Шахматы начинающим

 Какие шахматы!
Ты посмотри, какие шахматы!
Пехота первою пошла.
И конь скакнул, ведь он шарахнутый
Всей буквой Г из-за угла.
Слонов, конечно, не заметили?
И как-то их не ровен ход.
С утра дебют они отметили,
Их сикось-накось и ведёт.
Ладья, ну, что бы это значило?
Что с ней тут делать, как тут быть?
Она не может поворачивать,
А может прямо лишь ходить.
Вот королева ходит павою
И гордый свой не прячет взгляд,
Под леву руку, и под правую,
Вперёд гуляет и назад.
А вот король идёт со свитою,
Ему приходится спешить.
Врагу он хочет недобитому
Дать шах и матом обложить.
Е.Логинов


Шахматы
Для начинающих
Сицилианская защита
Ферзевый гамбит

Расстановка фигур:
1 горизонталь – это места для белых фигур. По краям стоят две ладьи, потом ближе к центру идут кони, слоны и король с ферзём, королева любит свой цвет.
2 горизонталь – места для белых пешек. Чёрные –  напротив, в зеркальном отражении, на 8, 7 горизонтали.
Пешки ходят только по вертикали вперёд на одну клетку. Первый ход могут делать через клетку, при этом, если рядом на горизонтали окажется пешка противника, то она может взять сходившую пешку на проходе. Пешка берёт другую фигуру по диагонали вперёд на одну клетку или вправо, или влево. Назад пешки не ходят. Дойдя до последней горизонтали, пешка может стать любой фигурой, независимо от их имеющегося количества.
Ладьи ходят строго по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, в любую сторону, в пределах доски.
Слоны ходят строго по диагонали того цвета, на котором стоят, на любое число клеток, в любую сторону, в пределах доски. Большой недостаток у них есть, не могут они занять клетку другого цвета, поэтому сильны в паре в конце игры.
Кони имеют большую ценность в начале игры и в середине, могут прыгать через фигуры, ходят буквой Г – Это три клетки по прямой в любую строну, вертикали, или горизонтали и одна клетка в любую сторону под прямым углом, или наоборот. В жизни ничего похожего ещё не придумано. Попробуйте представить себе огнестрельное оружие с загнутым дулом. Поэтому-то и непросто использовать коней в атаке, но ещё труднее от них защищаться.
Ферзь, или королева может ходить, как ладья и как слон.
Король может ходить, как королева, но только на одну клетку в любую сторону.
Цель игры – поставить королю противоборствующей стороны мат, не получится, лишить его рокировки, или занять выгодную позицию на худой конец..
Для того, чтобы играть в шахматы и не проигрывать, нужно знать несколько общих правил. Вот они:
1. Нужно, как и в жизни, уметь занять хорошее место, т. е. выгодную позицию, чтобы контролировать, как можно больше полей. В начале партии – это центр. Центр – это поля е4, d4, е5,d5, для пешек и коней.
2. Развивать фигуры, то есть выводить их с крайней горизонтали на более активную позицию, чтобы эффективно их использовать. Эффективно, значит, с большей пользой.
3. Организовать прорыв и первым занять его, т.е. ввести туда ладьи.
4. Лишить короля противника рокировки, чтобы он не смог укрыться в безопасном месте. Это цель начала партии.
5. Не вводить в игру ферзя в начале партии. Это почти то же самое, что поставить короля своего на середину доски в начале игры.
6. При рокировке сначала нужно браться за короля, а потом за ладью. При короткой рокировке король ставится на букву g, ладья на f. При длинной рокировке король ставится на букву c, ладья на d.
7. в середине партии, после рокировки, не нужно открывать пешку противника, стоящую напротив короля.

Основные понятия

Шах – прямая угроза королю.
Мат – шах и королю некуда ходить и нечем закрыться.
Пат – шаха нет, но нечем и некуда ходить.
Гардэ – вилка – удар в два места сразу.
Цейтнот – нет времени подумать.
Цугцванг – все ходы плохие.
Фианкеттирование – вывод слона на центральную горизонталь в начале игры.


Начала

Открытые начала – это когда первые ходы        е2 – е4             е7 – е5
Полуоткрытые – это когда первый ход е2 – е4, а второй не е7 – е5
Закрытые начала – это когда первый ход
не е2 – е4
Гамбит – это жертва пешки в начале партии, в переводе с итальянского, подножка.

Русская партия, или защита Петрова

е2 – е4    е7 – е5
Кg1 – f3    Кg8 – f6

Вариант №1

d2 –d4    e5 : d4
e4 – e5    Kf6 – e4
Фd1 : d4    d7 – d5 (взятие на проходе)
e5 : d6       Ke4 : d6
у белых есть продолжения: Кс3, Сd3 и Сg5 с нападением на ферзя, но у чёрных f7 –f6 на этот ход.

1. е2 – е4  е7 – е5
2. Кg1 – f3  Кg8 – f6


Вариант №2

3. Кf3 : е5  d7 – d6
4 Ке5 – f3  Кf6 : е4
5.? d2 –d4   d6 – d5
6. Cf1 – d3  Cf8 – e7
7. 0 – 0    Kb8 – c6
5.? Белым нужно убрать опасного коня чёрных на е4, поэтому d2 – d3, логичнее.
 Можно для начала играть проще:
5. d2 – d3  Ke4 – f6
6. h2 – h3
от хода чёрным слоном на g4. и далее в более спокойном варианте для начинающих.
1. е2 – е4  е7 – е5
2. Кg1 – f3  Кg8 – f6

Вариант №3

3. Кf3 : е5  d7 – d6
4 Ке5 – f3  Кf6 : е4
5.Фd1 – e2  Фd8 – e7
6. d2 – d3  Ke4 – f6
7.Сс1 – g5  Фe7 : e2x
8.Cf1 : e2    Cf8 – e7
9.   0 – 0          0 – 0




Сицилианская защита

e2 – e4  c7 – c5
Если следовать нашему правилу №7, то этот ход чёрных сразу же почти исключает длинную рокировку белых.

Система Рубинштейна

2. Kg1 – f3  Kg8 – f6
3.e4 – e5  Kf6 – d5
4. Kb1 – c3  e7 – e6
5. Kc3 : d5  e6 : d5
6. d2 – d4    Kb8 –c6
7. d4 : c5      Cf8 : c5
8. Фd1 : d5   Фd8 – b6
9. Cf1 – c4    Cc5 : f2+
10. Kpe1 – e2   0 – 0
11. Лh1 – f1   Cf2 – c5
12. Фd5 – e4   ?!
Обоюдоострая игра. Конь чёрных с с6 с шахом и без может уйти на е6,если 12. Кf3 – g5? или пешка с2 – с3
10. Крf1 можно, но тогда нельзя убирать коня с f3.

Сицилианская защита

e2 – e4  c7 – c5

Вариант дракона

Kg1 – f3  d7 – d6
d2 – d4     c5 : d4
Kf3 : d4    Кg8 – f6
Kb1 – c3   g7 – g6
Сс1 – e3   Cf8 – g7
f2 – f3         0 – 0
Cf1 – c4   Kb8 – c6
Cc4 – b3   Фd8 – a5
Фd1 – d2  Cc8 – d7
0 – 0 – 0   стоит ли?
Ведь правило №7 говорит об обратном.
5. Такой ход чёрных с дальнейшим фианкеттированием слона указывает на вариант дракона.


Сицилианская защита

e2 – e4  c7 – c5

Вариант Найдорфа

Kg1 – f3  d7 – d6
d2 – d4     c5 : d4
Kf3 : d4    Кg8 – f6
Kb1 – c3   a7 – a6

Атака Раузера   6. Сс1 – g5
6Cc1 – g5    e7 – e6
7. f2 – f4       Cf8 – e7
8. Фd1 – f3    Фd8 – c7
9. 0 – 0 – 0 ?   Kb8 – d7
10.Cf1 – d3    h7 – h6
11.Cg5 – h4   g7 – g5
12. f4 : g5      Kd7 – e5
13.Фf3 – e2   Kf6 – g4
14.Kd4 – f3    h6 : g5
15.Ch4 – g3    Cc8 – d7
16.h2 – h3      Ke5 : f3
17.h3 :g4         Kf3 – h4

Сицилианская защита

e2 – e4  c7 – c5

Вариант Найдорфа

Kg1 – f3  d7 – d6
d2 – d4     c5 : d4
Kf3 : d4    Кg8 – f6
Kb1 – c3   a7 – a6

Атака Созина   6. Сf1 – c4

6. Сf1 – c4        e7 – e6
7.  0 – 0             b7 – b5
8. Cc4 – b3      Cf8 – e7
9.  f2 – f4             0 – 0
10. e4 – e5         d6 : e5
11. f4 : e5         Kf6 – d7
12. Фd1 – h5    Kb8 – c6
13. Kd4 : c6      Фd8 – b6+
14. Cc1 – e3      Фb6 : c6
15. Kрg1 – h1    Cc8 – b7
На 14. Чёрным лучше взять коня
У чёрных хорошая контригра.

Сицилианская защита

 e2 – e4    c7 – c5

Современное продолжение

2.  Кg1 – f3    Kb8 – c6
3.   d2 – d4       c5 : d4
4.  Kf3 : d4     Kg8 – f6
5.  Kb1 – c3      d7 – d6



Система Болеславского

6.  Cf1 – e2       e7 – e5
7.  Kd4 – b3     Cf8 – e7
8.     0 – 0             0 – 0
9.    f2 – f4         a7 – a5
10.  a2 – a4      Kc6 – b4
11. Kрg1 – h1    Cc8 – e6
12.  f4 – f5         Ce6 – d7
13. Cc1 – g5       Лa8 – c8
14. Ce2 – f3…


Сицилианская защита

1 e2 – e4    c7 – c5

Классическое продолжение

2.  Kg1 – f3       e7 – e6
3.   d2 – d4        c5 : d4
4.  Kf3 : d4       Kg8 – f6
5.  Kb1 – c3      Kb8 – c6
6.  Kd4 – b5      Cf8 – b4
7.   a2 – a3       Cb4 : c3+
8.  Kb5 : c3        d7 – d5
9.   e4 :d5           e6 : d5
10  Cf1 – d3         0 – 0
11.   0 – 0            h7 – h6
12.  Лf1 – e1       d5 – d4

Сицилианская защита

1 e2 – e4    c7 – c5

Схевенингенский вариант

2.  Kg1 – f3       e7 – e6
3.   d2 – d4        c5 : d4
4.  Kf3 : d4       Kg8 – f6
5.  Kb1 – c3       d7 – d6
6.  Cf1 – e2        a7 – a6
7.    0 – 0           Cf8 – e7
8.   f2 – f4          Kb8 – c6
9.  Cc1 – e3            0 – 0
10. Фd1 – e1       Фd8 – c7
11. Фe1 – g3



Ферзевый гамбит

1. d2 – d4    d7 – d5    2. c2 – c4

Ортодоксальная защита

1.  d2 – d4        d7 – d5
2.  c2 – c4         e7 – e6
3. Kb1 – c3       Kg8 –f6
4. Cc1 – g5        Cf8 – e7
5.  e2 – e3             0 – 0
6. Kg1 – f3         Kb8 – d7
7. Лa1 – c1            b7 – b6
8.  c4 : d5               e6 : d5
9. Cf1 – d3          Cc8 – b7
10.   0 – 0               c7 – c5
11.Фd1 – e2            a7 – a6








Ферзевый гамбит

1. d2 – d4    d7 – d5    2. c2 – c4

1.  d2 – d4        d7 – d5
2.  c2 – c4         e7 – e6
3. Kb1 – c3       Kg8 –f6

Система Капабланки

4. Cc1 – g5        Cf8 – e7
5.   e2 – e3           0 – 0
6. Kg1 – f3         Kb8 – d7
7. Лa1 – c1            c7 – c6
8. Cf1 – d3           d5 : c4
9. Cd3 : c4            Kf6 – d5
10.Cg5 : e7           Фd8 : e7
11.  0 – 0               Kd5 : c3
12.Лc1 : c3              e6 – e5
13. de…

10              Ошибочно К:с3


Рецензии