Жидкая валюта

«Жидкая валюта»

Работая после института на радиозаводе, в семидесятые годы, столкнувшись впервые с производственным процессом, был весьма удивлен, тому, как расходуется этиловый спирт, предназначенный вроде бы на технические нужды.

Никакой речи о  «протирке контактов», естественно, не было, а спирт, непонятно каким образом, уходил неизвестно куда, и можно лишь было догадаться, что он использовался, в основном, для внутреннего употребления.

Так, однажды, когда зимой мы с напарником доставляли свои изделия из Великих Лук в Москву для выставки народного хозяйства, на грузовой машине, то только с помощью спирта согревались, сидя в холодной кабине, пока ехали на морозе пятьсот километров до места назначения.

Еще больший восторг вызвала у меня картина  по поводу употребления «жидкой валюты», когда я, спустя несколько лет, стал работать на нефтеперерабатывающем заводе в цехе контрольно измерительной аппаратуры.

Коллектив цеха оказался на удивление дружным, спетым и, в дополнение, «спитым».

Все начальники участков и само-собой начальник цеха получали приличное количество литров чистейшего этилового спирта на «технические нужды». Естественно, большую часть этого спирта  тратилось на организацию застолий и на добычу дефицита. На протирку контактов почти ничего не оставалось.

Когда меня перевели в мастера,  начальник цеха по этому поводу после работы в своем кабинете собрал весь младший командный состав – мастеров, старших мастеров, замов, начальников участков и устроил мое «посвящение» в свое окружение. Всего собралось человек пятнадцать. Трехлитровой банки спирта вполне хватило, чтобы  обмыть мое назначение и познакомить с коллективом мастеров.

Потом я сам начал получать каждый месяц по ведру спирта, который хранился у меня в специальном сейфе.

Что-то из этого количества, мы иногда распивали между собой, в своем коллективе участка, по праздникам или по дням рождений.

Но большую часть приходилось отдавать разным «нужным людям». Если что-то надо было достать, изготовить, привезти. Тогда я наливал «маленькую» и шел куда надо, с большей уверенностью в успехе… К токарю, сварщику, кладовщице, монтажникам, художнику, водителю…

Работа у мастера, сами знаете какая… Достать, привезти, заказать, стибрить, выписать, уговорить, пригрозить. Без спирта никак. Особенно с монтажниками. Попробуй их уговорить что-то переделать в анализаторной, после того, как они уже сдали объект. Вот то-то!.. То у них кабеля нет, то трубы нужного диаметра, то электродов.  Но, если пообещать сто-двести грамм, сами догадайтесь чего, сразу все находится, и быстро все делается… Одно слово - жидкая валюта!  Двигатель прогресса.

И не только прогресса. Все праздники, майские и ноябрьские демонстрации, выезды на природу, на море, выезды на соревнования, на смотры художественной самодеятельности не обходились без этой «жидкой валюты» - спирта. Ну и самогонки, конечно. Но не будем подробно останавливаться на этой теме. Все знают, наши русские традиции, и все знают что делать, когда душа просит простора.

Расскажу лишь один курьезный случай с этим самым спиртом.

Как-то мы со Славкой Шевелой, моим напарником, пошли в кладовую получать спирт. Получили, несем к себе на третий этаж три трехлитровые банки этой самой огненной жидкости.

Случайно, уже в лаборатории одну банку, кто-то из нас, уронил. Мы ахнуть не успели, как банка стукнулась об пол и разлетелась на куски. Весь спирт, три литра растекся по полу. Такая потеря!.. Что делать?
Славка, не долго думая, хватает половую тряпку и давай собирать этой тряпкой спирт и выжимать в ведро, которым моем полы. Мы всей лабораторией с интересом наблюдаем за его манипуляциями, и следим, как грязный спирт с тряпки, после выкручивания, стекает в ведро.
После того, как пол блестел после такой дезинфекции, а в ведре набралось литра два с половиной грязного спирта, все смотрели на Шевелу, что же он собирается с ним делать.
- Да, вылей ты его в раковину, - предлагаю я…
Однако, Славка оказался хитрее.
Нашел чистую банку, стеклянную воронку, фильтровальную бумагу, и начал маленькими порциями грязный спирт фильтровать. Проделал эту процедуру два раза. В результате получил два литра чистейшего спирта. Все вокруг захлопали Славке в ладоши…
Мы потом этот спирт израсходовали  на «технические нужды». Веселое было время!..


Рецензии
Ах вот, оказывается, как делают технический спирт! Возьму на вооружение. Но вот чего я не понял: - Как спирт в вёдрах в твоём сейфе не испарялся? А-а..., дошло: он просто не успевал испариться, он сразу уходил на внутренние нужды (организма).

Дмитрий Зимин 2   06.01.2022 09:26     Заявить о нарушении
Дима, ты не поверишь, спирт у меня тогда в сейфе, даже в трехлитровой банке, я стал замечать. быстро почему-то "испарялся". Я долго этому удивлялся, пока не обнаружил неисправность замка, который, оказалось, открывался обычной отверткой. Мои ухарцы подчиненные обнаружили это раньше меня, и пока я бывал, как обычно, где-то на объекте, открывали отверткой сейф, отливали спирт по чуть-чуть несколько раз пока меня не было. Потом, когда я догадался и сменил замок, спирт "испаряться" перестал...

Александр Сивухин   07.01.2022 05:05   Заявить о нарушении