Дань памяти
Нет, это не кофейня и не бар, стилизованный под старину.
Это самая настоящая русская чайная. Да, да именно чайная, с массивной дубовой торговой стойкой, где красуются баранки, пирожки, расстегаи, курники, плюшки, пампушки.
Кепит самовар, из заварных чайников струится аромат полевых трав. Дама в кокошнике и фартуке улыбаясь предлагает отведать кушанья.
-Чего изволите!
И мы не в силах справиться с искушением, решаем попробовать все, в прямом смысле всю выпечку и чай.
На нашем массивном столе появляются ватрушки и кренделя, мы начинаем чаевничать. Иван-чай приятно согревает нас, а булочки с корицей отправляют нас в мир русского гостеприимства и сладостного наслаждения.
Атмосферу прошлого создают многочисленные самовары, расставленные на полочках, музыкальные инструменты гармошка и пианино, посуда, медные чайники, фарфоровые салатники, и патефон.
-Все музыкальные инструменты работают, сейчас и патефон заведем, — с гордостью заявляет одна из создателей русской чайной.
И вот из пожелтевшего паспарту бережно достается виниловая грампластинка, устанавливается на круг, поворачивается несколько раз заводная ручка патефона и пластинка начинает крутиться на диске. Только после этого легким движением опускается на край винила иголка и раздаются первые звуки.
"Бродяга к Байкалу подходит, рыбацкую лодку берет. Унылую песню заводит, про Родину что-то поет..."
Мы с трудом разбираем слова, но они из глубины памяти, становятся нам понятны. Эту песню мы слышали много раз, но вот так, из патефона-впервые.
Уточняем, что это великая Русланова, и поет она знаменитую песню "По диким степям Забайкалья".
Песня скрепит, а самовар пыхтит. Большой медный самовар на дровах, которому точно лет сто, дымит в трубу, красующегося посередине залы камина. В данном случае сапог для раздува не нужен, но он величественно лежит рядом.
Атмосфера столетней давности создана великолепно, и хочется здесь чаевничать и обязательно говорить про барина и прохудившиеся сапоги, и товар, который привезли на ярмарку.
Возможно, так оно и было в прежние времена, когда село Замытье Рамешковского района, Тверской области было местом проведения больших ярмарок.
Сюда приезжали купцы со всего Бежецкого Верха, ведь село входило в Бежецкую Новгородскую Пятину, волость Городецк-Палец. В каменных рядах, которые сегодня восстановили и где сейчас разместилась чайная, торговали соленьями и вареньями, изделиями из кожи, дерева, тканями, крупами, то есть, всем тем, чем богаты. Да и купить здесь можно было все, ну скажем так, почти все, что необходимо для жизни и труда человеку того времени.
Село Замытье расположено на берегу реки Большая Медведица. Место пересечения многих дорог, и именно здесь стоял пост для сбора дани или налога, то есть "мыта". Собирали их матаряни, так называли сборщиков налога, ими были рослые новгородцы, а позднее татары.
Как они выглядели, эти сборщики налогов, можно увидеть в гончарной мастерской. Глиняные матаряни, как оловянные солдатики, выстроились на полочках и охраняют условную казну государственную. Что ж, пусть стоят, пусть охраняют, сейчас правда не налоги, а память о тех далеких временах.
А охранять есть что, ведь по сохранившимся данным, Замытье-место древних стоянок человека каменного века, об этом свидетельствуют раскопки, сохранились и курганные насыпи языческих племен 10-13 веков. Так что местечко это освоено людьми было раньше чем появилась Москва.
О древнем возрасте села говорят и названия близлежащих деревень. Вот например, Лахино в старину звавшиеся Ляхино, а ляхам называли поляков. Возможно они здесь побывали в 17 веке. Говорят, что их немирное прибывание на этой земле покоится в братской могиле, расположенной под торговыми рядами, около Спасской церкви в центре села.
Церковь сейчас восстанавливается и это благое дело объединяет сельчан и многих неравнодушных людей, корнями вышедших из этих мест.
Созданный благотворительный фонд постепенно приводит в порядок заброшенную церковь, и создает вокруг нее центр культурно-исторического наследия, с маленькими музеями старины. Есть здесь бакалейная лавка, ремесленный музей и даже экспозиция старинной аптеки.
Сохранились в селе в основном дома 19-20 веков, строения тех времен, когда этой территорией владели князья Голицыны. В открытых информационных источниках указано, что изначально село считалось дворцовым, а потому давалось царями стольникам (придворный чин). И вот оно и было даровано стольнику Василию Голицыну, (1643-1714гг. прозванный Великим),представителю большого и знаменитого рода.
Спасса-Преображенская церковь в Замытье строилась уже при князьях Голициных с 1818 года.
В советское время разграблена и пришла в упадок.
Не сохранился господский дом, на его месте была построена земская больница. Потеряна и боярская усадьба, и только три аллеи-тополиная, березовая и еловая напоминают о былом строении.
Не осталось следа и от дореволюционной промышленности. А ведь раньше здесь был завод по выделке кож для сапог, кузница по производству гвоздей, круподерницы.
Канули в лету кирпичный завод, трикотажная фабрика, маслобойни, пекарни, колбасный и бараночный цеха.
Было в селе еще шесть лавок, два трактира, два питейных завода, и несколько чайных.
О том, что эти промышленные предприятия здесь существовали свидетельствуют музейные экспонаты, представленные в экспозициях. Чудом сохранились кирпичи и гвозди, изделия из кожи:сапожки и ботинки.
Посетить музеи не сложно, просто нужно приехать в Замытье и погрузиться в старину, прочувствовать то время и сказать спасибо людям, создавшим музейный комплекс не ради тщеславия и личного удовлетворения, а ради возрождения памяти, которую так жестко пытались у нас отнять. А вот и не получилось, потому что земля хранит историю в предметах и каменных очертаниях, и напоминает о былом.
Ежедневно в село приезжает много туристов, небольшие группы перемещаются от одного восстановленного объекта к другому, восхищаются и одновременно грустят. Возможно, сожалеют о потерянном, возможно - удивляются, что так мало знают о жизни предков и о той великой народной культуре, которую украли у многих поколений.
Мы покидаем этот чудный уголок России. Руки пахнут корицей, нам тепло от увиденного и немного шумит в голове от сладкого лимонного напитка, мы бережно укладываем сувениры-глиняные магниты с изображением храма и ангелами в свои сумочки.
В это время из Чайной чуть слышно звучит голос Руслановой, воспроизводимый старинным патефоном, и пробиваясь сквозь деревянные стены, как сквозь годы и века, льется песня о бродяге, который о Родине что-то поет...
А почему бы и нам не спеть?
Может быть это и будет для каждого из нас та "мыта"- дань памяти, которую стоит заплатить!
Свидетельство о публикации №222010600667