Тропинка-13 Меня встречает Йошкар-Ола
Начало мая 1988 года. Йошкар-Ола меня встретила не очень приветливо. Хоть куда не сунься: прописка есть? На заводах сокращения, нет жилья и городской прописки! Что же делать? Молва шла по городу о большой стройке ТЭЦ-2, только здесь можно было получить жилье. В ТЭЦ-2 оказалось тяжело устроиться, принимали только по знакомству. Пришлось вспомнить старых друзей. И тут повезло мне! Через старого друга Вадима Иванова (работал начальником ЖЭУ ТЭЦ-2) получила прописку в общежитии и комнату. С мая месяца 1988 года начала работать в ТЭЦ-2.
Вернусь к предыстории ТЭЦ-2. В 70-80-ые годы прошлого столетия Марийская республика не имела своих собственных генерирующих мощностей по электроэнергии. В городе действовал только ТЭЦ-1. Ощущалась нехватка тепловой энергии. Эти причины сдерживали рост городского жилищного строительства, поэтому задача возведения новой ТЭЦ была первоочередной. Осенью 1977 года на участке, отведенном под строительство теплоэлектроцентрали, появился первый объект – водогрейный котел №1. Именно с этого времени и было организовано новое предприятие Йошкар-Олинская ТЭЦ-2. Спустя пять лет, в декабре 1984 года, был пущен второй водогрейный котел. В 1990 году был возведен в работу третий водогрейный котел. Из-за экономической ситуации в стране строительство генерирующих мощностей затягивалось. Прорывом в решении проблемы стало подписание в октябре 1993 года договора с РАО «ЕЭС России» о совместном строительстве станции. Совместное финансирование строительства со стороны РАО «ЕЭС России» и ОАО «Мариэнерго» позволило ввести первый энергоблок с турбиной мощностью 80 МВт 30 июня 1994 года. 16 декабря 1999 года был введен в работу второй энергоблок станции с мощностью 115 МВт.
Пуск блоков состоялся благодаря самоотверженному труду и полной отдаче работников Йошкар-Олинской ТЭЦ-2: строительство велось в сложнейшие 90-ые годы, когда энергостроек не было вообще, в стране царили дефолт, инфляция, затянувшийся экономический кризис. На пуск второго энергоблока в Республику Марий Эл прибыл руководитель РАО «ЕЭС России» Анатолий Борисович Чубайс. В ходе визита он высоко отметил успехи марийской энергетики.
Много пережив с момента рождения, Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 является стабильно работающим предприятием. Станция обеспечивает потребителей тепловой и электрической энергией. Водогрейные котлы подключаются к работе в исключительных случаях – для покрытия пиковых теплофикационных нагрузок при возникновении аварийных ситуаций или резком снижении температуры наружного воздуха.
1 января 2005 года Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 выделилась из структуры ОАО «Мариэнерго». 1 июля 2005 года вошла в состав ОАО «ТГК-5», компании, объединяющей генерирующие мощности Удмуртии, Марий Эл, Чувашии и Кировской области. С 1 января 2009 года электростанции ТГК-5, расположенные в Республиках Чувашия и Марий Эл, объединены в узловой филиал дивизиона «Генерация Урала» ЗАО «Комплексные энергетические системы».
При моем появлении на работе еще строилась Йошкар-Олинская ТЭЦ-2. Директор – Ильин Иван Кузьмич. Я попала в химический цех, где начальником работала Морозова Светлана Федоровна, приехавшая из Волжска по приглашению Ивана Кузьмича. Вначале химический цех был в составе котельного цеха. Хочется отдать должное главному инженеру Ромаху Владимиру Васильевичу, начальнику электроцеха Факиму Максумовичу Гатиятуллину, которые много сделали для развития энергетики.
По своей специальности в отдел невозможно было устроиться, все места были заняты. Мне пришлось обратиться к бывшему супругу Геннадию, который работал инженер-энергетиком в Марэнерго. Поговорив с другом Факимом Гатиятуллиным, нашлось место лаборанта в химическом цехе. Работа по сменам оказалась тяжелой, приходилось быть выносливой и терпеливой. Со мной работали Лида Алмаматова, Катя Кугуелова, Наташа Бабаева, Моричева Надя – все женщины советской закалки. Кстати, с высшим или техническим образованием, никогда скандалов между нами не было. Как-то быстро возникла дружба, поддержка ощущалась между работниками. В котельном цехе мужчины – Анатолий Николаевич Костерин, Александр Моисеевич Чудаков, Самат Мубаракшович Сафиуллин. Хочется отметить Михаила Шаматова, Сергея Султанаева, Сашу Патрушева, Николая Киселева и многих других. Отличные ребята! В любое время приходили на помощь. Жаль только, среди нас уже нет Миши Шаматова. Умер он во сне в самом расцвете сил. Все были в шоке на работе, узнав о его смерти. А Сережу Султанаева после работы избили хулиганы на улице, стал инвалидом. Всех перечислить просто невозможно. Мне довелось долгое время работать с начальником смены химцеха Ниной Виссарионовной Першуткиной, удивительно чистой душой женщиной, всегда серьезно относилась к работе, поэтому замечаний в нашей смене не возникало. В конце мая 2017 года ушла Нина в иной мир. За ней через месяц ушла и Света Изильянова, с которой дружили, которая мечтала после пенсии поработать и получить звание «Ветеран труда». Вслед в августе месяце ушла Валя Лебедева. Малоразговорчивый Валера Богданов, страдая из-за непутевого сына, в сентябре месяце внезапно повесился на работе. Череда смертей в тот год потрясла всю станцию. В конце ноября 2019 года покинула нас Ирина Николаева в возрасте 53 лет, перед своим днем рождения в конце января 2020 года ушла в мир иной и Нина Черненко. Почему бог забирает самых добрых людей? Уходят именно замечательные люди... Хочу отметить начальницу смены химцеха Поврозник Елену, прибывшую к нам по направлению после Ивановского энергетического института, умную, воспитанную, всегда приветливую, относилась к подчиненным строго, но с ней легко работалось. Света Ткаченко-Кислова, с большим родимым пятном на лице, боевая и смелая женщина, добросовестный работник. В последний год пришлось поработать с Людмилой Слободянюк, легкой в общении и добросовестной. И Зенина Наталья входила в их число. Девочки, о вас остались самые добрые воспоминания.
В конце 1993 года достроили высотное здание, из котельного цеха лаборантов перевели в новое здание. Пуск первого энергоблока был тяжелым. С начала июня месяца шла подготовительная работа к пуску. Приехало много высококвалифицированных специалистов с разных областей России, из Казахстана и Узбекистана. Среди них Коцуба Юрий, Пожидаев Николай, Слободянюк Анатолий.
Наконец, в мой день рождения, 30 июня 1994 года, был пущен первый энергоблок с турбиной с мощностью 80 МВт. Через пять лет в декабре 1999 года пустили и второй энергоблок с мощностью 115 МВт. При пуске первого энергоблока на работе я получила сильное сотрясение головного мозга, впоследствии в 2010 году, после смерти матери начались сильные головные боли. А предыстория такова. Шла подготовка к пуску энергоблока. Лифты не работали, приходилось бегать с первого по седьмой этажи и обратно по двадцать-тридцать раз. Случаем моего падения оказалась разлитая вода на цементном полу первого этажа. Соблюдая технику безопасности (на голове пристегнутая каска, на ногах резиновые сапоги), спустилась по лестнице за анализами. В один из пусковых анализов, поскользнувшись, полетела в сторону задвижки и получила сильный удар по переносице. В результате носовая часть сильно припухла. Первую медицинскую помощь оказала дочь Морозовой Светланы Федоровны Евгения: приложила холод и намазала йодом пораженную область лица. Через три дня опухоль прошла, но недомогание осталось. Пришлось обратиться в поликлинику Ветеранов войны к неврологу, дали направление в стационар. Уже находясь в стационаре, предупредила начальника химцеха. А мне ответ: «Во время пуска энергоблока никто в больничном листе не может находиться, работников не хватает. Если не выйдешь на работу, пиши заявление об уходе». Что мне оставалось делать? Был такой период, в 90-ые годы на работу фактически невозможно было устроиться. В городе зарплату не выдавали, люди голодали. Многие оказались на улице из-за неуплаты зарплаты на производствах, а в ТЭЦ-2 хотя бы платили вовремя. Отказавшись от госпитализации, очутилась вновь на работе. Любая травма бесследно не проходит, тому подтверждение.
Приезжие специалисты были разные, одним хотелось добросовестно работать, другим – спустя рукава. Наряду с добросовестными работниками пришлось столкнуться и с теми, для которых работа не на первом месте. Запомнилась после первого пуска в 1994 году недобросовестная начальник смены химцеха Наташа Чеботарева, приехавшая из атомной станции г.Актау, точнее из Казахстана. Вместо ответственной работы в ночное время завела любовный роман с начальником станции Тимохиным. Именно на ее смене чуть не произошла авария, которая вовремя была обнаружена. Хочу сказать, с такими людьми тяжело работать. Могут пустить в пух и прах всю станцию, и прощай, народные миллиарды, за одни спущенные плавки.
Станция за несколько лет выросла, работники стали получать жилье и хорошую зарплату. И мне посчастливилось получить квартиру через два года девять месяцев.
В сентябре месяце 1995 года случайно знакомлюсь с военным офицером запаса, ветераном военной службы Григорием Леонидовичем, человеком честным, толковым и добросовестным. С первого дня начал помогать по хозяйству в доме, затем и дачу взял под свою ответственность. За короткое время построили небольшой домик с баней и мансардой. Оказался трудолюбивым, деревенская прожилка чувствовалась. В семье ощущалась железная дисциплина, как в армии. Сначала учеба в Ачинском военно-авиационном училище, потом служба на базе противолодочного вооружения в Приморском крае и других частях дала ему очень многое. В течении шести лет плавал на всех типах надводных кораблей на испытания противолодочного вооружения. В службе Тихоокеанского флота занимал ответственный пост, до сих пор рассказывает о службе с чувством гордости. Он считает, что наше вооружение действительно защищает наш народ.
Помнится один случай из рассказа Григория: «Океан, такой волшебный и манящий, до сих пор снится. Когда уходили на плавание, нас сначала морские котики провожали, потом дельфины. А еще в бухту заплывали огромные киты, пускали фонтаны и издавали жалостный рев. Их же раньше убивали. А когда перестали, они начали приплывать к берегам. В первое время качку ощущал. А потом наберу сухарей и вроде бы меньше чувствуются волны, так постепенно и справился. Мы ели все, что считается деликатесами. Крабов камчатских, креветок, гребешки. Они там крупнее и сочнее, их даже можно есть сырыми. А когда рыба шла на нерест, воды просто не было видно – один рыбий косяк. И это тоже очень впечатляет».
Честность, принципиальность, порядочность, чувство ответственности к любой работе, какую бы ему ни поручали – все эти качества в этом человеке. Подчиненные часто злились на него. Один случай из его рассказа до сих пор из головы не выходит. В один из дней ночного дежурства подчиненный попытался направить пулю из боевого нагана в его сторону, но пуля пролетела в сантиметре от его головы. Мог бы быть застреленным. Как потом он сказал, мои ангелохранители всегда рядом со мной. Чудеса же бывают на свете. В день Военно-Морского флота майор в отставке с моряками проходит торжественным маршем по городу. В 1997 году в день солнцестояния 20 марта официально поженились, а в 2000 году родилась дочь Анна. Жизнь пошла своим чередом…
Вспоминая годы работы в ТЭЦ-2, приходилось встречаться с хорошими и очень плохими людьми. Некоторые из-за зависти просто мстили. Хочу сказать, в большом женском коллективе нелегко работать. Часть женщин делают из зависти все, чтобы горели скандалы между работниками. Особенно касается молодого поколения. Они не ценят, кто их окружает, кто может обучить новому в производстве. Да и нет уважения к старшему поколению. Молодое поколение сильно отличается от нас и нам понять их тяжело. Хотят ли они работать или спустя рукава отсидеть положенное время?
В ТЭЦ-2 набирали специалистов из разных мест. Прибыла к нам Валентина Михайловна Мишунина из Набережных Челнов, была принята на должность замначальника химцеха. Среднего роста, в очках, вроде ничего примечательного. За своим внешним видом не следила, поэтому многие обсуждали частенько ее внешний вид. Но умная, знающая свою работу досконально до мелочей. С таким начальством работалось легко, хорошо относилась к каждому работнику, легко ладила с женским коллективом. В то время в семье у нее были большие проблемы. Супруг Валентины Михайловны Петро работал мастером в ремонтном цехе. Часто в рабочее время употреблял спиртное. Нередко ей приходилось от вышестоящего начальства прятать супруга в рабочее время в закрытом помещении. Все об этом знали, но молчали. Через некоторое время Петро внезапно умирает в своей квартире от удушья: сметана застряла в горле.
Вскоре уходит с работы по возрасту начальник химцеха Светлана Федоровна Морозова. Власть поменялась, как говорят в народе, новая метла по-новому метет. Мишунина займет кресло начальника химцеха, начинается черная полоса для многих работников. Устроила временно на работу сноху Алену, татарку по национальности, которая оказалась неряшливой и нечистоплотной женщиной. На халатах у нее стали появляться пятна и дырки от кислот, стала обвинять то одну, то другую из лаборантов. Как будто ее вещи специально портят! С испорченными вещами стала ходить к свекрови, вернее к Валентине Михайловне. Алена ведь супруга сына. Начальница всячески стала защищать ее. С этого дня шкафы стали закрываться на замок, но Алена и здесь умудрялась ломать замки от шкафа. Никакого расследования не было. Начальница вначале умудрилась выгнать с работы Стерхову Любу, которая многие годы уже работала, устроив экзамен назубок рассказать все должностные инструкции, все правила, как написано в учебниках. Не издевательство ли?
По воле судьбы в сентябре 2010 года мне пришлось оказаться на больничном листе четыре месяца. В мое отсутствие временно была принята на работу другая сноха нашей начальницы Марина. Место нужно было постоянное для снохи. Перед Новым годом я вышла на работу после больничного. Проработав несколько дней, отправила меня в отпуск, хотя отпуск по графику мне полагался в летнее время. Во время нахождения в отпуске искала причину, каким образом можно добиться увольнения с работы. Все-таки добилась своего. Нашла причину в том, что я после продолжительного нахождения в больничном не могу работать по сменам. В первый же день после отпуска стала передо мной в своем кабинете трясти справку из поликлиники, полученной от врача. А я не предоставляла ей никаких справок, а в больничном листе не указывают заболевание. Кто ей мог тогда написать такую справку, я не стала искать подробностей. И запись появилась в трудовой книжке: «Уволена в соответствии с медицинским заключением и в связи с отсутствием соответствующей работы…» После моего ухода из работы такая же история произошла и с Тихомировой Татьяной.
Через полгода обе снохи Алена и Марина ушли от сыновей, а через год и Валентину Михайловну попросили уйти с работы. Судить ее не хочу за несправедливость. Бог все видит свыше. Встретились случайно с ней. Ведет разговоры так, как будто ничего не произошло … Такова жизнь.
Отдано энергетике почти двадцать три года. Судьба распорядилась попасть именно в тяжелый период кризиса в химический цех энергосистемы. Я не осталась без работы, вовремя выдавалась заработная плата, когда город страдал от безработицы, когда полки магазинов были пустыми, за буханкой ржаного хлеба выстраивались длинные очереди. Повезло и с жильем, через два года получить однокомнатную гостинку, а еще через год и квартиру. Лишь стойкие и выносливые смогут выдержать тяжелый ритм работы. Постоянные обучения, тренирвки, сдача экзаменов и зачетов, четкий график работы, за опоздание на работу могли сдвинуть очередь на получение жилья, лишить премиальных. Вот и приходилось быть «роботом», а помогла выжить советская закалка, целеустремленность и выдержанность.
Свидетельство о публикации №222010600840