Вот так и живем

Я ехал в очередную командировку.
Пробравшись сквозь толпу провожающих, спокойно зашел в вагон, нашел свое купе, и, определив свои вещи, пальто и сумку, сел у окна. Отодвинув занавеску, стал наблюдать за перронной суетой. Прямо у окна стояли трое. Видимо муж с женой и более пожилая дама, вытирающая слезы и уже который раз обнимающая предположительно свою дочь. Что говорили, не было слышно, но судя по всему, расставание было болезненным. Под конец заплакали обе. Мужчина несколько раз поднимал увесистый чемодан, пытаясь занести его в вагон, но женщины его останавливали. Я про себя подумал: «Бедолага, провожает тещу, торопится занести чемодан в вагон, чтобы не передумала. Наконец последний раз обнялись, поцеловались. Полуотвернувшись, теща протянула руку зятю и позволила занести чемодан в вагон. Оттуда он вышел с радостной улыбкой, но, встретившись глазами с женой, тут же скроил скорбное лицо.  Увиденное меня позабавило.
Дверь в купе открылась и в купе зашли с небольшим интервалом двое мужчин. Я был немного разочарован, так как уже нафантазировал, что ко мне сядет предполагаемая теща и я услышу какую-нибудь житейскую историю. Ведь в поезде, как нигде в беседах царит откровенность. Почему? На этот счет много суждений. Не буду отвлекаться.
Вошедшие определили свои вещи и, выдохнув, уселись напротив. Оба производили хорошее впечатление. Что  касается возраста, то один из них был не молод, далеко за шестьдесят, а второй значительно моложе, в районе тридцати. У старшего мне понравились глаза: умные, спокойные, доброжелательные. Я уже давно исповедую мудрость, что глаза зеркало души.
Познакомились. Кто постарше назвался Федором Михаиловичем, можно просто Михалыч. Молодой же назвался Кириллом. Назвал свое имя и я.
Поезд тронулся. Провожающие махали руками, что-то, судя по губам, кричали.  Махал рукой и предполагаемый зять.
Попутчики засуетились. На столе появилась бутылка коньяка, бутерброды с ветчиной, красной рыбкой, пирожки, и что-то еще. Молодой достал одноразовые стаканчики, но Федор Михайлович скривился, не пойдет, вкус не тот. Я сходил к проводнику и принёс два стакана. Оба с недоумением на меня посмотрели.
- «Мужики, мне нельзя»
- «Что, хворый?»
- «Нет, еду в командировку. Утром встреча. Еду как проситель. Не хватает только продемонстрировать алкогольное «амбре», так со мной и разговаривать не станут»
- «Жаль. Вольному воля. Посиди с нами, вон, съешь бутербродик. Ну, хоть чаю закажи. Как-то не по-людски получается»
Попутчики выпили, завязалась беседа. Я прикинул, бутылка коньяка на двоих, доза не убойная, бузы не будет, дадут поспать. Каждый вкратце рассказал о себе.  Михалыч - бывший железнодорожник.  Имеет право на один бесплатный билет в год. Решил съездить в гости к свату, давно зовет.
У Кирилла повествование было длиннее. После школы поступил в институт на строительный факультет. Но с четвертого курса ушел. Старший поднял брови:
- «Сам?» 
- «Не поверите – сам. На каникулах стал помогать соседу  дяде  Саше, который всю жизнь проработал маляром, штукатуром, плиточником. Я попробовал себя как плиточник – получилось.  Из института ушел с четвертого курса, закончил курсы дизайнеров и теперь я вне конкуренции. Строят и ремонтируют много.  У меня заказов на два месяца вперёд. А самое главное – сам себе хозяин»
 Фёдор  Михаилович прищурился:
- «Слушай, сейчас рабочие профессии среди молодежи как-то не в моде» 
- «Ваша правда. После школы все ломанулись за высшим образованием. Самые престижные профессии были: юристы, экономисты, врачи. В результате экономисты работают продавцами, юристов также перебор, ну а врачу необходимо призвание, кто попало не сможет. Я же не без совета родителей пошел на строительный факультет. Строят всегда, значит без работы не останусь. Отучился четыре года.  И, как говорят: «Измени своё мировоззрение и  это поможет тебе изменить жизнь». Мои знакомые тоже сначала кривились: «Работяга в грязной спецовке».  А работяга за это время почти построил коттеджик на берегу реки и купил неплохую машину. И все заткнулись. Повторяю, главное, ни от кого независим»
Михалыч налил:
- «За тебя парень, дай тебе Бог. Ты счастливое исключение из нынешней молодёжи».
Выпили, крякнули, закусили. Желание поговорить возросло. Я поддакнул:
- «Знаю немало молодых людей и не работают, и не учатся – целый день в интернете. Проживают виртуальную жизнь естественно на родительской шее».
Михалыч дожевал бутерброд:
- «Не зря говорят, что большие состояния делаются во время больших потрясений. Кто в смутные времена сумел украсть, тот быстро разбогател. Остальным приходится работать за копейки. Вот молодежь протестует таким оригинальным способом. Тем более что работодатели весьма пренебрежительно относятся к своим рабочим. Платят копейки,  а на все претензии один ответ: «Не нравится – свободен».
Кирилл пожал плечами:
- «Я был в Финляндии. Там тоже капитализм, но откровенно недовольных я там не встречал»
Пришлось пояснить:
- «Там устоявшийся классический капитализм, который платит налоги до шестидесяти процентов и довольствуется прибылью  пять – семь процентов. А у нас прибыль меньше ста процентов не приемлют – голодные очень. А на отношение к наемному рабочему на западе повлияла наша Октябрьская революция. Их это просто испугало, есть шанс потерять все, вплоть до головы. Вот они и решили не доводить людей до крайнего возмущения. Правда, эксперимент не удался – социалистическое государство рухнуло, придавив собою всё тех же бедолаг – тружеников. Впрочем, послевкусие осталось и поэтому трудовые отношения там удовлетворительные. Может и у нас когда-нибудь будет так же. Когда-нибудь».
Мне возразил самый старший из нас:
- «Все, что вы сказали, имеет место быть. Но я, как человек давно живущий, хочу заявить, что русский человек так никогда не жил. Да, нам далеко до Европы. Хотя бы сопоставить несопоставимое – пенсии. Тем не мене, все дворы и улицы забиты автомобилями. Среди них уже не встретишь ржавого жигуленка. В основном иномарки, пусть и не новые. Еще такой пример: мы достаточно аккуратно носим одежду. Но все равно ее приходится менять. Чаще это делает молодежь. Мы приводим ее в порядок и относим в храм, что бы раздали нуждающимся. Когда я очередной раз привез мешок с одеждой, знакомый батюшка позвал меня в какое-то подсобное помещение, заваленное одеждой – не берут. Я уж не говорю об ассортименте продуктов питания. Мяса завал. На вопрос: «Где это все было раньше, никто мне пока не ответил».
Я невольно втянулся в разговор:
- «Да всего много кроме денег у населения. Не будем брать Москву и Питер – это пылесосы, притягивающие рабочую силу со всей России.  Где сосредоточены большие деньги за счет налогов  зарегистрированных там предприятий. На мой взгляд, совершенно нецелесообразно раздувать мегаполис до таких громадных размеров. Как с точки зрения управления, так и стратегической. А вот за садовым кольцом жизнь не блещет. Работы для молодежи нет и в районных городах, и даже в областных. Предприятия как закрылись по известным причинам в конце прошлого века, так и не возродились. В деревне еще хуже. Выживают за счет приусадебных участков и пенсионеров. Есть отдельные с позволения сказать «фермеры» - бедолаги.  Работа без выходных, отпусков и праздников. Поддержка государства символическая, хотя во всем мире сельское хозяйство датируется. В то время как это зарождающееся фермерство ценно не только тем, что они дают молоко, мясо и овощи, главное в том, что их дети, возможно, осядут на земле. На Руси был когда-то крепкий хозяин, труженик, который беззаветно любил землю и своим трудом кормил всю страну. Продовольствие не ввозили, как раз наоборот. Англия, к примеру, была завалена российским маслом и не только. Так вот этого кормильца обозвали «кулаком» и искоренили. Уничтожили физически. Сейчас же земля никому не нужна. Бывшие пахотные земли зарастают кустарником. Помните: «Заграница нас прокормит»? Заграница может в любой момент перекрыть поставки. Санкции вводятся чуть ли не каждый день. Тем, кто вкладывает деньги в сельское хозяйство, особенно в Нечерноземье, нужно всячески помогать гораздо больше, чем это делается сейчас, т.к. это не быстрые деньги – не купи-продай»
Собеседники в знак согласия кивали головами и поддакивали. Михалыч задумчиво смотрел в темное окно:
- «Моего деда тоже раскулачили и сослали под Ленинград на торфоразработки. Чудом выжил. Много бед большевики причинили народу русскому. Интеллигенцию частично уничтожили, частично выдворили из страны – конкурент гегемону. Духовенство настигла та же участь – конкурент гегемону. Казачество расказачили - сиречь уничтожили - помнили казацкие плетки, которыми верные служаки разгоняли бунтовщиков. Коллективизация и, вызванный ею голод – опять жертвы и не малые. Можно много перечислять. А идея-то была хороша, вдруг улыбнулся собеседник. Всеобщее равенство, земля крестьянам, средства производства рабочим и так далее. Красиво, но утопично. Я извиняю большевиков только за то, что это все делалось не корысти ради, а во имя идеи. Пусть и завиральной. Люди способны ошибаться, вот только ошибки эти слишком дорого стоят. У нынешних реформаторов несколько иные цели»
- «Кирилл, плесни по чуть-чуть. Э, да тут совсем ничего не остается» Молодой встрепенулся:
- «У проводника должно быть. Я сейчас»
- «Сиди спокойно сынок. Очень полезное свойство мужчин, это во время остановиться. От многих бед спасает. Жаль, что не всем это присуще»
Сказывалось легкое подпитие. Выпивающие вдруг озадачились:
- «Где, чей стакан?»
Махнули рукой:
- «Ай, не все ли равно!»
Выпили, чего-то пожевали. Михалыч вдруг в упор  взглянул на собутыльника:
- «А ты от ковида привит?»
- «Нет, прививаться не рекомендуют».
- «Все блогеры в один голос говорят о вреде прививки. Яко бы иммунитет от этого страдает»
Михалыч обратился ко мне:
- «Ты видел? Нет, ты видел? Блогеры, которые отговаривают тебя от прививки, имеют отношение к медицине??? Не имеют! Так как же им верить и не верить докторам? Ты достаточно взрослый человек и должен понимать, что все, что пишут и говорят блогеры не ради нашего с тобой благополучия, а только ради лайков и в конечном счете денег. Подчас больших денег. Вот сейчас они дружно ругают Путина, умело мешая правду с неправдой. Завтра будет модно его хвалить, что конечно мало вероятно, они тут же переобуются и начнут хвалить, лишь бы были эти пресловутые лайки. Еще Ален Даллес говорил, что Россию нельзя победить, ее можно только взорвать изнутри. Сейчас на это брошены большие силы и большие деньги. Нечистоплотные блогеры  вольно или невольно работают в это направлении. Дай Бог, чтобы я ошибался. И вообще: идти наперекор властям - это чисто  русская забав издавна. Но как только появляется угроза из вне, вольности кончаются. По крайней мере, так было»
Федор Михаилович продолжил:
- «Это конечно не патриотично, но в нынешнее время я хотел бы быть китайцем. Посмотрите, какое развитие. Имеет место счастливое сочетание умелого руководства и дисциплинированного исполнителя. Мне еще в далеком детстве бабушка говорила, что миром будет править желтая раса. Откуда она это взяла, я не знаю. Опять о ковиде, с чего начали. Китайцы, благодаря своему врожденному послушанию, уже стали забывать об этой напасти. А у нас: из всех умерших за сутки в мире, каждый шестой - россиянин. Без блогеров не обошлось»
Кирилл возразил:
- «Вы привились, потому что Вы старый. Вам опасно болеть, да и терять Вам уже нечего и детей не рожать»
Его собеседник с минуту помолчал, потер зачем-то правой рукой шею, посмотрел на молодого, как на несмышленыша:
- «Ты хоть знаешь что такое старость?» 
- «Знаю, видел: везде болит, голова не варит, таблетки, мази, отсуствие секса»
- «Ну, последнее бывает и у молодых, кто себя не бережет. У меня есть свое определение старости, как состояния. Слушай, может пригодиться. То, что ты перечислил - это дряхлость. Этим может страдать и сорокалетний, если не будет работать над собой.
Мое видение таково: Каждый человек проходит три стадии развития. Первая – ребенок. Родители, да и остальные взрослые относятся к нему снисходительно. Дитя. Вторая стадия - ребенок взрослеет. И вот тут с родителями возникаю паритетные, то есть дружеские отношения. Словом, на равных. Кстати, самое хорошее время жизни человека. Но время не стоит на месте и рано или поздно дети обгоняют родителей в своем развитии. Ситуация складывается с точностью до наоборот. Дети начинают относиться к родителям снисходительно. Разумно снисходительно, не обидно снисходительно. Вот это и есть старость. И срок ее наступления у каждого свой. Речь идет о вполне нормальных семьях, где есть взаимное уважение и взаимная любовь, как родителей к детям, так и детей к родителям.
А вообще еще Пушкин писал: «Под старость жизнь такая гадость». Откуда он, погибший в тридцать семь лет,  мог об этом знать. Гений, однако»
- «Мужики, давайте поспим - взмолился я. Еще Петр Первый говорил: «Если соберутся три нижних чина, то проблемы не решат, но напиться обязательно напьются». Коньяк выпит, стимула сидеть нет.  Темы основные обсудили. Да, о женщинах не поговорили. Но эту тему лучше не затрагивать – ночи будет мало»
Уснул я почти мгновенно. Последней на тот день была мысль: «Хорошо, что ко мне не подсела предполагаемая теща. Наслушался бы я гадостей о зяте» 








01.2022г
Георг Андреев


Рецензии
Интересно, Георг. Можно спорить, а можно и принять. Вопрос темперамента, и количества коньяка)))

Анатолий Шинкин   27.02.2024 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.Коньяка много не бывает,хотя при чем тут коньяк я не понял.Успехов и здоровья. С уважением Георг.

Георг Андреев   04.03.2024 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.