Маша и Медведь

МАША И МЕДВЕДЬ

Балет — это женский мир, в котором мужчина — лишь почетный гость.
(Джордж Баланчин)

- Эй, снегурка, - услышала Маша чей-то хриплый, явно простуженный голос.
- Снегурка..., снегурочка, - снова проскрипело рядом.
- Девушка в белой шапочке! Купите лотерейный билетик на счастье.
Скрежет звучал просительно и одновременно требовательно. И она поняла, что кто-то обращается именно к ней.

Маша стояла у табло Ярославского вокзала, высматривая номер платформы, с которой должна была отправиться пригородная электричка. Прямо под носом предприимчивая продавщица лихо вращала пластмассовый барабанчик с голубыми бумажками внутри и активно зазывала прохожих.
- Гражданин в кроличьей шапке с ушами, купите… Гуса-ар, красавчик с усами… не упустите свою удачу… Мадам в норковом манто, только для вас… сегодня или никогда…

Вопреки ожиданиям бойкой торговки, люди не задерживались и торопливо проходили мимо. Одни - спешили скорее попасть на перрон, другие – устремлялись в метро. Третьи, как и Маша, – стояли в томительном ожидании поезда, не обращая внимания на изобретательные призывы. Да и погода не способствовала удачной торговле. Январская стужа, пронизывающий ветер и мокрые хлопья снега.

Маша зябко ежилась, переминалась с ноги на ногу, похлопывала в ладоши и растирала щеки. Ей стало жаль заснеженную тетку-продавщицу, судя по красному носу, не один час простоявшую на морозе, и она уже готова была снять с окоченевшей руки тонкую перчатку, чтобы достать деньги из сумочки…, но в этот момент на табло загорелись спасительные цифры.
- Простите, но я не верю в счастье по билетику, - виновато бросила девушка на ходу и растворилась в толпе.

***

На перроне продрогшие пассажиры яростно штурмовали электричку. Маша решила немного переждать в сторонке, опасаясь лишиться всех пуговиц на пальто.
Когда атака на поезд подошла к концу, ей удалось пробраться в середину жарко натопленного вагона. Свободных мест, разумеется, не было. Ну вот, придется сорок минут трястись впритирку, да еще стоя на одной ноге…

 Вдруг она заметила чудом незанятое местечко - узкую полоску между двумя полными женщинами, которые вольготно расположились на трех сиденьях, широко раздвинув колени. В ногах у пассажирок громоздились неподъемные сумки, откуда высовывались батоны хлеба, пачки макарон и мясистые сардельки, источавшие аппетитный головокружительный запах.
Уставшая и заледенелая, Маша, не раздумывая, проскользнула в образовавшуюся «щель», к явному неудовольствию обеих теток. Те - в отместку зажали непрошеную гостью с двух сторон так, что невозможно было и пальцем пошевельнуть.
Пленница предприняла слабую попытку достать журнал из сумочки, но в ту же секунду чужие локти больно впились между ребер. Несчастная обвела страдальческим взглядом соседей по купе, взывая о помощи.
Напротив, уткнувшись в книжку, сидел молодой рыжеусый военный, и скучали две пожилые дамы с равнодушными лицами. Ждать помощи было не от кого…
Девушка обреченно закрыла глаза и старалась больше не шевелиться. Вскоре ее сморило, и она задремала под мерный стук колес и покачивание.

***

Почувствовав прохладу, Маша снова открыла глаза. Вагон заметно опустел, колбасные тетки-мучительницы исчезли.
- Станция Валенти... Бр-Бр. Следующая остановка – платформа Загорян..., - задребезжало, заскрежетало, забулькало из динамика, вероятно, тоже осипшего от мороза.
  Последний пассажир засобирался, сунул книгу в портфель и направился к выходу. Но неожиданно вернулся, достал из кармана бумажку голубого цвета и разорвал ее пополам. Одну половинку быстрым движением положил Маше на колени, вторую - с многозначительным видом сунул обратно и стремительно вышел, так ни разу не посмотрев в сторону девушки.
Неужели лотерейный билет? - предположила обескураженная Маша. Гуса-ар, красавчик с усами…, - всплыло из подсознания. Пройдоха-продавщица всучила-таки лейтенанту «счастье по билетику».
Счастье по билетику? Разве такое бывает? «Партер, ряд шестой, место номер четырнадцать», - громко прочитала она вслух. Перед ней лежал обыкновенный театральный билет…

Ну и ну. Интересный способ знакомства, во всяком случае, необычный. Вот так-так... Оказывается, и среди солдафонов попадаются интеллигентные люди и театралы. А ведь никакого внимания не проявлял, слова ни сказал, даже не взглянул ни разу! А может, взглянул, и не раз. Ведь она всю дорогу спала... Откуда же ей знать?
То, что Маша прочитала на обороте, повергло в еще большее изумление. Большими буквами синей штемпельной краской было пропечатано: «СНЕГУРОЧКА», а ниже, помельче – «балет на музыку П.И. Чайковского» (видимо, чтобы не путали с одноименной оперой Римского-Корсакова).
Судьба, - решила девушка, постепенно приходя в себя, и положила в сумочку «залог» своего будущего счастья.

***

        До спектакля, а вернее, ловко назначенного свидания, оставалась еще неделя. И Маша, как добросовестная студентка, решила основательно подготовиться, чтобы не ударить лицом в грязь.
Сказать по правде, театр она не очень жаловала, а балет и вовсе не принимала, и считала пережитком прошлого. Что означают все эти фуэте…, и антраша…, и па-де-па...? То ли дело современные танцы! Совсем другая движуха.   Но делать нечего - обложилась литературой на тему классического балета и стала штудировать ее, как перед ответственным экзаменом.

 И тут она с удивлением узнала, что мужская половина-то очень и очень любила подобные развлечения…
 Оказалось, Пушкин, ценитель стройных ножек, из театра просто-таки не вылезал! И как ими вдохновлялся... А какие стихи, проказник, писал...
А Сергей Есенин и босоножка Айседора Дункан – основоположница свободного танца…? Ее танец был такой чувственный! А особая пластика была так похожа на мелодику его стихов. Без пуантов, пачки и корсета. В легком древнегреческом хитоне… Просто сексуальная революция в хореографии в начале 20-го века! «Богиня!» – вот и все, что мог сказать об американской танцовщице очарованный русский поэт.
Да что поэты! Сам император Николай Второй был страстно влюблен в великую балерину Матильду Кшесинскую.  Пойти в театр, да еще на балет, считалось признаком хорошего тона у людей из высшего общества, и не только. Нищая студенческая голытьба пристраивалась на галерке, чтобы посмотреть на прелестниц.
Ну, так это ж, когда было... Нынешних угодников дамского пола нижними конечностями теперь не удивишь. Девушки летом почти все в мини-юбках - и на представления ходить не надо.
Впрочем, Ричард Гир из фильма «Красотка» «женщину с улицы» тоже в театр повел... Правда, не на балет, а в оперу. Но какая разница. Балет и музыку ведь тоже сердцем понимать нужно. Если сразу понравится, значит, это твое, на всю жизнь.
И Маша пришла к заключению, что ей понравится, обязательно понравится, учитывая, что рядом будет ее «знак судьбы» - российский Ричард Гир, такой же обаятельный и тонко чувствующий высокое искусство.

***

Однако в театре никаким Гиром и не пахло. Мало того, вообще ни одного представителя мужеского пола на горизонте не наблюдалось..., о чем красноречиво свидетельствовала длинная очередь в дамский туалет и полное ее отсутствие в мужской.
Женщины разного возраста парами, небольшими группками и поодиночке толпились и при входе, и в фойе, и в гардеробе.
В зрительном зале была та же картина - сплошное бабье царство. Ан нет... Маша все же заметила пару-тройку седых мужских шевелюр в партере и несколько лысин чьих-то мужей, приведенных сюда под конвоем, разве что под страхом смерти или лишения ужина.
 
Места пятнадцатое и шестнадцатое занимала пожилая пара. Девушка уселась на свое четырнадцатое и стала поджидать любителя балета.
Вскоре зал почти заполнился, лишь соседнее слева место под номером тринадцать оставалось свободным...
Наконец, свет погас, зазвучала чудесная музыка, которая поглотила Машу целиком. Если сразу понравится, значит, это твое - на всю жизнь... Вот, и хорошо, что усатый поклонник не явился. Никто не мешает, и можно спокойно наслаждаться.

Однако не тут-то было... Как только закончилась увертюра, рядом вдруг что-то с размаху шмякнулось... В темноте было не разглядеть. Соседнее кресло предательски затрещало, будто под тяжестью великана, рискуя развалиться. Судя по габаритам, незваный гость совсем не был похож на худощавого ценителя балета из электрички. Какой-нибудь зритель с галерки, - решила Маша, - перебрался поближе, заметив, что место пустует.
Но вывод оказался поспешным. Происходящее на сцене пришельца нисколько не заинтересовало. Он беспрестанно ерзал, скрипя сиденьем, и томился, как огромный медведь, насильно посаженный в клетку.

- Молодой шеловек, - прошамкала старушка, сидящая сзади, - прекратите вертеться, не мешайте шмотреть.
Бедняжка то вставала на цыпочки, то выглядывала из-за плеча, то синхронно перемещалась вслед за «медведем», стараясь найти удобное положение и что-нибудь разглядеть за его мощной фигурой.
Он в ответ попытался втянуть голову в плечи, весь сжался, нелепо скукожился, затем протянул ноги вперед и, в конце концов, съехал под переднее сиденье. Теперь громила почти лежал, опираясь затылком на спинку кресла. Несчастный смиренно сложил на груди руки... и принял позу уставшего мужчины, вернувшегося с работы. Не хватало только газеты, положенной на лицо.
Маша с опаской поглядывала на соседа. О, Господи, сейчас он, кажется, захрапит... И тогда…, тогда дирижер собьется с такта, испуганный Лель уронит Снегурочку в оркестровую яму, и наступит полная катастрофа…

- Девушка, перестаньте крутиться, - опять послышался недовольный старушечий голос, - ну и парочка! Зачем только в театр ходят?!
- Парочка?! Да я этого…, этого… Медведя в первый раз вижу, - во весь голос поспешила откреститься от незнакомца девушка и вскочила с места.
В зале неодобрительно зашумели, зашикали. Крайняя балерина от неожиданности оступилась и потянула за собой весь кордебалет. Трагедия действительно назревала...
     Маша упала обратно в кресло, неуклюже сползла под сиденье и вслед за соседом приняла позу «покойника». Оба больше не подавали признаков жизни.

     Смотреть спектакль в таком положении было невозможно, и девушка принялась строить различные версии появления монстра, лежащего рядом. Вот счастье-то подвалило... Откуда он только взялся на ее голову... и из какой берлоги вылез?
     Как откуда? Элементарно, Ватсон.
     Вариант первый. Поклонник балета по какой-то причине не смог прийти и просто загнал билет первому встречному.  Нет, не годится. Медведь на балетомана не был похож и ни за что не купил бы. Ему, как говорится, и даром не нать, и за деньги не нать...
     Тогда так. Хитроумный военный решил сосватать ее со своим приятелем и заманил его сюда под каким-то благовидным предлогом... Тоже не то. Как можно знакомить симпатичную девушку (в своей неотразимости она не сомневалась) с каким-то кинг-конгом.
       А если, балетоман из электрички просто-напросто решил приобщить их обоих к прекрасному? Ее и этого Медведя-невежу... Ну нет..., этот вариант показался сейчас обидным, и начитанная девушка его решительно отмела.

***

- Ну, как, понравилось? – ехидно спросила соседа Маша, когда зажегся свет. – Надеюсь, получили неизгладимое удовольствие, а?
- Извините, - вместо ответа прорычал Медведь, приняв вертикальное положение, - Виталий не смог прийти… я вместо него...
- Виталий?! Ах, Виталий… Значит, Виталий!
        Будь он неладен! Ну, попадись он ей снова…
- Ну, да, Виталий, а кто ж еще? - А вы че, сами не знаете?
        Маша покраснела. А Медведь вдруг начал возмущенно наседать:
- Как же это понимать? Я че, зря мучился? А вы – не она? Или Виталий - не он? Так Вы его не ждали? Вернее, ждали не его? – окончательно запутался он в предположениях.
- А ну-ка, выйдем..., разберемся, кто есть кто, - приказным тоном, по-военному отчеканил незнакомец. - Только сначала – в буфет! Я из-за Вас! с утра не жрамши…

      И грубиян решительно направился на запах бутербродов, бесцеремонно расталкивая зрителей.
-Ой! Ничего… Ничего…, - вскричал пожилой мужчина, которому Медведь нечаянно наступил на ногу. – В нашем мужском полку прибыло! Тебя тоже твоя сюда приволокла наслаждаться? Но пассаран! Держись, дружище.
- А причем тут я? – хотела спросить заинтригованная девушка, но заметив свирепый взгляд своего спутника, осеклась.

***

       В буфете стояла длинная очередь. Однако напористый «театрал» не растерялся и пошел напролом.
Вскоре на столике возвышалась целая гора пирожков и шоколадок. Рядом с ней даже Медведь уже не казался таким огромным.
       Маша сгорала от любопытства, но смиренно ожидала рассказа, посасывая дольку мандарина. Продуктовый холм уменьшался с космической скоростью.
- Так значит, Вы с Виталием не знакомы..., - не то вопросительно, не то утвердительно заявил обжора с набитым ртом, запихивая очередной пирожок с капустой и заедая его гремучей смесью из двух конфет с ромом.
Как можно столько есть? Маша теряла терпение. Но он продолжил только после того, как слопал импровизированный двойной бутерброд - с ветчиной и рыбой. Фу, гадость, какая. Девушку едва не стошнило. Это испытание, похоже, никогда не закончится...

       Однако через пять минут о Медведе было известно все или почти все. Он оказался сибиряком, слушателем военно-политической академии и страстным любителем хоккея. Учебу не очень-то жаловал, предпочитая спортивные матчи всем наукам подряд.
- А тут еще адъюнкт (ну, аспирант, по-вашему) вредный такой выискался. Противный, хуже керосина, - с раздражением добавил к рассказу Медведь. - Одним словом, Виталик-Кровосос.
- Виталик?
 - Да. Лейтенант. Он у нас семинарские занятия ведет. Да и предмет, ему под стать – занудная политология.
       Билет на зачете бездельнику достался хуже некуда..., и состоял из двух вопросов. Ответ на первый - прогульщик не знал, а на второй – забыл. Кровосос измывался и так, и эдак, но вдруг сделал несчастному неожиданное предложение:
- Ладно, даю последний шанс. Справитесь с поручением, считайте, что зачет у Вас в кармане, - сбивчиво продолжил нерадивый слушатель от имени преподавателя.
- Немедленно отправляйтесь в театр, - мне с вами, лоботрясами, еще не один час мучиться, и самому теперь никак не успеть. А там  невеста ждет, не дождется.
- Невеста?!- вспыхнула Маша.
- Ну, может, девушка, - поспешно исправился Медведь, с аппетитом поглядывая на последнюю конфету.
- Твоя задача простая, - вернулся он к повествованию, беспрестанно путая прямую и косвенную речь и передразнивая ненавистного политолога, - развлечь и проводить. И не вздумай за ней ухаживать!
Тут уж Маша не выдержала и выскочила из-за стола.
- Ухаживать?! Этого еще не хватало! – вспылила она. – Я больше не могу это слушать!
- Погодите. Я еще даже к сути не перешел, – оторопел Медведь и невозмутимо откинулся на спинку стула.
- Я уж было сорвался с места, но Виталий меня остановил.
- Да, вот еще какая штука, - как бы невзначай, промежду прочим, сказал он мне вдогонку, - номер телефона взять не забудь.
-  А Вы разве сами не знаете? – спросил его я. – Мне уже тогда это показалось подозрительным.
- Понимаешь ли..., номер у нее недавно сменился. Я записал, да бумажка куда-то затерялась. Выведай как-нибудь аккуратно, чтобы она (то есть вы) не заподозрила и не рассердилась. - И смотри, без номера телефона не возвращайся.
- Мою зачетку он оставил в залог.
- Ну, и ловкач! - не то возмутилась, не то восхитилась Маша.
- Так значит, вы не знакомы? - в который раз уже произнес незадачливый слушатель.

       Девушка отрицательно покачала головой и вкратце изложила свою историю. Медведь сидел смирно, раскрыв рот, не перебивал, и, в конце концов, пришел от рассказа в полный восторг.
- Зашибись! Мне такое и в голову бы не пришло, - умилялся он затее находчивого преподавателя. – А что, классная идея - девиц кадрить. Я, пожалуй, так тоже как-нибудь попробую.
Маша метнула в его сторону испепеляющий взгляд.
- Пойдемте в зал. Третий звонок. Опоздаем.
- Да на что там смотреть! На худосочных балерин? Тоже мне искусство! Прыгнул два раза – я тебя люблю, а три раза – очень, очень. А что означает жест рукой или, например, взмах ногой, можешь объяснить?
- Да это и не требует сиюминутных пояснений! Нужно просто наслаждаться музыкой и красотой движения, а танец с помощью различной пластики выражает всевозможные чувства, которые испытывают герои в соответствии с сюжетом. Я понятно излагаю?
- Ладно, пошли, - со вздохом сказал Медведь. - Если бы не буфет... ну, и вы…, то есть ты… тоже, я бы умер со скуки. Такая девушка – просто подарок судьбы! Я там немного сосну, а ты давай бухти мне про телодвижения, и что выражает поворот… разворот, и этот..., как его пируэт, значит...
       Маша презрительно фыркнула и повернулась к невежде спиной, не желая больше вдаваться в анатомические тонкости балета.
- Примитив! – процедила она сквозь зубы.
- А ты, ты… строишь из себя знатока, а сама тоже ведь не очень-то разбираешься. Я это сразу понял.
- Что? Это я не разбираюсь?! А Вы, Вы... Только попробуйте захрапеть, получите от меня шпилькой в бок...

***

       В зрительный зал они вошли уже в темноте. Медведь, как водится, с размаху плюхнулся на свое место. Ни в чем неповинное кресло вновь застонало. Хрупкая Маша осторожно присела на краешек сиденья.
- Явились-таки. А говорили – не пара. Опять не дадут ничего посмотреть, - раздалось недовольное ворчание сзади.
       «Не пара» не проронила в ответ ни слова. Они пыхтели, сопели и дружно... ненавидели друг друга.
Обжора! Увалень!  Невежа!  Чтоб тебя черти взяли! Весь вечер испортил!  Маша готова была лопнуть от злости.
А Медведь таращился на сцену, стараясь изо всех сил получать «удовольствие» от спектакля. А она вроде ничего, классная девчонка… хоть и с тараканами, конечно. Ах, если бы не балет… Терпеть не могу балет! И женщин… Да-да! Ненавижу женщин! Всех, всех... вместе с их проклятым балетом…

***

- Не провожайте меня, - сурово сказала Маша на прощанье.
       Возле третьей колонны она поскользнулась и чуть не упала. Но Медведь с неожиданным проворством успел подхватить девушку под локоть. Она вырвалась и побежала прочь.
- А как же телефон? – с ужасом вскричал измученный искусством слушатель военной академии, понимая, что поручное преподавателем дело провалено.
- Обойдетесь. Придется... поучить политологию, - донесся злорадный ответ.
- Да уж лучше зубрить, чем наслаждаться балетом!
- Прощайте! – послышалось издалека.
- Да погоди ты... Ну, и черт с тобой! И без тебя проживу как-нибудь, а главное – без балета! - рявкнул Медведь и уныло побрел в другую сторону.
- Постойте! Постойте! Вот, передайте Виталию…

       Слушатель сунул протянутую бумажку в карман:
- Не сомневайтесь, передам. Зачетку же надо обратно получить.

***

- Ну, как? Понравилось? Понравилось? - настойчиво вопрошала толстушка своего худощавого спутника при выходе из театра.
- Да, очень, очень, – с излишней горячностью ответил молодой человек, очевидно желая произвести благоприятное впечатление.
- Ой! – поскользнулась девушка возле колонны.
- Осторожно, кулема!
- Черт! С детства на этом месте шлепаюсь! Прямо, как моя мама. Она вечно тут падала…  А мне постоянно твердит: «Обходи третью колонну стороной, обходи третью колонну… Разве в этой стране кто-нибудь, когда-нибудь будет нормально убирать снег?»
- Эт точно. Времена всегда одинаковые. Как говорит мой отец: «Хоть застой, хоть, демократия, а в гололед лучше сидеть дома».
Парень помог недотепе подняться и стряхнуть налипшие хлопья.
- Не ушиблась?
- Да нет. Миш, конфету хочешь?
- Неа.  Я – на диете. Надо фигуру беречь… Да и тебе подумать об этом, не помешало бы…, Машка.
- А я съем. Мне, Миш, после театра всегда есть охота, - со смехом проворковала девушка, поглаживая выпирающий через шубку животик.
- Ну ты и обжора, медвежонок... В антракте целых три бутерброда схомячила…
Михаил ущипнул спутницу по пухлой щеке. Пышка в ответ смущенно хмыкнула и спросила лукаво:
- А тебе, правда, понравилось? Мужики ведь балет обычно не любят. Признайся, что ты из-за меня сюда потащился.
- Конечно, из-за тебя. Но... и... из-за балета тоже... Это у меня наследственное, от папочки. Он у меня (на удивление всем) страстный поклонник.
- Да ну?
- Вот те и ну. А однажды отец влюбился прямо на спектакле. Один раз и на всю жизнь. Вот что значит, волшебная сила искусства!
- А вот мой отец балет терпеть не может, - со вздохом произнесла толстушка, - сколько ни пыталась приучить его моя бедная мама…


Рецензии
интересно и даже смешно местами. Вы молодец, жму

Нина Тур   22.01.2024 20:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина,
Очень приятно.

Лидия Гладышевская   22.01.2024 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.