Воспитание воина

Воспитание воина

В начале апреля 1553 года на равнине Каванакадзима в первый раз встретились на поле битвы два великих полководца Эпохи Воюющих Провинций. 32-х летний Такеда Сингэн и 23-х летний Уэсуги Кэнсин. Они враждовали 11 лет. Никто не одержал победы в этой войне, но история получила ярчайший пример самурайского воспитания на Пути воина.

Такеда был старшим сыном в семье, крупным и сильным мальчиком, но отличался вспыльчивым и властным характером. Будучи не любим отцом за эти свойства души, он сумел поднять восстание против отца, привлечь на свою сторону его вассалов, захватил власть, победил своих младших братьев, сослал отца в монастырь, и стал главой клана в 20 лет, пользуясь советами и поддержкой Имагава Ёсимото. Такеда принялся расширять свои владения, пока не дошел до провинции Синано, соседней с владениями клана Уэсуги.

Война между кланами Такеда и Уэсуги стала неизбежной. 
Уэсуги же, напротив был тщедушного сложения, рассудительный и кроткий. Он был ненавидим отцом и старшими братьями, но уже по противоположным причинам. Когда умер его отец, старшие братья начали войну между собой, неоднократно пытаясь убить и последнего, четвертого брата, подсылая шпионов к нему в буддийский монастырь, в котором тот воспитывался. Уэсуги, наставляемый мудрым Усами Садамицу, преисполнился решительности, вступил в борьбу за власть, и в 17 лет одолел своих братьев, возглавив клан.

Всю сознательную жизнь они провели, взращивая свои положительные черты, и избавляясь от отрицательных. Уэсуги – оттачивая природную стратегическую расчетливость и собирая по крупицам личную отвагу и напористость в тренировках с мечом. Такеда – тренируя нелюбимые им расчеты игрой в го, глубоко постигая буддизм, смягчая непомерную властность и воспитывая в себе уважение к верным вассалам.

Всю жизнь они посвятили себя Пути воина, 5 раз встречаясь в бою на этой самой равнине. И каждый раз Судьба уготовляла им ничью.

Лишь однажды, в четвертой по счету битве, в 1561 году, чаша весов могла опрокинуться. Господин Уэсуги точный и рассудительный, преисполнившись храбрости, с мечом в руках, во главе сотни всадников, прорубился к ставке Такеды. Он застал того невозмутимо сидящим на походном стуле, и читающим буддийские сутры. Несколько раз Уэсуги с коня пытался ударить Такеду своим длинным мечом. И каждый раз Такеда отбивал удары боевым железным веером, не вставая с места.

Пока, наконец, один из вассалов Такеды с небольшим отрядом пробился на помощь к командиру, и, ценой своей жизни, снял угрозу жизни сюзерену. «Люди — мой замок, люди – мои стены, люди - мой ров. Сострадание — мой друг, ненависть — мой враг» - сказал тогда господин Такеда.

Противники испытывали уважение к воинскому умению и личности друг друга. Однажды, когда  горный клан Такеда перестал получать соль от соседнего клана Го-Ходзё, имеющего планы задушить его санкциями, господин Уэсуги, имеющий выход к морю, безвозмездно отправил Такеде соль из своих запасов, произнеся слова: «Я воюю не солью, а мечом!»

Господин Такеда выстроил очень удачную административную систему, принятую впоследствии во всей Японии в период Токугава. Он воспитал множество талантливых военачальников, умудрился, и постиг человеческую природу. «Проницательных людей всегда будут считать интриганами. Прозорливых людей – трусами. Людей, которые ведут себя грубо, сочтут настоящими воинами. И все совершат ошибку" – сказал господин Такеда.

В конце жизни Такеда завещал своему сыну помириться с Уэсуги, и во всем полагаться на своего извечного соперника, как на собственного отца.


Господин же Уэсуги чрезвычайно большое внимание уделял искусству синоби – разведки и шпионажа. Впоследствии эта система разведки распространилась на всю Японию. Но не забывал Уэсуги и о боевом духе. „Вступайте в бой с полной решимостью умереть, и вы будете живы; пожелайте выжить в бою, и вы обязательно встретите смерть“ – так писал господин Уэсуги.

Господин Уэсуги не отстал от своего соперника в мудрости: «Я никогда не знал, как выигрывать от начала до конца, но знал лишь о том, как не оказаться последним в любой ситуации. Если в какой-либо ситуации слуга окажется последним, он растеряется. Если человек не отстает от других, то, независимо от ситуации, его действия и быстрота их выполнения будут достаточно хороши».

Господин Уэсуги пережил своего великого соперника лишь на пять лет. Умирая, он написал следующие строки:

Ни адом, ни раем,
Меня уже не смутить.
И в лунном сияньи стою недвижим.
Ни облачка на душе!

Юноша, вступающий на Путь воина, запомни и следуй тому, что прочтешь:

Первое: В юности выбери себе мудрого наставника, а в отсутствии его – собери в своей душе лучшие черты прежних воинов, и следуй их примеру;

Второе: В зрелости – избери себе достойного соперника. Помни: чтобы стать сильным, надо бороться только с более сильным:

Третье: В старости – обрети мудрость, облеки её в плоть слов, и передай следующему.

Да будет так. Наму Амида Буцу.


Рецензии
Прекрасное знание предмета, Михаил!
Произведение, достойное внимания литературных гурманов. Тема интересная, неординарная, сложная и многогранная. Справился профессионально, хороший слог, чувствуется позиция автора. Выводы и наставления юноше, вступающему на путь воина, прямо на злобу дня, точны, понятны, своевременны, афористичны и неоспоримы. Настоящая литература!!! Приятно и поучительно читать!

Ким Федоров   11.05.2022 12:07     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Очень лестная оценка!

Михаил Садыков   11.05.2022 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.