По законам любви - 4

                ***
     Слово «Красота» такое объёмное по своему значению, что вряд ли найдёшь подобное в русском языке. И о чём бы ни шла речь, от одного этого слова становится отрадно на душе, даже если речь пойдёт о мёртвом теле. Нет, не о человеческом теле я говорю, не о теле животного, а о древесном. Совсем усохшие деревья нам редко увидеть удаётся, но сухие ветки на растущем дереве, да куда ни глянь, если задашься такой целью, обязательно о них взгляд споткнётся. А так – дело привычное, мы особо и не расстраиваемся на этот счёт. Замучаешься расстраиваться, ведь даже в собственной квартире в основном мебель деревянная. Выйдешь в подъезд – там перила сверху деревом облицованы, чтоб руке тепло и приятно было. И так во всём. Человек ещё с тех древних времён, как взял палку в руки, так с деревом не расстаётся. Это, если иметь в виду практическую сторону вопроса. До понимания красоты любому человеку ещё дорасти надо. Опять же, тут не в возрасте дело, а в плане восприятия мира природы. А тут по-разному бывает, один человек остановится в изумлении, другой же будет удивляться тому, что человек остановился. Вот и мы, с внуком моим, Александром, о чём бы мы ни говорили, гуляя в лесочке за посёлком, вдруг, прервав разговор, очаровано смотрим в одну сторону. Не всегда слова находятся в эту минуту, благо, что сфотографировать не составит труда. И, вот, теперь вглядываясь в эти фотографии, порой холодный пот прошибает. Плохо, когда человек лишён воображения, а когда оно зашкаливает, вздрогнешь даже глядя на фотографию. А плюс к этому понимаешь, что это мёртвая красота, то иной раз ругнёшь себя, словно всуе нечистого помянул. И.вот, передо мной две фотографии, как невыдуманные истории нашего здешнего леса. На обеих фотографиях большие, толстые ветки, на которых даже кора обсыпалась. Сами ветки имеют сходство с телом застывшей змеи, упругое, мускулистое, только от центрального ствола ветки отходят потоньше. На них кое-где ещё сохранилась кора, наверное потому, что на коре зеленеют пятна плесени. Как так получилось, что на живом, здоровом дереве отмерла ветка, которую ладонями двух рук не обхватишь, по крайней мере, мне этого не понять.
     На другой фотографии видно, что растут старые сосны. Их несколько. Зелёная хвоя где-то там вверху, а ниже ярус сухих веток, которые, как пальцы рук переплелись. Белочки по ним перебегают с дерева на дерево. Я же помню, когда снизу смотрела на переплетение веток, вроде бы даже некий узор вырисовался, а теперь на те же ветки смотрю и холодок по спине пробегает. Чисто змеиная свадьба. Понимаю, что это всего лишь сухие ветки, но какие страхи они нагоняют на человека, может быть даже неспроста, а чтоб отвадить главного губителя леса – человека, я лучше это место обойду стороной.
     Из одной прогулки я, не нашла ничего лучшего, как насобирала под плакучими берёзами тоненькие сухие веточки. Шла домой и вряд ли люди думали, что я букет несу, скорее – веник. Дома, после того, как отдохнула, вспомнила об этих веточках. Когда ещё  несла их домой, то даже не представляла, зачем они мне дома нужны. Теперь же обеденный стол застелила белой простынею и положила на неё эти тонкие веточки, просто так, как легли. Ушла в комнату, чтоб из памяти стёрлось первое впечатление и через минут 10 вернулась и издали, от дверей, стала смотреть на то, какой узор эти веточки создали на белом фоне. Лица, фигуры и просто хитросплетения, у которых и названия нет, виделись мне. Я ничего не исправляла. Просто работало моё воображение. И это было так занятно, что я только на третий или на четвёртый день убрала их со стола. Но всё же, до сих пор некоторые веточки стоят в букете на балконном столике.
     Да-а, красота бывает разной, нужно только постараться увидеть её.

                ***
     Кто сказал, что люди  пенсионного возраста стали серьёзными, степенными и не страдают любопытством? Конечно, сильно шустрить им уже здоровье не позволяет, но познавать мир природы им никто не запрещал, удивляться, любоваться и восхищаться божественным творением всего живого на земле, они могут и даже должны. Чтоб не ввергать в смущение других людей, моих ровесников и людей постарше меня, я рисковать не стану, буду рассказывать только о себе любимой. Это не преступление и не позорное пятно на моей биографии, так что мне вовсе не страшно быть смешной и наивной. И так, мои маленькие чудачества:

     Осень. Завершается пора листопада. Начинается сезон холодных дождей, моросящих, а порой ещё по-летнему обильных, с пузырями на обиженных лужах.
     Вот, иду я под зонтиком, с автобусной остановки, с сумкой в руке, домой. Асфальт залит дождевой водой с лужами на неровностях. Волей-неволей приходится, где перешагивать, а где и преодолевать лужи вброд, рискуя зачерпнуть мутной воды в туфли. Думать о чём-то другом, просто времени нет. И вдруг, среди привычной опавшей листвы в луже, увидела дубовый листик и несколько желудей, в шляпке и без тюбетейки, как я их называла в детстве. Но, то было на Украине, а тут, в Сибири, откуда такому сокровищу взяться? К тому же почти что в нашем дворе, где я каждое дерево знаю, как говорится – в лицо. Остановилась, оглянулась. Вроде никто не меня не смотрит… и полезла в лужу. Поддёрнула рукав, выудила все жёлуди и листок, чавкая водой в туфлях, поспешила домой.
     И что теперь? На столе лежат мои жёлуди, под стеклом листик, чтоб не покорёжило его. Красота! Живое воспоминание о детстве и… нескончаемый поток соплей из носа. «А нечего бабушке-старушке по лужам ходить!..»
     С самых детских лет я считала листики сирени самыми идеальными по своей форме, симметричными, в меру зелёными и не меняющими свой цвет до самого снега. Дубовый лист – это же полное несоблюдение формы, импровизация каждого листика, словно неумелой детской рукой нарисованы». Листья клёна, каштановые листья, листья грецкого ореха, тут всё чётко, разница только в длине листа. А дуб – сам себе закон. Волновые изгибы, где выше, где ниже, где глубже, а где капризная выпуклость. Сильное, многовековое дерево, так сказать – может себе позволить некие излишества. Хвойным деревьям вообще остаётся только завидовать. Я уже молчу, о какой крепости можно рассуждать с моим насморком…

     Весна – время чудес. Не все, но большинство растений сибирской природы стараются, как можно раньше проявить себя. Я всматриваюсь в эти ростки, такие слабые и беззащитные, однолетние и вместе с тем они растут, не как кому вздумается, а словно по команде прорастают, цветут, зреют. Невольно во мне пробуждается к ним некое уважение, как к разумным существам. Что греха таить: они каждый год не переписывают свою историю под чей-то модный всплеск накатившей дури. Они, учитывая опыт предков своих, создали свои неписанные законы и строго их придерживаются. Какие бы козни   не выкидывала погода, всё идёт своим чередом, всё на пользу, во благо будущему поколению. То есть – вызревающим семенам.
     У меня огородно-грядочный опыт, я бы даже сказала – солидный. Просто лет мне уже много. Каких я только новшеств ни перепробовала, а толку – чуть да маленько. В последние годы пришла к нам огородная мода – мульчирование. Думаете, это нечто новое? Всего лишь подсмотренная мудрость Природы. Сами посмотрите. В лесу снег растаял. Листвы на деревьях ещё нет. Солнечным лучам ничто не мешает землю прогревать. Прошлогодняя листва и трава, наподобие той же мульчи из сена, коими устелены все клубничные грядки у моей заботливой невестки, сохраняют влагу…
     Я иду лесной тропинкой, жадно смотрю на всё, что успела обласкать весна. Каждый день что-то новое рождается. А день сегодняшний запомнится мне беленькими цветочками. Сквозь обмертвевшую траву, на свет Божий выглянул росточек, ещё без листьев, но уже есть раскрывшийся цветочек, выставив на показ своё самое сокровенное – жёлтенькую сердцевинуку,  именно то место, где и должна зародиться новая жизнь. И это новое всего в нескольких сантиметрах от ещё не успевшего потемнеть прошлогоднего буйства. Вроде, как бабушки с внучатами. Хотела ближе подойти и, через несколько шагов в сторону от тропинки, остановилась и вернулась назад. Под природной мульчой чавкает вода. Видимо Природа таким образом защищается от посягательств жадного до приключений человека. Мне даже стыдно стало…

               
     Поздняя осень. Заморозки, холодные дожди со снегом, с ветрами, от которых покрывается всё и вся ледяной коркой. От такого ненастья люди сами Зиму на престол зовут, чтоб в мире порядок навела, все неприглядные места выбелила. А Зима не сразу в наступление идёт, у неё свои расчёты. То у неё из снежной крупы круговерть, то вдруг обрушится на наши дворы, прямо по-военному – разведка боем. Все, кто может убежать, по тёплым квартирам, спрячутся. Только, как ни прячься, а наступают такие моменты, что по гололедице приходится идти. Куда деваться, я и пошла. Уже ближе к обеду домой через наш двор возвращалась. А двор наш – шесть жилых пятиэтажек окружает. Каждому дому детская игровая площадка полагается. С утра тихо. Все детки при деле. Уже под вечер разноголосый шум под окнами.
     Вот, иду я по мощёной дорожке, через наш двор, мимо песочниц, скучающих качелей, низких и высоких металлических горок. Солнце выглянуло, под ногами на дорожках подтаивать стало. Мне и пришла в голову мысль, по покрытой изморозью траве наискосок двора пройти. Посчитала, что не такое уж и страшное нарушение совершу – подмороженную траву вытопчу. Этой траве уже всё едино. Да и не видно никого во дворе, некому осудить мой стариковский проступок.
     Так дороженька моя пролегла, что я мимо детской горки быстрым шагом прошла. Ну, не самосвал же с песком проехал, а всё же какой-никакой вес я всё же имею. Всего-то несколько шагов от того места отошла, где заканчивается нижний край желобка крутой горки. И, вдруг, слышу сзади – ш-ш-шик. Я с испугу сгорбилась, голову в плечи втянула, пытаюсь сообразить: что это было? Оглянулась и даже охнула от удивления. А оно вот как сложилось. Вечерний дождевые капли подморозило не только на дорожках, но и на гладеньком металлическом желобке. А поскольку он снизу теперь потеплевшим ветром обдуваем, то ледяная корочка и подтаяла. Всего лишь малого толчка хватило, чтоб ледяное обмякшее полотно, не то что съехало, а аккуратненько гармошкой сложилось, как ткань после просушки. Её ещё называют: туда-сюда, гармошкой. Ровненько так, просто загляденье.  Даже жаль стало, что такая красота скоро растает.
     Постояла я, посмотрела и… пошла к другим горкам, ведь их во дворе пять. Тут уже я понарошку подходила и по бортику каблуком стучала. Не сразу, но всё же съезжало беленькое полотно. А до той горки, что долго стояла в тени дома, я так и не достучалась. Домой пошла. Про себя думая: - Стыдобище какое!.. На старости лет…
     Ладно. Домой пришла, через какое-то время на балкон вышла, оттуда лучше видно. Глядь, а там уже детишки гурьбой стоят. Съехавшую ледяную ткань рассматривают. Вот, так оно лучше…


Рецензии