Да ты люк - то открой!

                Старый армейский анекдот вместо эпиграфа.
                Захватили немцы в плен советского пилота.
                И ну его пытать. Расскажи данные нового самолёта!
                Не рассказывает. Тут наступление, освободили его.
                Герой! Выступает перед молодёжью и говорит:
                «Ребята! Учите матчасть. Там так сильно бьют…»
   Историю эту рассказал мне мой отец. Произошла она в далёком 1954 году. Полк, в котором он тогда служил, только недавно переучился на новые самолеты Ил-28. Экипаж этого самолёта состоял из трёх человек. Командира, штурмана и стрелка-радиста. Они должны были принимать участие в больших учениях на полигоне Тоцкий, в Оренбургской области. На этих учениях взорвали первую атомную бомбу. Все армейские части были задействованы в испытании военной техники в условиях атомного взрыва. Так полк, в котором служил отец, должен был пролететь на своих машинах через грибовидное облако, которое образовывалось после этого взрыва. Для этого их перебросили еще летом из Литвы, где они базировались, на полевой аэродром Соль-Илецк. С этого аэродрома они очень интенсивно летали по разным маршрутам, готовясь к учениям. А надо сказать, что Соль-Илецк многие годы славился как столица арбузов. Почва там была соответствующая и погода тоже. Арбузы, правда, были на диво сладкие, большие и яркие. В те времена стрелками-радистами на Ил-28 летали солдаты срочной службы. Они сидели в корме самолёта на круглом стульчике, который прикреплялся к борту самолёта. Поднимались в кабину по люку, на котором были ступеньки, закрывали за собой, и он превращался в пол.
   И вот в один из дней экипаж отца ушёл на маршрут на максимальную дальность и продолжительность полёта. Заняли эшелон и летят себе потихоньку. Где-то через два с лишним часа полёта раздаётся такой жалобный голосок радиста:
- «Командир! Что делать, я арбузов наелся и в гальюн хочу, сил моих нет терпеть».
Надо сказать, что на Ил-28 в этом плане, никаких бытовых условий предусмотрено не было.
   Ну, тут и началось! Такая развлекуха! Советы посыпались всяческие, у кого насколько фантазии хватало! Типа: «Верёвочку найди и перевяжи…». Ха-ха-ха! «Сапог сними и в него…». Ха-ха-ха! «А ты люк открой и в него!». Ха-ха-… Досмеяться не успели… Самолёт резко «клюнул» носом… Так происходит когда открывается в воздухе люк радиста. Этот люк играет роль руля высоты и заставляет самолёт опускать нос. Лететь потом можно, хоть и с нагрузкой.
   Стало не до смеха! На запрос «Радист, радист, радист!» следовало гробовое молчание. Командир со штурманом вытерли холодный пот и закручинились… На большой высоте при открытии люка радиста высосало в мгновение ока! Вопрос заключался в том, был ли на нём надет парашют или нет? Дело пахло керосином! Прилетели на аэродром, а им руководитель полётов сообщает, что у них люк радиста открыт. «Да знаем…» типа, что пристал… Сели, зарулили. Ажиотаж поднялся, все телефоны красные - где выпал, почему выпал, живой, не живой? Начальство понаехало. ЧП просто жуть. Уже к вечеру, когда нервы у всех истончились до ниточной толщины, раздался звонок. Жив радист! Тогда телефоны были большая редкость. Пока он, приземлившись в степи, добрался до ближайшей деревни, а оттуда в райцентр и только тогда смог позвонить. На вторые сутки явился в подразделение с парашютом. За это время командира, чуть не «расстреляли» за шуточки его неуместные. Хотели списать с лётной работы, да спасло то, что через облако всё же пролетели, и ордена стали получать. Ему орден не дали, но и не списали из авиации. Оставили…
Радист, правда, жаловался потом, что всё без толку оказалось. Пока падал, всё равно обмочился…
   Ну и вдогонку. Я тоже полетал на Ил-28 в училище. На фотографии, после сдачи последнего экзамена, я впереди возлежу на бетонке!  Ах, какой был самолёт! Полный восторг! Вообще о самолётах можно говорить без конца! Каждый имеет свой характер, каждый самолёт (я убеждён в этом!) как живое существо. Л-29 – «Элочка» - как маленькая ласковая женщина! Ил-28 – как задиристый бойцовский пёс. Не уступит и не отступит никогда. Мы были свидетелями, как на полигон, где испытывали всяческие зенитные системы, прилетел Ил-28 – мишень. По нему лупили из всего, что только может стрелять, он уже светился, как дуршлаг, весь в дырах, но продолжал лететь.  Бе-12 был похож на основательного, крепко сбитого мужика – матроса в зюйдвестке, всегда готового к штормам и непогодам!
   Ну да речь не об этом! На четвертом курсе, когда мы уже интенсивно готовились к выпуску, нам разрешили летать без радистов. Прапорщиков не хватало. В нашем экипаже недавно сменился техник самолета. Бывший ушёл на пенсию, а на его место прислали лейтенанта из училища. Ей богу фамилию не помню. Он был почти наш ровесник, живчик такой, везде нос совал и суетился без всякой меры. И вот однажды собираюсь я лететь в зону, запустился, живчик мой бегает, как всегда. Забрал чеки, стремянку убрал, махнул рукой, мол, выруливать можно и пропал куда-то. Я осмотрелся, нет нигде. Ну, мало ли что, может прихватило человека… Запросил разрешение, вырулил, а старт дальний, ехать далеко я разогнался так километров под пятьдесят и жму по рулёжке. Проезжаю мимо КДП и вдруг руководитель полётов, комэск наш, как закричит: «111, стой! Остановись немедленно!». Не понял, что случилось, но по тормозам и встал, как вкопанный… Слышу сзади что-то бабах по корпусу, потом ещё раз и ещё… Не пойму, что происходит. Тут РП: «111, заруливай на стоянку». «Не понял» – говорю. «Что не понял, заруливай на стоянку, выключайся и приходи на КДП». Ни как не могу понять, в чём дело. Ну, доехал до стоянки, выключил двигатели, техника по-прежнему нигде нет. Позвал техников с других машин, принесли стремянку, чеки в кабину, моего нет нигде и где он, никто не знает. Оставил штурмана и на КДП. Захожу, а там стоит мой технарь, такой несчастный, шапку ломает, а комэск наш его разносит за что-то. И на меня сразу:
- «Что покатать решил техничка?».
- ??? «В каком смысле? Кого катать?» - никак не врублюсь я.
Ну, теперь чтобы было понятно. Лейтенантик мой решил покататься с нами на месте радиста, а нам ничего не сказал. Конечно, мы бы не разрешили. Без парашюта, не имея опыта. Поэтому он втихаря, никому не сообщив, заскочил в кабину и закрыл люк. Не знал же, мальчишка, что кроме обычного закрытия, надо было поставить рычаг на создание давления в гидросистеме. Получилось, примерно как с дверью. На защёлку защёлкнул, а на ключ не закрыл. И вот представьте себе картиночку… Катит по рулёжке самолет на приличной скорости и прямо напротив КДП вдруг открывается люк радиста и оттуда выпадает человек. Как не разбился? Так везёт же дуракам и пьяницам! Вот в этот момент РП и закричал мне, чтобы я встал. А технарь в горячке догнал самолёт и давай люк радиста закрывать. Не порядок же… А тот никак… Вот это я и слышал эти самые бабах!
Но возвращаясь к повествованию. Лейтенант, правда, сказал, что я ничего не знал. Потом штурман подтянулся, капитан, и тоже подтвердил, что мы ничего не знали. И тут мы все трое давай наезжать на виновника этого происшествия. Хорошо, что люк открылся на земле. А если бы в воздухе? Страшно представить… Так что прежде, чем садиться в самолёт, учите матчасть!


Рецензии