Дураку стеклянный хрен на день

   Как-то раз, на выставке собак, ко мне подошла моя бывшая ученица, очень скромная и застенчивая девушка Валя, и спросила меня, не хотел бы я приобрести  подержанную машину.  У неё уже давно умер дедушка, а его машина осталась и много лет стоит в гараже.
  Машина – это, конечно, здорово!  В то время, а это был 1985 год, машина, даже старенькая, была не средством передвижения, как принято было говорить, а роскошью. Самой настоящей роскошью, потому что даже очень подержанная машина стоила больше тысячи рублей.  А средняя зарплата по стране была 140-150 рублей. Но и это тоже не главное, а главное то, что в свободной продаже машин не было. Машины, а вернее талоны на покупку машины, распределялись на предприятиях и в организациях среди руководителей, ударников труда, ветеранов войны и инвалидов. А уж после того, как они попользуются авто, и захотят с ним расстаться, появлялся шанс стать обладателем транспортного средства для других граждан. Так появился вторичный рынок подержанных машин, которые продавались по знакомым, по знакомым знакомых и на нелегальной автобарахолке, куда большинство простых граждан, желающие продать или купить машину, соваться опасались. Это сейчас можно всё воспринимать с улыбкой, а в те годы не было ни рекламы, ни салонов по продаже поддержанного авто, ни выставочных автопарковок.  Объявления о продаже машин писали от руки или на печатной машинке и расклеивали на гаражах, на элекростолбах и на остановках общественного транспорта. Но были и те автовладельцы, которые боялись этим заниматься из-за несовершенства нашего законодательства и повсеместного жульничества. Вот и стояли б/у автомобили по гаражам и гнили, доживая свой век.
  Конечно, было приятно, что сделали такое предложение мне, как уважаемому человеку, но, увы, ни денег, ни желания иметь авто у меня тогда не было. Не созрел я ещё даже до мечты иметь автомобиль.  Но у меня был приятель, Толик, который не просто мечтал, а бредил мечтой иметь машину. По жизни Толик, мягко говоря, был распи…ем  и человеком недалёким, он еле как закончил 9 классов, отслужил в армии, но устроиться на работу не стремился, хотя технику любил и немного в ней разбирался,а может быть, это мне так казалось. Во дворе его дома, напротив его квартиры на первом этаже, отец Толика установил железный гараж, в котором стоял старенький мотоцикл «Восход». Мотоцикл больше стоял в гараже и ремонтировался, чем ездил и любимым занятием Толика было возиться в гараже с этим мотоциклом, с карбюраторами, со старыми автозапчастями. Он мог с утра распахнуть ворота гаража и целый день сидеть на корточках и копаться в каком-нибудь механизме. Его руки вечно были в масле, да и сам он давно уже пропах автолом. Но для его приятелей всегда было место, где можно было встретиться и пообщаться, покурить, попить пиво и не только – это гараж Толика.
  После разговора с девушкой я пообещал ей, что поспрашиваю у ребят, кому нужна машина и ей позвоню, благо у неё был домашний телефон. Её дед всю жизнь проработал на Новосибирском Чкаловском заводе, на руководящей должности и заработал хорошую квартиру с домашним телефоном и машину «Победа», на которой, как потом оказалось, проездил не долго.  Дед умер, а его жена решила оставить машину внуку, которому на момент смерти деда было всего три года. Но внук до совершеннолетия не дожил, утонул по пьяне, и бабушка решила расстаться с «Победой» и попросила внучку помочь продать машину.
  Когда я рассказал Толику о машине, то он сначало отмахнулся, мол, на кой она нужна старая «Победа», когда сейчас все ездят на «Москвичах» и «Запорожцах», а самые крутые на «Жигулях» и «Волгах».  Но всё же спросил меня, видел ли я сам машину.  Конечно, машину я не видел, потому что девушка жила за рекой, в другом районе города и туда просто так «тащиться» на общественном транспорте у меня желания никакого не было.
- Ну, я не знаю. Стоит ли ехать смотреть, -  начал гундеть Толик.  – Да у моего папаши и денег столько нет, а у меня тем более.  И вообще, сколько они за свой хлам хотят, если машина пятнадцать лет в гараже простояла.  Поди, гнилая вся.
- Ты ещё машину не видел, а уже ноешь. Съезди, посмотри. Это ты же у нас любишь с техникой общаться, а я нет, я собаковод, да и водительских прав у меня нет. А у тебя уже есть.  Я в технике копаться не люблю, да и иметь  машину, как ты, пока не мечтаю. Не ленись,  съезди, посмотри и девушку уважишь. Девчонка, кстати, симпатичная, может, подружишься с ней. Она очень симпатичная, наверняка и подружки у неё есть, а то ты в гараже скоро совсем  скуришься и сопьёшься.  Напишу тебе телефон, звони ей.
  Через неделю я заглянул к Толику, и он радостно сообщил мне, что машину забрал, то есть купил, и с него причитается мне бутылка коньяка. Отец, видя, что сын «баламут», но тянется к технике, решил на все свои трудовые сбережения купить Толяну подержанную тачку, чтобы он хоть как-то при деле был, хотя бы таксовать начал. Вот Толик и «загорелся» обзавестись машиной, а тут ещё и я «наводку» дал.
- Да ладно. Ты что так расщедрился? — спросил его я.
  А Толик мне и рассказывает. Договорившись по телефону о встрече с Валей, приезжает он к ней посмотреть машину, а сам до этого уже посмотрел старый «ушастый» «Запорожец» ЗАЗ-968, за который просили 1200 рублей, и уже настроился его покупать.  Валя жила в шикарном доме «сталинской» постройки, в котором давали квартиры руководителям авиационного завода, и в котором когда-то даже жил авиаконструктор А.Н.Туполев.   Во дворе находились  несколько капитальных гаражей, таких же полногабаритных, как и квартиры в доме, с высокими потолками и большими деревянными воротами. Один из гаражей принадлежал покойному деду Валентины.
  Когда они вошли в тёмный гараж через калитку в воротах, то Толик еле разглядел машину, но когда Валя включила свет, то Толян, чуть в обморок не упал. На деревянных колодках стояла бежевая «Победа» ГАЗ М-20, представительского класса. Машина хоть и была немного в пыли, но хром на «морде», как выразился Толян, имея ввиду решётку радиатора и переднего бампера, блестел, как с конвейера завода. До приезда Толяна Валя немного протёрла машину. Толян в замешательстве стоял и «пялился» на чудо-машину, от волнения не зная, что и сказать.
- Ну да, долго она в гараже простояла. Старенькая уже. Но дедушка на ней почти не ездил, так, на дачу иногда, - первой начала диалог Валентина.  - Конечно, сейчас все на «Жигулях» ездить предпочитают, но нам машину всё равно продать надо.
  Толик немного пришёл в себя и попросил разрешения осмотреть машину, в которую тут же влюбился. «Только бы не сорвалось, только бы …,» - запаниковав, думал он. Внутри машины всё было очень даже в поряде: шикарная симметричная панель, ручной электрический переключатель дворников, спидометр, часики, лобовое стекло как в самолёте, трёхступенчатая коробка передач, кожаный салон. «Аааа – всё супер!» - кричала и ликовала душа Толяна!
  Единственный недостаток – это раскрошившаяся пластмасса на руле. Толян решил на руле акцентировать внимание и, чтобы хоть как-то приблизиться к предполагаемой цене, он состроил недовольную гримасу - мол, где сейчас найти руль для замены, когда запчасти днем с огнём не купить. Но Валя так мило улыбалась, что Толян прекратил свой спектакль и спросил: «Сколько?»
- Бабушка сказала, что если хорошему человеку, то тысяча пятьсот рублей.
- Ну, у меня столько нету, - вздохнув, проговорил Толян.
- Ну, если очень хорошему, то можно и тысяча двести. А вас порекомендовал Женя, значит вы очень хороший человек, - мягко, красиво улыбнувшись, проговорила девушка.
  И вы не поверите - когда Толян на другой день припёр на троллейбусе старенький москвичёвский аккумулятор и залил в бак «Победы» свежий бензин, машина через несколько секунд радостно завелась. Через полчаса работы двигателя Толян осмотрел машину и, убедившись, что масло нигде не бежит, выкатил её из гаража и своим ходом доехал через весь город к себе домой. Когда во двор въехала «Победа» в идеальном состоянии, то посмотреть на машину сбежались все соседи. Толян, с тряпкой в руке, счастливый ходил вокруг «покупки» и временами протирая то фары, то лобовые стёкла, радостно улыбался. На все комплементы довольно отвечал: «Да просто повезло!». Особенно был доволен отец Толика, что хоть не зря отдал накопленные годами деньги сыну. Значит, не такой уж Толян и балбес, если такую машину «отхватил»!  Даже я, когда увидел «Победу», то где-то в глубине души пожалел, что сам не захотел поехать и посмотреть её в гараже первым.  Но, понимая, что денег всё равно взять было неоткуда, перестал «рвать душу». «Пусть хоть Толян поездит, порадуется» -  пожелал я и отпустил ситуацию из мыслей.
  Через пару месяцев я, подходя к дому Толяна, увидел, как тот выезжает со своего двора на «Волге»-универсале ГАЗ-24-02. Толян со скрипом притормозил машину возле меня и поздоровался:
- Привет! Через полчаса буду, подожди, если хочешь.
-  Толян, это что? – недоумевая спросил я, показывая на «ГАЗ».
- Да вот, Женёк, махнулся не глядя.
Я даже растерялся, услышав ответ.
- Ты, что ох..ел? Ты «Победу» на эту консервную банку променял? – и я пнул машину по колесу.
- Ну что ты сразу ох..л. Эта машина современная, модная. Да и помоложе она «Победы» лет на десять. Мне вон многие сказали, что правильно сделал. Чё на старье ездить?
- Какое старьё? Она же почти новая была.
- Ну, вот сам говоришь - почти. А как я её потом продам? Кому она по годам старая нужна будет?
- Да такие машины, как «Победа», не стареют! Она же история нашей страны! Тебе на халяву такой экземпляр достался, а ты её не оценил, на эту «шушлайку» променял.
- Ничего себе «шушлайка»? Это не «шушлайка», а серьёзный аппарат.
- Да она вон вся скрипит, стонет и пороги уже подгнивают.  А «Победа» – вечная машина, в ней все передовые технологии.
- А знаешь, сколько «Победа» бензина жрёт? Не знаешь.  «Волжанка» литра на 3-4 литра меньше.
- Да ты иди на хрен, Толян, 3-4литра! Разве в этом дело? Ты классную лайбу на консервную банку променял. Твоя 24-тая года за четыре сгниёт, а «Победа» вечная.
- Да ты сам в машинах ничего не понимаешь, а меня «лечишь». Я вот скоро жениться надумал и что, я свою Катюху на «Победе» в загс повезу? Чё позориться то?
- Толя, а ты слышал выражение - «дураку, стеклянный х..р, на день», так вот это про тебя, мудила.
 - А ну тебя, - сказал Толян и газанул.
  Через пару лет он разбил свою «Волгу» и продал её по запчастям и, конечно же, ввиду отсутствия машины и ума – забухал.
  А в конце 90-х его жена-немка еле как убедила его, почти алкаша, уехать с ней на ПМЖ в Германию, чтобы вылечить постоянно болеющего ребёнка. Катя перед родами работала на заводе в гальваническом цеху и, видно, это повлияло на здоровье мальчика. И вот спустя несколько лет мы с Толяном списались в «однокласниках» и он сообщил мне, что ныне он живёт в Германии и работает на заводе «Volkswagen AG» и теперь он Herr Muchin. Вернее, так к нему обращаются немцы.  А ещё он сказал, что у них там порядок, а у нас в России бардак.
  На что я ему ответил, что вообще-то он родился в России и от того, что он переехал в другую страну, немцем он не стал и ума у него не прибавилось. А вот тем, что теперь его, русского мужика, называют «хером», гордиться не надо. И я напомнил ему, что «дураку стеклянный хер на день!»

 


Рецензии