Путь фронтового радиста

              Очерк Е.Меркушина               
               
               
          Не может смотреть передачи про войну Максим Александрович Дремлюгов. Навертываются слезы от пережитого им сорок лет назад на фронтах в далекой и чуждой Германии. До войны была у него самая мирная профессия-тракторист, комбайнер. Но настал грозный час, и крестьянский  сын, надев солдатскую шинель, пошел защищать Родину. В считанные месяцы овладел он специальностью военного радиотелеграфиста. В 44 боец Дремлюгов держал связь на КП командира артбатальона 429 минометного полка на Сандомирском плацдарме. Неудержимой лавиной продвигались вперед войска Первого Украинского фронта к самому логову фашистского зверя. Кроме скатки-шинели, автомата и противогаза за плечами приходилось переносить упаковку походной рации весом почти в тридцать килограммов. Кругом идут бои, часто днем и ночью не стихает канонада, от разрывов дрожит земля под ногами, а тут надо безотказно держать связь командного пункта с батареями, ведущими огонь по врагу.
               
               
             Как вехи ратного пути фронтового радиста , сохранились у Максима Дремлюгова письменные благодарности Главнокомандующего личному составу соединения, в том числе и ему. Вчитаемся и мысленно проследим по карте Европы.-За прорыв обороны противника западнее Сандомира.-по очищению от врага Домбровского промышленного района; -за форсирование реки Одер и прорыв обороны немцев;-по прорыву оборону немцев и разгрому противника юго-западнее города Оппельн;-при прорыве обороны немцев на реке Нейсе и выходе к Берлину;- как участнику боев за овладение центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии-городом Берлином; -при овладении городом-крепостью Бреслау;-за овладение городом Дрезден-важным опорным пунктом немцев в Саксонии;- за освобождение от немецких захватчиков  столицы союзной нам Чехии-города Праги.               
               
               
                А теперь пусть Максим Александрович сам расскажет, как он прошел такой насыщенный боями путь и где он встретил День Победы. "На территории Польши войсками маршала Конева был сделан прорыв на  Краков. Отсюда и начался отсчет моего фронтового пути,-вспоминает фронтовой радист. Поначалу я ездил с командиром на машине "шевроле" вместе с рацией. Иногда приходилось давать километров по сто в сутки, потому что наше соединение именовалось корпусом прорыва. Потом стал держать связь командира артдивизиона, который обычно находился на передовой вместе с пехотой. Куда он, туда и я с рацией. Часто батальоны просили прибавить огня и до того били, что стволы накалялись.               
               
               
                Когда форсировали Вислу, лед был тонкий, сделали настил. Впереди шла пехота, потом артиллерия. Шесть контратак немцев пришлось отбивать. Ночевать мне приходилось всяко, где, сидя в машине, а когда и в ровике, который сам и копал. Для машины укрытие тоже копали саперными лопатками. Только выкопаем, поступает команда-вперед!               
               
               
                Когда форсировали Одер, закрепились, а боеприпасы закончились. Опять пришлось возвращаться на противоположный берег и занимать оборону. Стояли 12 суток, ждали, когда подвезут боеприпасы, горючее. Войска двигались стремительно, а тылы не поспевали, мешала непролазная грязь, распутица. Уже второго мая шел я с рацией по засыпанным обломками улицам Берлина вместе с комбатом. Невероятно устал. Видим, немцы убитых лошадей убирают. Комбат говорит: "Чую, сейчас по нам снаряд шарахнет. Забежим-ка в укрытие!" Только заскочили в здание , снаряд пробил стену. На меня полетели обломки кирпичей. С тех пор нога, как чугунная. И сейчас запекшаяся кровь шариком под кожей катается. Вечером меня увезли, сам ходить не мог.               
               
               
                От Берлина до Праги наши машины двигались стремительно. Немцы хотели разрушить Прагу. Вот там я и встретил День Победы. Возле столицы немцы уничтожили до тла деревню Лидице. Мы были там на закладке памятника жертвам фашизма. Много с того времени воды утекло, но до сих пор не могу без волнения вспоминать ужасы войны. Не хочу, чтобы война повторилась!"

               


Рецензии