Памяти В А. Шкаликова 3 жизненных этапа за последн

 М.Ю. Евдокимов. Е.В. Евдокимова               

Шел    1984 год.  Я после армии ( старлей метеослужбы г. Кобрин, БССР) приехал к жене в Смоленск. На работу в педы меня не брали. Считалось, что выпускники МГУ там ни к чему, и я устроился в филиал ТХСА ( тимирязевки) лаборантом. Через год жена тоже окончила МГУ, нужно было устроить ее на работу. Друзья посоветовали в лабораторию  филиала ВНИИГИМ. Куда же было деваться? Сказали, что зав. лаб. географ и у него работают молодые женщины. Но врали, там был и  Ермаков, а каждое лето приезжал и аспирант Пашканга ,В.А. Кошевой ( сейчас зав. каф. физ. географии МПГУ).

                ЗНАКОМСТВО

Куда деваться? Я напялил костюм с галстуком и пошел знакомиться. Мне в те годы казалось, что зав. лаб. к.г.н., ну очень солидная личность. Прихожу и что я вижу?  Мускулистый механизатор в свитере, с огромными лапищами, ему бы на тракторе работать. Поговорили, договорились. Жена пошла работать. Кроме нее Там были три молодки – выпускницы и старшая. Ленка ( имя жены) быстро нашла свое место и первую научную статью с шефом опубликовала раньше меня. Каждое утро коллектив ВНИИГИМа выезжал на автобусе в ОПХ Верховье, вечером возвращались. У трех зав. лабов были изумительные фамилии, по поводу которых весь автобус зубоскалил. Шкаликов. Наливайко и Бублик. Любимой фразой стала – шкаликов наливайко бубликом закусим.

                ЭТАП ВТОРОЙ

 

Я сбежал из Тимирязевки зав.кабинетом географии в ИУУ ( институт усовершенствования учителей), нужны стали лекторы, эконом. географию взял себе, био. отдал жене , а физ. Андреичу .Потом перебежал в педы. Когда ВНИИГИМ закрыли, там появился и Шкаликов, но на каф. физ географии. Как- то существовали параллельно. Но тут Н.Д. Круглов решил создать Нац парк «Смоленское Поозерье»(1992 -93г.г.)Парк создан в 1994г. Физ географ и ландшафтовед у него был, а эконом .отсутствовал. Опытный бюрократ сообразил, что числиться будет мой коллега к.г.н. А. П. Катровский, а работать – я.Была попытка включить в состав парка уникальный Сертейский археологический комплекс ("болотную Венецию"), мы даже туда со Шкаликовым к Мазуркевичу (начальник археологической партии из Эрмитажа) съездили, но районные власти не согласились. Тут все и понеслось, парк создали.Мы все дружно зарабатывали деньги, а работа, как обычно сближает. Потом я защитил кандидатскую и стал зав.каф.Бренд парка  лошадей Пржевальского по моему заказу директор А.С.Кочергин (наш бывший с Андреичем студент) завез. Была попытка создания НП "Поугорье", но калужане нас опередили.

В небезызвестном  1994 году Н.Е. Мажар создал первый частный вуз  Смоленска СГУ, где мы все и подрабатывали. Жене Шкаликова понадобился диплом и она его получила на моей кафедре. Потом все постепенно перебрались в СГУ. Шкаликов, как первый из смолян, защитил докторскую, а моя жена кандидатскую по географии. Мы с Виктором Андреевичем вошли в состав научно- технических советов НП « Смоленское Поозерье» и природного парка «Гагаринский» ( нам не хватало административного ресурса) хотя директор Мамуленков делал все возможное,парк создали и почивали на лаврах, хотя и не уверен, что Андреич остался доволен. Все тихо и спокойно.

 

                ЭТАП ТРИ

 

Тут в наш университет приехал Виктор Валентинович Рудский. У него были связи с Германией и он по линии ДААДе  создал летнюю школу для немецких студентов, до него этим занимался Д.Питерский.  Расклад повторился Андреич физ. географ., я - эконом. И последние несколько лет мы снова работали вместе, иногда он ночевал в моем вагончике на Бакланово, особенно после любимой нами бани. В год когда но умер я с женой уехал на работу в Москву\, где мы и сейчас в МГОУ работаем.

 
 
 
 


Рецензии