Шпаргалка

       Про шпаргалки теперь знают все. У каждого, кто сидел на школьной, а позже – вузовской или университетской скамье найдется, что рассказать об этом.    
        Разные толковые словари слово «шпаргалка» объясняют по-разному, связывая  его появление с различными историческими эпохами и местами. Скорее всего, его происхождение можно вести от греческого sparganon – «лохмотья», из которого родилось позднелатинское sparganum (пелёнка).  Существует и версия о происхождении слова шпаргалка от «shoargalle», что в переводе с санскрита значит секретный, тайный документ.
        Одна из самых древних шпаргалок, дошедших до наших дней, была сделана в Китае. Она хранится в музее Пекинского императорского колледжа и датирована XIV веком. (Источник: Википедия 4brain.ru›blog/шпаргалки/…)
        Ясно, что шпаргалками пользовались уже с давних времён, и сейчас невозможно установить кто изготовил и применил первую шпаргалку, независимо от того как она называлась. Можно считать, что первые шпаргалки появились в одно время с первыми учебными заведениями, но были и другие причины их появления.       
        По свидетельству франкского историка и биографа Карла Великого Эйнгарду (Einhard, ок. 770 – 840) один из самых могущественных людей Западной Европы конца VIII века – король франков Карл Великий, который за время своего правления расширил границы Франкского государства вдвое, в целом  был хорошо образованным человеком, говорил не только на родном языке, но также на латыни и немного по-гречески, однако  он был неграмотным в плане письменности. Несмотря на это, до нашего времени сохранились документы, подписанные самим королем с указанием всех титулов. Такое стало возможным благодаря своеобразной шпаргалке, которую сделали для своего правителя грамотные придворные. На куске пергамента они написали имя и титулы, а Карл Великий просто-напросто перерисовывал буквы, когда ставил подпись.
        В русском языке слово «шпаргалка» существует с начала ХХ века, как ученический (кадетский) термин. (Источник: П.Я.Черных Историко-этимологический словарь современного русского языка. Изд-во: Москва «Русский язык», Т.2., с. 422). Для наших учащихся (особенно студентов) это слово часто является родным и близким, хотя использование шпаргалок запрещено официально, и при обнаружении «шпоры» учащийся, как правило, удаляется с контрольной работы или экзамена с неудовлетворительной оценкой.
        Но за пределами России дело обстоит несколько иначе. Строгость наказания различается в разных странах и разных учебных учреждениях и часто зависит от традиций страны и лояльности экзаменатора.
        Журналист и социолог, преподаватель факультета журналистики МГУ Ада Леонтьевна Баскина, специализирующаяся на сравнении культур (образа жизни и ментальности) России и других стран, в своей интереснейшей книге «Скажите „чи-и-из!”. Как живут современные американцы» сообщает следующую информацию:
        В солидном чикагском университете случилось ЧП. Были отчислены сразу пятеро студентов — за пользование шпаргалками на письменном экзамене. Двое за то, что их написали, трое — за то, что ими пользовались. Все пятеро — иммигранты из России. В приказе ректора это преступление квалифицировалось как «недопустимый обман, жульничество, несовместимое с моралью университета». Сами же бедолаги-студенты объясняли своё поведение «особым менталитетом русских».
        Я учился в ВУЗе вместе с китайцами. На письменных контрольных работах мы безуспешно пытались помогать нашим китайским друзьям. Всегда был категорический отказ. Оказывается, от шпаргалок и какой-либо посторонней помощи вообще маленьких китайцев отучают ещё в начальной школе. Китайцы рассказывали, что если китайский учитель обнаруживает у кого-либо шпаргалку, то он после проверки работ (а у них существует сто-балльная система оценок, то есть как бы в процентах) все оценки делит на трёшку! После этого положительных оценок для всего класса остаётся не больше трети. И потом товарищи по классу нередко хорошо лупят виновника.       
        Однако, роль шпаргалок в учебном процессе нельзя недооценить. Порой сам факт наличия шпаргалки во внутреннем кармане пиджака является отличным подспорьем, вселяющим уверенность в собственных силах. И  очень часто ученики, написавшие большое количество шпаргалок, могли так и не воспользоваться ими, но с большим успехом всё-таки отвечали по своей памяти. «Виной» же этого «парадокса» является мнемоническая память человека.


Рецензии
Интересная информация, полезная.

А, когда я учился в школе, в нашем классе при сдаче экзамена за 8-й тогда класс произошел забавный случай со шпаргалками.

Экзаменационное действо еще не началось и мы, ученики, в мужском туалете хвастались, кто какие приготовил шпаргалки для экзамена. Показывали все, кто приготовил самые разные изобретения. Я написал на микрозаписнушке совершенно мелким шрифтом всякие ответы по темам. Совершенно не зная, как я этим воспользуюсь. И меня здорово удивило, что мой одноклассник приготовил почти тоже самое, но, в отличие от меня, он знал как он воспользуется своей шпорой. И показал нам.

Оказывается, достаточно просто. Он надел брюки, но вместо ремня прицепил к ним подтяжки. А так, как к брюкам он надел на экзамен пиджак, то, просто, отцепил спереди одну лямку подтяжек от брюк, зажал зажимчиком приготовленные отдельные и сложенные стопкой листочки шпаргалки, и все это продел в рукав. Так, что, если он сильно двинет рукой сзади от себя вперед и немного вверх, то из рукава прямо в его ладонь вылетала шпора на подтяжке. Она лежала в его ладони и со стороны ничего заметно не было.
Чего он нам и продемонстрировал. И не раз. Мы, конечно, все дружно позавидовали ему и перестали хвалить каждый свое. И постепенно все разошлись готовиться.

Экзамен начался. И когда, этот парень, Женя его звали, заходил в аудиторию, я постарался усесться на парту поближе к нему. Вдруг, раз он их так легко достает, он мне поможет и достанет нужный листочек, хотя у меня и своя шпора была.

Взяли билеты, сели, готовимся, я краем глаза кошу на него. Вопросы в билете ясны. Ответы в моей голове - в виде обрывков из урывков. Свою шпору не достать. Училка, почему-то прямо на меня смотрит, когда сидит за столом. И вобщем-то, под наблюдением все.

А у меня уже спортивный интерес открылся, как же Евгений своей волшебной шпорой воспользуется в этих условиях? Ему, даже, и рукой-то совершить нужные движения никак. Сидели, головами вертели, в поисках какой-нибудь помощи, вместо того, чтобы рыться в своих знаниях и отвечать.

Вдруг, учительница встала, повернулась к двери и говорит:

- Кого поймаю со шпаргалками, может сразу уходить. Это гарантированно два балла. Не известно, когда потом сдавать будете. - скзала она, наверное, больше для острастки.

И, тут, Евгений поднялся, ему же нужно было встать, чтобы тряхнуть рукой нужным образом. И он решил воспользоваться моментом, пока учительница отвернулась к двери, тряхнуть и зажать в ладони шпору. И, за одно, он решил, как бы, успокоить ее.

- Нет, Галина Алексеевна, мы никто не пользуемся шпаргалками. Только свои знания.- громко проговорил он и.. тряхнул нужным образом руковом. Раздался шелест.

Она повернулась и.. остолбенела. Из жениного рукава к ее ногам веером, как игральные карты, летели и порхали маленькие листочки, исписанные с обоих сторон.

Все загоготали.

- Молодец! - сказала через паузу училка. - Свободен.

Это было фиаско, братан.

Олег Папков   22.01.2022 15:46     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение моего опуса и за весёлую историю со шпаргалками.
С уважением, Ю. Матусов.

Юрий Матусов   22.01.2022 16:44   Заявить о нарушении