Дед мой Никифор

Когда я вспоминаю своего деда, я успокаиваюсь... Он прожил 82 года и все еще живет в нас, в своих внуках. Он не был философом, не был кладезем "мудростей", как часто это случается с людьми старшего поколения. Он не изрекал всякий раз нравоучений и советов. И как мне теперь кажется, практически не вмешивался в наши жизни. Он был нам помощником и другом, и совсем не был "учителем" в том смысле этого слова, когда оно вызывает в большей степени раздражение, нежели принятие. И тогда и сейчас, по прошествии многих лет, он давал нам ощущение спокойного восприятия  жизни. Нет, это не было состоянием безразличия или апатии, или смирения,  которые, к сожалению, так часто сопровождают  человека в старости. Он радовался тому, что радовало, и огорчался тому, что огорчает. Но его реакции никогда не бывали чрезмерными. Возможно, жизнь научила его этому. Не очаровываться и не разочаровываться
До последних дней своей жизни он был очень деятельным человеком. Но и действия его всегда были взвешенными. Он был нетороплив. Я не помню, чтобы он когда-либо суетился или опаздывал, или  не успевал сделать что-то из намеченных им дел.Наверное, вот эта его размеренность вносила и в нашу жизнь толику спокойствия.
Я могла бы сказать или хотя бы подумать в сердцах: "Эх, дед мой Никифор, почему же ты тогда не предостерег нас от этой нашей неуемной энергии, от иллюзии, что нужно биться и сражаться всякий раз с драконами, которые встречались нам на пути, что всякий раз нужно разбиваться  вхлам и потом  возрождаться из пепла словно птица феникс, почти не веря, что ты сможешь снова стать целой!"...
Я могла бы сказать так или подумать  когда-нибудь раньше, но не сейчас, когда  я знаю, что никакие слова не могут передать нам это знание или научить нас этому умению.  Только ценой своих собственных побед и поражений мы можем этому научиться. Научиться принимать жизнь. Принимать  без оглядки на прошлое и без "заглядки"  в будущее. Принимать ее  Такой, какая она есть.  И если она дарит радости, то радоваться  им. А если приносит огорчения, то огорчаться. Но не усердствовать ни в том, ни в этом...
"Дед мой Никифор, как хорошо и спокойно нам жилось подле тебя!" -сказала бы я ему нынче...


Рецензии