Укрощенный киловатт...

                Я всегда с ностальгией вспоминаю годы работы в локомотивном депо.
Как много было романтики, простых человеческих отношений и самоотверженности к порученному делу.
          Работали, как и все, и постоянно слышали, что мы железнодорожники и степень ответственности у нас за работу, чуть выше, чем у других профессий. А старые железнодорожники и в самом деле повторяли старую байку о том, как Лазарь Каганович, в своё время позвонил в два часа ночи дежурному по станции Кривенковская и спросил, о проблемах на станции. Видеть лицо дежурного по станции в тот момент. Тогда на слуху был известный афоризм: «Железнодорожный транспорт- родной брат Красной Армии»
           Как бы там ни было, но всё это нашло свой след на формировании ментальности железнодорожного транспорта.
            И вот мы, наследники славных традиций железнодорожного транспорта: Александр Александрович-мастер испытательной станции, Анатолий-бригадир группы по настройке схем электровозов, Мишаня-старший слесарь, Саня – слесарь изучаем приказ, где нам поручено следить и вовремя принимать решения по наладке схем электровозов.
            Ввиду, того, что в нашем локомотивном парке, в основном были электровозы, т. е. такие большие стальные машины, которые питались электрической энергией, то соответственно был уже поставлен учёт её потребления. И как было установлены в те годы показатели потребления электрической энергии стали одними из важных технико-экономических характеристик, доминантой социалистического соревнования среди машинистов локомотивного парка. Лучшие награждались почётными грамотами, памятными знаками и медалями. О них постоянно писала отраслевая печать, их портреты украшали Доску почёта. С худшими вели работу, учили на технических занятиях и прорабатывали на планерных совещаниях.  А вот с электровозами предстояло заниматься нам и перед нами была поставлена задача, укротить тот самый киловатт-час, энергетический показатель электровоза и контролировать работу всего локомотивного парка.
            Сидим обсуждаем с чего начать, как проводить работу, как вдруг заходит Сергей Александрович, машинист-инструктор по теплотехнике, наш идейный руководитель. От него будет поступать вся информация и он будет подводить итоги нашей работы. Он не расстаётся с двумя объёмными папками, которые всегда у него под рукой, надо сказать, что в своей работе Сергей Александрович использовал, никому не виданные алгоритмы расчёта киловатт-часов электрической энергии и внешне он напоминал композитора, который ходит с последней партитурой для своей оперы. И надо сказать, у него это получалось хорошо. Несколько раз в год в депо приезжали работники с нашей дороги и не только учится у него передовым методам теплотехнических расчётов. И однажды к нам приехал инструктор промышленного отдела ЦК КПСС из Москвы. Два дня закрыв дверь на ключ они просидели в кабинете машиниста инструктор, после чего погрузившись в деповской газик уехали подводить итоги на горное плато. Вероятно, его визит и послужил развитию этой истории, но обо всём по порядку.
           Мы получали сводку на больные электровозы (электровозы, которые потребляют электрической энергии больше нормы) выезжали на линию и проводили работы по настройке схем в оборотных депо.
           И всё-таки, один вопрос нас постоянно мучал, а куда идёт энергия, которую отдаёт электровоз, когда он работает как генератор?  Наиболее умные инженеры объясняли про какие-то инверторы, которые стоят на питающих эл. энергией подстанциях. В свою очередь инверторы принимают и отдают излишнюю электрическую энергию в районные сети родной Кубани. Наиболее сомневающиеся наоборот говорили, что мимо Кубани прямо в республики Северного Кавказа. Но самую интересную версию преподнёс друг Александра, молодой машинист Артем. Он рассказал, что как-то ранним утром при спуске грузового проезда на станцию Индюк, когда электровоз находился в режиме передачи эл. энергии в сеть, неожиданно увидел на небе три ярко светящиеся точки. Он был почти уверен, что это было НЛО. Когда поезд остановился они исчезли. Вот и ответ – энергия уходит в космос.
          Наш Александр, внимательно посмотрел на Артема и спросил, а давно ли он проходил медкомиссию и как у него с употреблением спиртных напитков? На что Артем обидчиво сказал, машинисту-инструктору не скажи, сразу отправит в медпункт на освидетельствование и с друзьями не поделись. Короче вот увидел и молчи.
           Тем не менее визит инструктора ЦК КПСС не прошел незамеченным.
Нам объявили, что к нам едет делегация железнодорожников Северной Кореи перенимать опыт настройки схем электровозов.
            С этого дня Мишаня стал приходить на работу к семи утра, разворачивал на полу монтажные схемы электровоза, длиною около трех метров и что-то бубня себе под нос с гаечным ключом в руке ползал по нему известным линиям. Чуть позже приходил Александр, который с порога уже получал, вместо приветствия фразу: «Нет, Александр, путного старика из тебя не выйдет» Расшифровать это было не возможно. Но звучало не оскорбительно. Подготовка к встрече шла полным ходом.
             И вот в один из рабочих дней к депо подъехал микроавтобус и из него стали выкатывается маленькие люди в темно-синих костюмах с известным значком на правом лацкане. Эта была делегация железнодорожников Северной Кореи.
              Делегацию встречало руководство депо, во главе с нашим начальником, профсоюз и партком присутствовали тут же. Коротко обменявшись речами, гости и сопровождающие двинули прямиком на испытательную станцию.
               Мы все собрались у нашего цифрового стенда наладки схем электровозов, приборы тускло перемигивались случайными цифрами, а самописцы замерли в ожидании команды «Пуск»
         Сергей Александрович давал какие-то разъяснения, но не выпуская двух вожделенных папок из рук. В это время подошел Мишаня, в новой железнодорожной фуражке, одетой по такому случаю, и доложил, что электровоз к испытаниям готов.
       Начальник депо, посмотрел на нас с надежной и спросил, насколько мы готовы к осуществлению технологического процесса.
        Мишаня, поправив фуражку сказал: «Настроим как рояль» И делегация дружно зашагала на электровоз.
         Электровоз уже был подсоединен к цифровому комплексу обработки данных, связь осуществлялась по дуплексной линии. За контроллером электровоза уже восседал наш Александр и ждал команды на пуск эл. машин. Осуществлялась регулировка характеристик эл. машин, но были и свои нюансы.
         Первый цикл проверки показал, что что-то пошло не так. Проверка подтвердила необходимость регулировки, но первый этап настройки потенциометров ни дала результатов. Как известно, в науке есть традиционные и нетрадиционные методы исследования. Немного подумав, Мишаня принял решение в сторону нетрадиционного метода. Мишаня знал одну тонкость, о ней не было написано в учебниках электротехники, ни в инструкциях по наладке. Это была сокровенная тайна, которую ему передал при уходе на пенсию, старый слесарь депо Пантелей за кружкой добротного пива.
        Тогда Мишаня, поправив съехавшею на затылок фуражку, заявил, чтобы Александр сходил за кувалдой и стойкой и захватил несколько комплектов касок для всех. Гости тихо замерли в кабине электровоза.
         Следующий этап, самый интересный. Все переходят в машинное отделение, напряжение на электровозе снято и располагаются в сторонке от эл. машин. Переводчик объясняет, что надо одеть каски. Александр в каске привычно снимает защитный кожух коллектора мотор-генератора и устанавливает на траверзу (устройство, на котором держатся щетки эл. машин) металлическую стойку. Мишаня уже в каске и с кувалдой от этого вид у него становится какой-то зловещий.
         Далее следует команда, что насчёт три, готовность номер один. В машинном отделении тишина и только тихий голос Мишани отсчитывал цифры. Затем он взмахнул кувалдой и точно опустил её на металлическую стойку и в этот момент, маленький кусочек металла оторвался от стойки и прошил насквозь окно машинного отделения. На стекле осталась маленькая дырочка и пара тройка расходящихся лучей. Гости взволнованно заговорили. Уверенным жестом Мишаня всех успокоил и пригласил в кабину, проверить результат регулировки. Привычно, устроившись за контроллером Александр выводил позицию за позицией. Буквально. Через пять минут по дуплексной связи пришло сообщение из центра обработки диагностических параметров, что совпадение характеристик мотор-генераторов практически составляет 98%. Гости, что-то быстро записывали в блокноты и спешно покидали кабину электровоза.
         Я похлопал Мишаню по плечу и сказал, да ты реально укротитель киловатт-часов. Просто технологический цирк. В Северную Корею нас не пригласили, может и забыли, да ладно, магистраль жила своей обычной жизнью. А мы продолжали обеспечивать безопасность и бесперебойность движения поездов.

      
       


Рецензии
Хоть высокий результат такого метода статистически ничтожен, но в реальности работает везде. Метод тыка. Как пальцем в небо.

Виктор Гранин   08.02.2022 11:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.