тень набегает на автопортрет, врывается ветер и штора смахивает графин с водой на пол…разлетаются осколки.
Нет! Это   о н!  опять он! Этот белый шарф меня пытается задушить!
Рената.
Странно, графин с водой разбился? Уж не отравлена ли была вода, когда я отвернулась на миг? А ну вон из наших апартаментов! Вон!
Девушка распахивает дверь настежь, берет веник и машет перед лицом блондина
В о н!
Игорь(несколько зло).
 Так и знай , подожгу это лежбище желаний  с дядькой под белым шарфом!
      Выбегает наружу, слышно, как захлопнулись тяжелые  ворота. Девушка задергивает штору, крестится перед автопортретом тотчас блики заходящих лучей солнца освещают полотно.
Завадский(с портрета))..
 Я оценил  твой шикарный жест-отказ блондину ,хотя и он довольно  недурен собой ,но пакостник!
Рената.
Блондин ,как появился в лежбище, так сразу  глаз на меня поставил и не отпускал, если я была неподалеку, только Алька оказалась слепой, потому что пленилась его голубыми глазами(улыбаясь). А они, дядя, просто потрясны, как у женщины, с поволокой, так бы  всю жизнь в них смотреть…(пауза)
Сквозь фортуну видно, как набегают тучи, приоткрывая одну светлую полосу. легкий ветерок  в движении, просвечивается силуэт…
М е н т о р (в шлеме Афины, назидательно)
Когда Телегон, незаконнорожденный сын Одиссея и Цирцеи, убил в поединке неузнанного отца;легендарного Одиссея (движение в сторону),это, как принято трактовать, отражение всемирной истории борьбы отца и внебрачного сына (раздумывая, сняв шлем Афины),не утруждайте себя отчаянной мыслью? ибо страсти не унять и postmortem? внушить юной дочери аборт, лишая её материнства, « что за  комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом», вспомнили Фамусова? «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова  (пауза, сдвинув маску Афины, растворяется в тенях )?
Новоявленная  хозяйка  собирает осколки разбившегося графина, в один из которых ставит веточку сирени на подоконнике. Устраивает треснувшее  серебряное блюдце с ликом Афины в шлеме в центре стола, присаживаясь и не зажигая свет…
Рената.
Теперь это всё моё! Всё моё!.(кружится по паркету).
Когда я маленькой девочкой переступила порог этого красивого и богатого лежбища, так прозвал свою усадьбу дядя , я подумала про себя, что  всё это  вскоре будет моим и только моим! Я же недаром кормила тетю грибным  супчиком, она его так любила(прохаживается), ну, а с Алькой злую шутку сыграл сам блондин (улыбка),и теперь это всё моёёёёё!!!
      Откуда-то сверху раздается нервный смешок, Рената мигом включается свет ,распахивается входная дверь и появляется гость.
Игорь.
Я услышал, что ты назвала лежбище Завадского особняком желаний, как я долго к нему шёл, милочка! Не прогоняй!
Рената.
Разве ты не ушел?  кстати и  я  тоже мерзкая! Я даже подумала продать самый большой шедевр- портрет дяди под белым шарфом…Разве  нам  мало ?
Игорь.
Ты сказала… н а м?
Рената.
Не цепляйся за слова, красавчик! Займемся ,делом!
Рената, выключив свет , сама обнимает блондина  и тянет его на кушетку
Игорь.
Ты пахнешь сиренью, я мечтал об этом с самого появления в этом особняке(оглядывается)
А где автопортрет дяди?
Рената.
В лежбище, не суетись, я продам его  воскресенье на толчке, многие знают мастера и уверена, что купят полотно ,а нам будет на первых порах на что… жить
Игорь.
А серебряное блюдце?
Рената.
Нет, я склею и вывешу на видное место, Афина пошлет нам деток с голубыми глазами. Этот же шедевр дал дяде бессмертие, а нам новую жизнь, понял?
Игорь.
Понял! Всё таки не зря я вернулся…,ох…Теперь это всё наше!
Рената(вскочив с кушетки, поднеся  кукиш к носу парня).
 Ошибаешься! Теперь это всё моё!
Игорь.
Не  понял!
Однако девушка неожиданно собирает его вещи и швыряет за окно
Рената(резко, указывая на дверь).
Собственник ,кажется ты собирался в Канаду? Так прихвати еще и  законную женушку с малолетками, а я тебе не Алька!
 Расхаживает по гостиной, передразнивая…
Это всё наше!?Ишь выкуси...
 Новая хозяйка снова водит перед его носом комбинацию из трех пальцев,глазами показывая ему на выход, на портрете  возникает ощущение белого шарфа Завадского, словно желавшего сорваться с автопортрета и обмотать горло блондина, парень медленно отступает к входной двери. Пространство покрывают блуждающие тени, в которых возникает маска Ментора … 
 М е н т о р ( поправляя маску Афины)
Всё полно, Юпитер!
…удаляется ,в полутенях нависает глубокая  тишина звуков, скрывая тайну пространства снизу и его грехопадения..
                Занавес


Рецензии