Играть на гитаре...

 Играть на гитаре, баяне, гармошке,
синтезаторе – это очень просто!

В начале немного о музыкальной грамоте. Для простоты и наглядности представим клавиатуру рояля (рис. 1).






















до




ре


ми


фа


соль


ля


си


до


ре


ми

Рис. 1. Клавиатура рояля

На рис. 1 представлен ряд белых и чёрных клавиш. Первая белая клавиша слева перед парой чёрных – это нота до. Вторая белая клавиша вправо – это нота ре. Дальше ми, фа, соль, ля, си. Между белыми клавишами при наличии черной клавиши разница по высоте звука один тон, там, где нет черной клавиши – полтона, между белой и черной клавишей также полтона. То есть между нотой до и нотой ре разница по высоте звука – один тон. Между нотой до и чёрной клавишей рядом разница по высоте звука – полтона. Следовательно, между этой чёрной клавишей и нотой ре тоже полтона. Между третьей и четвёртой клавишей вправо чёрной клавиши нет, следовательно, между ними полтона. Это нота ми и нота фа. Дальше вправо на белых клавишах по порядку располагаются ноты соль, ля, си, до. Между нотой си и нотой до тоже нет чёрной клавиши, значит между ними полтона. Черные клавиши понижают или повышают звук на полтона. Обозначается это знаками бемоль и диез соответственно. Например, если ноту ля нужно повысить на полтона, то для этого используется черная клавиша справа (диез #) на клавиатуре, а если понизить – черная клавиша слева (бемоль). Получается, что ля диез и си бемоль – это одно и то же.
Все вышеописанное дает возможность построить любой аккорд и перейти из одной тональности в другую.
Принято обозначать ноты латинскими буквами: C, D, E, F, G, A, H, соответствующими нотам до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Кроме того, они обозначают ещё и мажорные аккорды этих нот. В случае если заглавная буква используется в сочетании со строчной буквой m, то аккорд считается минорным. Например, Am будет аккордом ля минор. Если заглавная буква используется с цифрой 7, то это септаккорд. Аккорд в основе своей это трезвучие. Оно включает в себя три ноты. В ля миноре это ноты: ля, до, ми. Кроме того, это трезвучие будет тоникой в ля минорном ладу, о чём речь пойдёт ниже.

Тоника в ля миноре

Тоника в ля миноре – это ля минор (рис. 2).
































ля




до







ми





















Рис. 2. Ля минор
Am – (ля, до, ми, – 1,5т-2т)

На рис. 2 между нотами ля и до – 1,5 тона, между до и ми – 2 тона. При этом 1,5 тона – 2 тона – это размерность минорного аккорда.
Название аккорда идёт от первой ноты трезвучия. А название консонанса, то есть гармоничного звучания аккорда, зависит от тонов и полутонов между нотами трезвучия.
Размерность мажорного аккорда – это 2 тона, 1,5 тона (рис. 3).






до
диез
   #
























ля










ми




















Рис. 3. Ля мажор A – (ля, до #, ми – 2т-1,5т.)

На рис. 3 аккорд включает в себя ноты ля, до диез, ми, то есть между нотой ля и до диез будет 2 тона, а между нотой до диез и ми будет 1,5 тона. Это размерность мажорного аккорда. А если к размерности мажорного аккорда прибавить ещё 1,5 тона, то это будет септаккорд. 2т – 1,5т – 1,5т – это размерность септаккорда. Для А7 – это будут ноты ля, до диез, ми, соль.
На рис. 4 представлен ля септаккорд.






до
диез
   #
























ля











ми




соль

















Рис. 4. Ля септаккорд
A7– (ля, до #, ми, соль – 2т-1,5т-1,5т)

Рассмотрим взаимосвязь между аккордами в гармоническом ладу. В каждом ладу есть три главные ступени – это I, IV, V. В ля миноре это ноты ля, ре, ми. Первую ступень называют тоникой, тоника – это всегда минорный аккорд. Для более красивого перехода на другой аккорд используется тоника в мажоре. Четвёртую ступень называют субдоминантой – этот аккорд тоже используется в миноре. Пятую ступень называют доминантой – этот аккорд в мажоре, или септаккорд. Аккомпанемент многих песен строится на аккордах этих трёх ступеней. Вот они. В ля миноре – это ля минор, ре минор, ми мажор.
Доминанта в ля миноре

Доминанта в ля миноре – это ми мажор, или ми септаккорд (рис. 5). Ми мажор и Ми минор представлены на рис.6. и 7 соответственно.
















Соль
   #





















ми






 





си

      

ре




Рис. 5. Ми септаккорд
E7– (ми, соль #, си, ре – 2т-1,5т-1,5т)
















Соль
   #





















ми






 





си

      






Рис. 6. Ми мажор E– (ми, соль #, си – 2т-1,5т)




































ми





соль





си










Рис. 7. Ми минор Еm – (ми, соль, си. – 1,5т-2т)

Субдоминанта в ля миноре

Субдоминанта в ля миноре – это ре минор (рис.8). Наряду с этим используются Ре мажор (рис.9) и Ре септаккорд (рис.10).
































ре





фа





ля













Рис. 8. Ре минор Dm – (ре, фа, ля – 1,5т-2т)









#






















ре











ля













Рис. 9. Ре мажор D – (ре, фа#, ля. – 2т-1,5т)










#






















ре











ля





до







Рис. 10. Ре септаккорд
D7 – (ре, фа#, ля, до. – 2т-1,5т-1,5т)

Аккорды параллельной тональности

Для ля минор параллельная тональность – это до мажор. Доминанта до мажора – это соль мажор (рис. 11).









































соль



си




ре





Рис. 11. Соль мажор G – (соль, си, ре. – 2т-1,5т)
Минорной тональности всегда на терцию выше сопутствует параллельная тональность в мажоре. Если трёх аккордов для аккомпанемента не хватает, то его продолжение идёт через доминанту параллельной тональности. Сначала идет доминанта, дальше в аккомпанементе обычно используется тоника параллельной тональности. Тоника параллельной тональности – это до мажор (рис. 12).



























до







ре





соль

















Рис. 12. До мажор
С – (до, ре, соль. – 2т-1,5т)

Дальше по мелодии используют, обычно, субдоминанту. Субдоминанта параллельной тональности это фа мажор (рис. 13).
Субдоминанту параллельной тональности используют нечасто, или её не используют вообще, или вместо неё используют тонику основной тональности.





































фа





ля




до









Рис. 13. Фа мажор F – (фа, ля, до. – 2т-1,5т)

В результате получается ряд аккордов, на которых строится, обычно, мелодия в тональности ля минор.
Ля минор – Am, Dm, E7, G, C, F.
В тональности ре минор это следующий ряд аккордов.
Ре минор – Dm, Gm, A7, C, F, B. Аккорд с обозначением B – это си бемоль. Аккорды тонального ряда ля минор отличаются от соответствующих аккордов тонального ряда ре минор на 2,5 тона ниже. Такой интервал между нотой ля и нотой ре.
Для ми минор будет следующий ряд аккордов: Em, Am, H7, D, G, C.  Этот ряд будет отличаться от предыдущего на тон выше.
Теперь вы сами сможете составить ряд аккордов для песни в любой тональности.


Гитара

Представим себе гриф гитары так, как будто мы на ней играем. Перенесём первые три лада на бумагу. Вот наши три аккорда в ля миноре плюс  ля мажор (рис. 14).

Рис. 14. Аккорды

В аккорде Am цифрой 1 обозначен указательный палец на второй струне, цифрой 2 – палец на четвёртой струне, цифрой 3 – палец на третьей струне. В остальных аккордах аналогично.
Можно начинать играть на гитаре, но для этого ее надо сначала настроить.
Для этого надо знать, что первая снизу, не нажатая струна гитары – это нота ми. Её можно настроить по камертону, или музыкальному инструменту. Вторая не нажатая струна – это нота си. Третья не нажатая струна – нота соль. Четвёртая струна – нота ре. Пятая струна – нота ля. Шестая – ми. Настраивать нужно следующим образом. Каждую верхнюю струну сравниваем с нижней. Вышележащая струна должна звучать в унисон с нижележащей. Нижняя струна свободная, выше лежащую струну нажимаем на ладу, соответствующей ноте ниже лежащей свободной струны. Выглядеть это будет следующим образом (рис. 15).

Рис. 15. Настройка гитары

Бой, конечно же, должен быть в такт мелодии. Он может быть приглушённым и открытым. Есть бой, который называется шестёрка, есть восьмёрка, щипковый бой, перебор. Можно при этом использовать медиатор.


Рецензии