Свадьба слепых

5-е января. Новый Иерусалим. Выставка "Азбука шедевра"

Очень сложная по задумке и композиции выставка. Понимаешь, что ходишь среди шедевров, но... далеко не всегда доходит "высший замысел". Да - "буквы", да - "понятия", картины - замечательные картины... привязаны к "понятиям" и "буквам", но лично у меня на сей раз в Ново-Иерусалимском художественном музее калейдоскоп не сложился.

О концепции выставки публикаций в сети достаточно много, и я сам, не проникнувшись ей до конца, вряд ли напишу что-либо путное. Просто фотографировать картины, среди которых много поистине настоящих шедевров (тут и Казимир Малевич, и Василий Кандинский, и Илья Репин, и Иван Шишкин, и Кузьма Петров-Водкин, и Александр Дейнека, и Валентин Серов, и Зинаида Серебрякова, и Иван Айвазовский, и Аристарх Лентулов, и Наталья Гончарова, и многие-многие другие), а ещё того хуже, фотографироваться на фоне этих шедевров в моём случае было бы сродни надписи на заборе - "здесь был Вася".

Поэтому я ограничился несколькими ничего не значащими кадрами с собой любимым на фоне выставочных конструкций.

Но была на выставке одна картина, поразившая меня, что называется, "до разрыва аорты". Это "Свадьба слепых" Митрофана Михайловича Берингова (1889-1937)... О жизни Берингова не так уж много известно. Даже год рождения (то ли 1886-й, то ли 1889-й) не известен доподлинно. Год смерти? Вряд ли был репрессирован, поскольку в этом случае едва ли удостоился быть похороненным на Новодевичьем кладбище. По преданиям умер от туберкулёза. Удивительный художник-маринист, полностью оправдывающий свою фамилию, чья манера чем-то напоминает манеру письма Николая Рериха. Не так много полотен Митрофана Берингова пережили его самого. Во время войны родственники художника сняли некоторые картины с подрамников и сшили из них мешки для картошки.

Нетипичная для Берингова картина "Свадьба слепых" (дата написания доподлинно неизвестна, где-то между 1922-м и 1933-м годами). Изъятая из хранилищ, как несоответствующая духу социалистического реализма. Картина о крахе интеллигенции раннесоветского периода. На самом деле сегодня воспринимается как полотно о крахе интеллигенции "позднероссийского" периода. Небольшая горстка интеллектуалов в замкнутом помещении, потерявших ориентацию во времени и в пространстве, празднующих непонятно что, и абсолютно не понимающих, а что же ДАЛЬШЕ, и как ДАЛЬШЕ...

#новыйиерусалим #азбукашедевра #митрофанберингов #свадьбаслепых


Рецензии