Учительница, местный историк и краевед

   

Любовь Васильевну Фомину (Козлову) мы видим на фотографии в библиотеке, где она давала комментарии оператору самарского телевидения Валерию приезжающего в Зуевку по вопросам моих увлечений местным краеведением)
За свою долгую жизнь среди огромного, многообразного коллектива зуевской общеобразовательной школы, к счастью, мне довелось знать хорошо двух женщин, дружить с ними и даже сотрудничать. Это с Седых Еленой Никитичной, родом с Правой Волги, год рождения 1933-й, учитель русского языка и литературы, открывшей школьный музей, долгие годы в нем плодотворно работавшей, и с Любовью Васильевной Фоминой (Козлова), родом с города Холмска, Сахалинской области, год рождения 9 ноября 1951-й, учитель географии и истории, долго работавшей в школьном музее, организовавшей в нем нравственно полезные Агибаловские чтения. Членом жюри которых я много лет являлся, оценивал работы участников в паре с Любовью Васильевной награждали. Смотрите ниже на двух фотографиях процесс агибаловских чтений, оценки и награждения.
   На фото ниже моя героиня у самовара с сестрой Надеждой. 
И какие материалы в школьном музее мы имеем: старинная утварь, домашний и с/х инвентарь, бытовая техника, документы и факты по истории села, по местному, краеведению, нравам, обычаям, традициям наших предков, всему наличию и разнообразию мы обязаны указанным краеведам и активным школьникам. Они всё это долгие годы собирали, организовывали, их вся заслуга в этом. Им зуевцы обязаны и благодарны.

И если о Елене Никитичне Седых ранее рассказывалось читателям (в моих ранних работах где-то, как-то), о Ефимовой Любови Васильевны ничего мной не писалось, не говорилось. Это несправедливо. Мы и о ней, о ее активной жизни и общественной деятельности обязаны тоже знать. Она это заслуживает. А коль решено, вопросами я ее атаковываю.  Она на них ответила. Читайте:
                ДОШКОЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Мама моя, Козлова Таисия Васильевна. На фотографии ниже она, в нижнем ряду с племянницами. Выше мы, ее дочери (справа Люба, слева Надя).  В девичестве мама была Черемина, родилась она в селе Замьяны Енотаевского района Астраханской области в 1926 году, погосударственной мобилизации в  40-х годах вместе с семьей переехала во Владивосток, а затем на о. Сахалин. Работала на железной дороге, там же познакомилась с отцом Козловым Василием Васильевичем и вышла за него замуж. Отец детдомовец, родом с Украины из под Ровно, тоже работал на железной дороге.
Дедушку Черемина Василия я не знала, он работал в рыболовецкой артели и утонул на Волге еще до рождения мамы. Бабушка Анна Федоровна Черемина, в девичестве Сызранова была сиротой. Ее выдали замуж за вдовца с пятью почти взрослыми детьми. После гибели мужа его детей разобрали родственники, а она осталась одна с тремя дочками, одна из которых только родилась, это и была моя мама.

Сахалинское детство помню очень ярко. Лазили с мальчишками по сопкам, один раз подошли в плотную к погранзаставе, из-за деревьев не разглядели колючую проволоку и на нас бросилась овчарка, мы конечно же перепугались, пустились наутек. Купались в Японском море, и когда видели на горизонте острова, то считали, что это Япония.

До школы я ходила в садик, он размещался на возвышении, к нему нас вела длинная каменная лестница, мне маленькой она казалась бесконечной. Жили в старом бараке бедно, неуютно, который во время ветров ходил весь ходуном. Мне казалось, что он может вот-вот развалиться. Мама тогда работала уборщицей в магазине. Брала она и меня с собой.  Запомнила огромные красные яблоки привезенные из Китая. На полках они лежали в тонких рисовых салфетках величаво.

                ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В первый класс средней школы № 1 города Невельска, Сахалинской области я пошла в 1959 году. Моим первым учителем была Анна Михайловна, к сожалению фамилии уже не помню. Она была прекрасным учителем, имела награды, звание народного учителя. Я первое время после отъезда с Сахалина переписывалась с Анной Михайловной, но затем связь наша прервалась.
Хорошо помню денежную реформу 1961 года, до которой мне мои родители давали рубль на завтрак, а затем стали давать 10 копеек. И хватало.
 На Сахалине я окончила 3 класса и затем из-за болезни отца мы вернулись на «Большую землю», как тогда говорили. Приехали на родину мамы, так как отцу нужен был сухой климат. Поселились в совхозе Волжском, Енотаевского района, Астраханской области. Проживали сначала у родственников, а затем родители получили от совхоза дом. Как рассказывала мама, первым моим возгласом было: «Дом новый, углов в нем нет!» Это говорит о том, что до этого в углу мне приходилось стоять регулярно, характер у меня был строптивый, а мама была строгой и часто наказывала меня углом, а то и ремнем.
Вторым учителем начальных классов была всеми нами любимая Алевтина Ивановна Бирбина. Она была доброй, мягкой, талантливым воспитателем, к каждому имела свой подход. Именно она заложила во мне желание стать учителем. И хотя я проучилась у нее всего 1 год (4-й класс), многое, что я ценю в людях, и в частности в учителях идет от Алевтины Ивановны. И многое ценное, талантливое во мне, в будущей учительнице, она заложила. Первой моей ученицей была младшая сестра, я ее учила читать и писать. Где часто дело доходило до драки, т.к. учиться она не всегда хотела, мама нас, как могла, успокаивала.
В четвертом классе меня приняли в пионеры. Я очень этим гордилась, тогда в пионеры принимали не всех, а лучших учеников. Дружила я в основном с мальчишками, лазила с ними по садам, плавала на Волге на спор, кто дальше заплывет, дальше пронырнет. Гоняли на велосипедах тоже на спор, кто кого обгонит. Поэтому постоянно ходила с синяками и содранными коленками. Мама говорила: тебя земля не носит или должен был родится мальчик, а родилась по ошибке природы ты.

                СРЕДНЕКЛАССНИЦА
С пятого класса мы тогда ими становились. В пятом классе у нас появилось много новых учителей, а классным руководителем была Александра Ильинична Новицкая. Она была очень строгой, и мы ее за глаза иногда называли Адольф Гитлер. И только через годы уже став сама учителем, я поняла, как она была права. В средних классах почти все ученики были тимуровцы, были другие объединения, меня часто избирали председателем совета отряда или пионерской дружины имени Лизы Чайкиной. Мы собирали макулатуру, травы лекарственные и металлолом, ходили в походы. Но наиболее активной я стала, когда вступила в 7 классе в комсомол. Я постоянно входила в состав комитета комсомола, где отвечала за пионерскую работу. Проводила учебу пионерского актива, организовывала работу с отстающими учениками, подбирала вожатых в пионерские отряды, организовывала их походы.

                ТРУДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ


В 1967 году я закончила 8 классов Волжской средней школы.
Отправилась поступать в педагогическое училище, но когда узнала, что там проверяют музыкальный слух, и надо будет играть на каком-то инструменте, то сдавать документы не стала, т. к. знала, что музыкальных способностей у меня нет. Затем хотела поступить в автодорожный техникум, туда поступал мой двоюродный брат Виктор. Думала, пойду по стопам отца, он был в селе автомехаником. Но когда пришла на консультацию и увидела, что среди поступающих кроме меня есть еще только две девочки, остальные мальчишки, засомневалась. Сижу и размышляю «Девчонки не поступят, Витька на экзаменах провалится и что я буду делать одна среди мальчишек?». Решила не поступать, тем более что мама узнав о том куда я подала документы, сказала: «Только через мой труп на эту специальность! Мне одного мазутчика хватает». Забираю документы, перехожу через дорогу и подала документы в кооперативный техникум. Поступила, а в 1970 году успешно его учебную программу завершила. По 1971 год работала товароведом в Замьяновском рыбкооперативе, Енотаевского района, Астраханской области. В этом же году попала под сокращение штатов, переехала к подруге в с. Жидиловка, Мичуринского района, Тамбовской области. Работала в правлении рабочего кооператива «Зеленый Гай» товароведом, ревизором. Здесь вышла замуж за Попова Николая Александровича, в 1972 году у нас родился сын Алексей.
Интересная работа в торговле, разнообразная, удовлетворение должно быть, казалось бы. За пять лет работы должна привыкнуть, но нет, я всегда знала, это не мое…
В 1975 году с семьей переехала в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области и поступила на работу в Волжскую Среднюю Школу в должности делопроизводителя, затем пионервожатой. В 1977 году поступила заочно на исторический факультет Астраханского государственного педагогического института. В 1982 году его окончила. И здесь же началась моя педагогическая деятельность, я по совместительству стала преподавать историю в пятых классах, в одном из них была классным руководителем. При школе был интернат, в котором жили дети чабанов. Мне приходилось следить за их гигиеной, вычесывать вшей, мыть им головы и даже иногда стричь.
                ЖИЗНЬ В ЗУЕВКЕ
Обстоятельства сложились так, что с мужем мы разошлись, и я в 1982 году с сыном переезжаю в Самару к сестре. Обратилась насчет работы в ОБЛОНО, мне дали направление в Зуевку, на должность учителя истории, оговорившись, что там есть немного часов и географии. А когда я пришла в школу, то оказалось, что здесь только часы географии, а часы истории в вечерней школе. Квартиру предоставили после отъезда учителя географии Щербиной В.И. Так началась моя жизнь в Зуевке.
Но жители и школьный коллектив встретили меня здесь хорошо, заботливо, со школы нам с сыном выделили кровати с матрасами. Первое время ели на подоконнике, потом купили стол. Обедать ходили в колхозную столовую, надо сказать готовили там еду очень вкусно, мы с сыном наливали борщ еще и в бидончик и ужинали им дома.
Постепенно обживались, много трудились. Осенью этого года часто приходилось ездить с детьми на уборку сахарной и кормовой свеклы. Было всем на работе тяжело, особенно детям. А мне еще и холодно, рабочей одежды не было, теплой тоже. Работать приходилось в осенней одежде, в какой приехали.  Поэтому первая осень в Зуевке хорошо запомнилась. И хорошо еще, что она была хотя и слякотная, но не очень холодная, снег выпал после нового года.
На зимних каникулах поехали домой за зимней одеждой.
Работала я в это время учителем географии и организатором, вела уроки истории в вечерней школе, кружки. В следующем году дали классное руководство в 4 классе. Когда Вера Ивановна Хорхордина ушла на пенсию, я стала преподавать историю и географию. В 1996 году мой труд оценили по достоинству, наградили значком «Отличник народного просвещения», а в 2021 году вручили памятный знак «За служение людям».
 За годы работы было много разного, больше хорошего, у меня были всегда прекрасные дети, и мне всегда удавалось с ними ладить. Первые мои детки в 2019 году отметили тридцатилетие окончания школы. Всего у меня было три выпуска, последних выпустила в 2006 году. В этом же году мне доверяется руководство школьным краеведческим музеем имени Героя СССР Михаила Павловича Агибалова (на общественных началах). Из преподавателей ушла в 2012 году, а из музея уходила три раза. Первый раз передавала Чудаевой Татьяне Александровне, а когда она ушла работать в сельский СДК заведующей, то Воротынцевой Татьяне Александровне, учителю начальных классов (в годы учебы она возглавляла Совет музея). Потом она вышла замуж и ушла в декрет, пришлось мне вернуться в музей. Сегодня музеем заведует Скарговская Маргарита Сергеевна, а я у нее в помощниках или в наставниках, точнее.
Жизнью личной я довольна. Считаю, что моя прожита не зря. В личном плане может не все в ней удачно сложилось. Второй брак был неудачным, муж умер, а в 2004 году умер и сын Алексей. Но у меня остались два внука, и теперь есть два правнука: Кирилл и Илья, и одна правнучка Анечка.  И это мое огромное  счастье.
       Поэтому в заключение что хочется сказать? У меня была прекрасная школа, были прекрасные коллеги учителя и были мои любимые ученики (некоторых ее учеников, веселых, жизнерадостных мы видим на фотографии. На презентациях моих трех книг «О зуевцах и о себе» они с интересными юморесками в библиотеке зуевской выступали. Меня и мое творчество прославляли).
 Я всегда была среди активистов: председателем совета отряда, председателем совета дружины, позднее членом комитета комсомола. У меня было прекрасное пионерское детство и комсомольская юность: с походами, кострами, сборами. И я могу повторить слова Алевтины Ивановны: «У меня была самая лучшая в мире профессия. Она и по сей день дает мне возможность чувствовать себя молодой». Моя жизнь была всегда интересной, захватывающей и счастливой. И люди меня окружали интересные, со мной работали, дружили.
P. S.-А Любовь Васильевна и сама человек очень интересный. Такими людьми интересуются теперь многие. Особенно общественные организации: СМИ, социальные сети, телевидение.
Заинтересовался ее личностью на днях один из операторов Самарского телевидения по имени Валерий, который ранее у меня брал комментарий, как у номинанта на «Народное признание».
А теперь он приедет по этому проекту в школьный музей, встретится с ней.
Расскажет о ее общественной деятельности по областному телевидению. Ее на экране телезрители самарские увидят. Молодежь пример с нее положительный переймет. А это же здорово и полезно!
Память останется на века.


Рецензии