Старая новая евангельская весть

Евангельская история стала известной благодаря многочисленным переводам с греческого на разные языки мира. Но все переводы рано или поздно устаревают, потому что устаревает любой язык и требуется новый пересказ, чтобы не потерялся первоначальный смысл. В русском языке так было с церковнославянским переводом Библии, на смену которому пришёл синодальный перевод. Но теперь и этот перевод требует корректив, поскольку многое уже непонятно,  не зря появляются новые современные переводы.

К тому же, имея под рукой в Интернете подстрочный перевод с греческого языка, нетрудно попробовать самому сделать, если не перевод, так пересказ Священного текста. И надо заметить, что это не так сложно, как кажется, и очень интересно. Особенно, если учесть, что в современном мире существует такое множество всяческих комментариев и переводов, что можно и запутаться. Хотелось бы беспристрастно взглянуть на первоисточник и попытаться своим умом найти подобие древним образам, с помощью которых можно увидеть истинный смысл,  без завуалированных символов со стороны различных религиозных течений и сект, которые все до одной дискредитировали себя по отношению к евангелию.


 Пересказ подстрочного перевода с греческого, Лука, гл.1:

В дни правления Ирода царя Иудеи, жил некий священник по имени Захарий и была у него жена по имени Елизавета. Священник это человек, служащий  в храме, чтобы исполнять обряды по обычаю предков. Захарий и его жена безукоризненно соблюдали все заповеди Божие и были добропорядочными людьми.  Одно огорчало, что у них не было детей за долгие годы жизни.

Однажды Захария в свою очередь отправился по обыкновению на службу в Храм. В час, когда он молился внутри храма в одиночестве, а народ ожидал снаружи, как того требовал обычай,   перед  Захарием возник ангел Господень. Захарий встревожился, но ангел успокоил его и сказал: «Не бойся, Захария,  была услышана мольба твоя, и жена твоя Елизавета родит сына тебе, и назовёшь  его Иоанн. От утробы матери он будет водим Духом Святым, не будет пить вина и многих людей наставит на праведный путь. Сила в нём будет, как у древнего пророка Илии, чтобы приготовить путь для Миссии, Которого Бог пошлёт в мир для спасения многих».

И сказал Захария к ангелу: «Как это возможно? Я ведь есть старик и жена моя стара».  И ответивший ангел сказал ему: «Я есть Гавриил, стоящий близко перед Богом, и я послан произнести к тебе и благовозвестить тебе это, а за то, что ты не поверил мне, будешь немым и не могущий произнести ни слова, до дня, пока не исполнится всё это».

Люди снаружи храма, начали беспокоиться, почему Захарий медлит и долго не выходит к ним, а когда вышел, то не мог произнести ни слова, только кивал. Люди ничего не поняли, а Захария отправился домой. Так Захария стал немой.

По прошествии нескольких месяцев, жена Захарии забеременела и обрадовалась, что Бог послал им на старости лет ребенка, которого они ждали всю жизнь. В те времена, если у семьи не было детей, то это считалось позором, поэтому  рождение долгожданного первенца в семье означало избавление от осуждения людей.
*(И сейчас люди осуждают семьи, в которых нет детей. И хотя в обществе не принято публично клеймить позором бездетные семьи, но за глаза многие до сих пор или осуждают или сочувствуют тем, у кого нет детей. Семья без детей расценивается в обществе, как несчастная  и обделённая семья – от автора).

Когда у Елизаветы уже был шестой месяц беременности, ангел Гавриил от Бога направился в город Назарет к деве Марии, обручённой невесте Иосифа, который был из  древнего рода царя Давида. Когда Мария осталась одна в комнате, ангел вошел к ней и сказал:  «Радуйся, Облагодатствованная, Господь с тобой». Мария была потрясена, но ангел успокоил её и продолжал говорить: «Не бойся, Мариам, Ты нашла  благодать у Бога; и вот зачнёшь в утробе и родишь Сына, и назовёшь Его Иисус. Он будет великий из людей и назван Сыном Всевышнего,  и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и будет царствовать во все века и царству Его не будет конца».

Сказала же Мариам к ангелу: «Как будет это, поскольку, я ещё не замужем и не была с мужем наедине, а только невеста?» И ответивший ангел сказал Ей: «Дух Святой придёт на Тебя, и сила Высочайшего покроет тенью Тебя; потому и рождаемое Святое будет названо: Сын Бога. У Бога нет ничего невозможного. И вот Елизавета родственница Твоя, называемая бесплодной, она зачала сына в старости, и уже  шестой месяц  беременная». Мария обрадовалась и сказала:  «пусть осуществится Мне по слову твоему». И ушёл от Неё ангел.

После того, Мария решила проведать свою родственницу Елизавету, и пошла к ней в гости в горную местность  в дом Захарии. Когда вошла Мария в дом с приветствием, то младенец в утробе у Елизаветы запрыгал от радости и наполнился Духом Святым. Елизавета тут же рассказала об этом Марии, а Мария рассказала о своей беременности от Духа Святого. Обе порадовались, и Мария осталась погостить на некоторое время. А после возвратилась домой.

Когда Елизавете пришло время, она родила сына. И услышали окрестные жители и родственники, что у неё родился сын и радовались вместе с ней. На восьмой день, как и положено, родители  пришли  совершить обряд обрезания ребёнка по древнему обычаю, и родственники решили назвать дитя по имени его отца Захарией. Но Елизавета возразила и сказала, что он будет назван Иоанн. Все  удивились такому имени, поскольку  в их роду не было такого имени, а раньше детей называли по имени предков своего рода. Тогда обратились к отцу Захарии, он попросил дощечку, чтобы написать имя и написал Иоанн. И тут же Захария избавился от немоты и заговорил. И все испугались. А Захария исполнился Духа Святого и благодарил Бога, что дал ему сына, которому предстояло стать Иоанном Крестителем и обратить многих к истине,  чтобы  не блуждать во тьме  и выпрямить пути  к Богу. 

 Иоанн  рос и укреплялся духом до дня своего призвания.





Беспристрастный комментарий глазами среднестатистического современного человека:

Всё в этой истории кажется необычным. И встреча с ангелом Гавриилом, и рождение Иоанна у престарелых родителей и беременность Марии от Духа Святого, и даже немота Захарии. Поверить такой истории сложно, и скорее всего, невозможно. Но как бы там не было, этой истории уже больше двух тысяч лет и естественно, что большинство слов и образов через которые передан смысл этого повествования, современный человек уже не воспринимает в том контексте, в котором было принято раньше.

История становится непонятной уже с первых слов. Кто такой древний иудейский священник, которым был Захария? Современная молодежь мало что знает об этом. Как можно встретиться с ангелом и не сойти с ума от ужаса? А если ангел имеет вид обычного человека, то почему Захария не забил тревогу, что некто посторонний проник в место, где никакого не должно быть во время его молитвы?

Наказание Захарии немотой тоже вызывает вопросы, ведь Захария не был обязан верить в то, что перед ним ангел, не каждый же день в храме появляются ангелы. Тем не менее, ангел наказывает Захарию немотой именно за то, что он не сразу поверил в происходящее. Дальше всё происходит так, как и предсказал ангел. Престарелая жена Захарии беременеет и рождает ему сына, после чего Захария вновь обретает дар речи. Окружающие, судя по всему, в чудеса не верят и воспринимают всё происходящее, как стечение обстоятельств, а недоумевают только по поводу имени младенца «Иоанн», потому что раньше было не принято давать детям имена, не посовестившись со всеми родственниками.

Ещё загадочнее история, произошедшая с Марией, которая в отличие от Захарии, сразу поверила ангелу и забеременела от Духа Святого, Который, кстати, является самым загадочным существом всей истории. И если образ ангела ещё можно как-то представить, то представить Дух Святой это всё равно, что представить бесконечность или Всемогущего Бога, что практически невозможно, потому что не хватит воображения.

Следовательно, образ Духа Святого это не поддающийся представлению образ, скорее всего это некая сила, действующая по особенному, но всегда верно. Можно сказать, что «дух» это некий закон, увидеть который невозможно, но его действие невозможно не заметить в качестве последствий, как, например, мудрость, которую нельзя увидеть, но можно понять.  Верно предположить, что Дух Святой это действие силы, исходящей конкретно от Бога и направленной только на людей, чтобы научить, вразумить, просветить и утешить всех, кто отличит эту силу от других природных сил, как лекарство с целенаправленным действием.

Как бы там ни было, трудно вообразить силу, которой подвластно всё. Проще говоря, понятно только то, что ничего непонятно, а это всегда отбивает охоту разбираться дальше. Даже несмотря на то,  что многие уверяют, что видели, слышали и ощущали, как некий Дух сходит на них в видениях, но верится в это с трудом. Тем более, что суть вовсе не в мистических видениях, а в праведности, а праведность далека от всякого рода фантазий.
Безусловно, в мире существует различная сила, как и различные законы природы, которыми управляет непостижимая логика мироздания. Мир пронизан причинно следственными связями, но разве эта вселенская логика и сами законы природы могут говорить, или являться подобно ангелам? Очевидно, что законы действуют молча и беспристрастно, а их действие люди замечают только по окружающим явлениям и вещам, наблюдая и изучая закономерности. И скорее всего Дух Святой это не «волшебник» принимающий различные образы и делающий всевозможные чудеса по своей прихоти, а закон, действие которого, подобно законам природы, проявляется в различных явлениях и вещах, но всегда с одной «святой» целью –  наставить человека на путь истинный. Можно сказать, что Дух Святой это «сверхзакон», который мощнее всех законов природы. Более того,  этот «сверхзакон» реально способен проявляться в людях, которые принимают правила, установленные Богом, то есть стараются и учатся жить согласно заповедям-правилам, суть которых сводится к принципам справедливости, чести и совести.

Видимо, благодаря этому Сверхзакону у благочестивой супружеской пары Захарии и Елизаветы, долгое время не имеющих детей, в старости  рождается сын. И не просто ребёнок, а пророк, то есть человек высоконравственный и обладающий даром проповедника.  Бог удостаивает Иоанна чести засвидетельствовать приход в мир Своего Сына и открывает обещанного Мессию, чьё рождение, хотя и было таким как у всех, но само зачатие произошло без участия биологического отца, а от Духа Святого, то есть не по естественным  законам природы, а сверхъестественным образом.  И не менее сверхъестественным является воскресения Христа из мертвых. Поверить в это невозможно, как и невозможно отвергнуть.

К сожалению, все чудеса и само воскресение остались далеко в прошлом, а значит, верить в евангельскую историю на основании слов или чудес  уже не представляется возможным. Но как только человек начинает разбираться в жизни на основании справедливости, чести и совести, так сразу появляются и основания поверить в Евангелие. Поскольку жизнь без веры в торжество справедливого суда, теряет всякий смысл.

Скорее можно поверить в беременность от Духа Святого, чем в то, что люди сами собой, вдруг, станут сознательными, зло исчезнет, а на земле восстановится  всеобщий мир и благоденствие. Воистину,  евангельская история кажется не такой уж сказочной, в сравнении с  мечтами людей о счастье и справедливости на земле без Бога, то есть без Сверхсилы, способной судить честно, объективно и справедливо.

Но зачем человеку непременно верить в справедливость, да ещё на основании Сверхсилы? Затем, что в реальности вера в торжество справедливости среди людей, способных намеренно лгать, – это утопия, а  без веры в справедливость, человек не может оставаться человеком и теряет единый смысл и единственную логику своего существования.

После того, как человек отказывается от веры в справедливость, он отказывается и от морали, постепенно превращаяся в полного эгоиста, зацикленного на получении от жизни удовольствий.  Это печально, но факт. Люди, которые не верят в торжество справедливого правосудия на земле или на небе, живут в ожидании своей смерти, как приговора жизни, что мучительно уже само по себе. Единственно, что может скрасить их дни, так это всевозможные развлечения и удовольствия, которые помогают временно забыть о собственном конце и всех страхах с этим связанных. Но стремление к удовольствиям развращает сознание больше несправедливости, что в свою очередь делает человека рабом своих желаний и практически целиком зависимым от страстей и пороков, а это убивает не только тело, но и душу, а также приносит горе всем близким.

Ведь, если нет веры в торжество справедливости, нет и мотива жить по справедливости и чести. Кстати, вера в чудеса тоже может убить веру в справедливость, поскольку, чудо не требует правосудия и разбирательства. Оно происходит необъяснимо, как бы само собой, без труда, а справедливость это всегда труд и разбирательство, то есть процесс, в котором задействовано всё от рассуждений и версий до установления причинно следственных связей, что далеко от всех чудес и мистики. Но именно этот процесс рассуждений о том, что справедливо, а что ложно, что морально, а что аморально, что добро, а что зло – помогает человеку оставаться человеком и поверить в существование Высшей справедливости. А значит, обрести Духа Святого, то есть поверить в справедливое чудо, которое происходит не по чьей-то прихоти, а как закономерное следствие не только Высшей справедливости, но и собственных поступков. Тогда человек сам становится творцом этого справедливого чуда по доброй воле, а Бог? А Бог только этого и ждёт.

По сути, мистика непознаваема, как непознаваем весь мир для ума и чувств человека, следовательно, пытаться изучать мир и себя на основе мистики – бессмысленно. Зато не бессмысленно смотреть на себя со стороны и говорить себе правду, исходя из собственного опыта. Главное, что людям открыты духовные законы чести, морали, логики и справедливости, которые вне всякой мистики и даже вне физики, поскольку являются общечеловеческими законами добра и зла, служащими основой каждой человеческой жизни. 

Духовность это нравственность, а не мистика и не набожность. Ведь, ни для кого не секрет, что в итоге каждый получает то, что излучает сам. Если глуп и наивен – будешь обманут, если одержим злобой – получишь то же, а если учишься быть справедливым и жить по чести, то непременно научишься и станешь мудрым, как и учит Христос. Это и есть истинная любовь, чтобы научиться жить так, чтобы не делать того, чего не хотел бы для себя и своих близких, а большего и нет на этом свете.


Рецензии
"К сожалению, все чудеса и само воскресение остались далеко в прошлом"
Римма, обычное сознание, перманентно находящееся "вне Дома" (Евангелие от Марка, 3:31), а не ВНУТРИ (сердца), где пребывает Дух в междувременье, воспринимает свои сны именно во времени, притом с помощью знакомых образов, а не в виде многомерного Смысла. Так как "призрачно всё в этом мире бушующем, есть только МИГ - за него и держись", то эту Историю следует воспринимать не как событие, которое произошло 2000 лет тому назад (в системе координат коллективного сна этого Сонного царства), а как Кристалл Смысла, находящегося вне времени (как ты сказала выше "А Бог только этого и ждёт"), проникновение в Который запускает процесс духовного пробуждение данного сознания - доселе "спящей Царевны", человеческой Души в склепе физического тела (пещера, гроб). Когда критическое число пробудившихся будет достигнуто, начнётся процесс массового пробуждения - "воскресение из мёртвых".

Валерий Ветер   08.02.2022 12:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.