Притягательность творчества

         Представьте, что вы идёте по улице и вдруг видите рисующего человека, который стоит за мольбертом, спиной к прохожим - и целиком в работе.
         Редкий человек не посмотрит на его рисунок. Более того, кто-то замедлит шаг или даже остановится, ведь каждому ясно, что художник ничего не имеет против зрителей.
        И вот уже за его спиной много людей. Но это не толпа, а те, кому интересен процесс творчества, потому что невероятно удивительное зрелище - наблюдать, как рисует человек! Особенно художник, профессионал.
        Никто не станет мешать, потому что «притягательность умеет расставлять ограничительные барьеры», но ничто и не способно отвлечь мастера.
         Перед зрителями в безмолвии открываются  двери в мир того, кто обладает даром мощного воображения и твёрдой рукой.
         Художник  не рисует, а рассказывает средствами изобразительного искусства - языком линий, пятен, штрихов, цвета - и зритель понимает, о чём думает автор, хотя тот ничего не произносит.
        Это молчаливое чудо рождения картины.
        Многим  тоже захочется, придя домой, попробовать нарисовать что-нибудь. И это замечательно: ещё великий Эйнштейн заметил когда-то, что «творчество заразительно…».

          Не менее притягательно это явление и в литературном мире.
          Бывает, что, поддаваясь его влиянию, множество людей даже становятся на путь плагиата, заимствуя сюжеты, названия, приписывая к ним порядковые номера, в попытке хоть как-то оправдать свою уснувшую совесть. Это ложное направление: оно никогда не даст тех восхитительных ощущений полёта и высоты, которые дарит истинное, незапятнанное подобными ухищрениями, творчество.
        Лично мне всегда любопытно узнать, как появляется прозаическое произведение у того или иного писателя, но оказалось, что создание собственного сочинения - явление ещё более захватывающее.
        О том, как  пишутся мои стихи, я рассказывала в эссе «Откуда и почему?»  Однако, прозаические вещи "приходили" тоже весьма необычно, порою удивляя меня как автора и поднимая настроение предчувствием совершенно особенного момента, своеобразного зова, чтобы взяться за карандаш, ручку, клавиатуру…
        Поскольку это может быть интересно и познавательно также для  других любознательных людей( школьников, учителей, увлечённых своим делом, работников библиотек, родителей, которые часто проводят время со своими детьми за книгой),об истории создания одного из рассказов я и решила поведать читателю.

        Этот период совпал с тем временем, когда из-за нового вируса люди вынуждены были находиться дома, а после стало разрешено гулять, но с рекомендацией - неподалёку, недолго, желательно, в одиночестве.
        Кружа, таким образом,  вокруг близлежащих домов, я заметила, что первый этаж одного из них выкрашен зелёным цветом. Я почему-то  представила ребёнка  младшего школьного возраста, живущего там, и произнесла:
- Наш дом - полосатый…
         Фраза меня развеселила:  подумалось, что это красиво звучит - и мог бы получиться интересный рассказ с таким названием. Если бы этажей в доме оказалось три, то с тремя разными полосами! В квартире на зелёной  полосе мог бы жить мальчик. В квартире  на жёлтой - девочка. А на синей, цветом в небо, - тот, кто скажет эту фразу о доме. Конечно, они учились бы в одной школе…
       И всё: что-то другое отвлекло меня и заняло мои мысли.

           Поздно вечером, погружаясь в сон, я внезапно вспомнила об этом вымышленном доме и мимолётно подумала, что девочка, живущая в квартире на жёлтой полосе, когда смотрит в окно, словно раздвигает вокруг себя высокую траву с жёлтыми цветами…

           Следующим утром на телефон неожиданно пришло фото девушки - красавицы в нарядном платье с красным аттестатом в руках, а следом SMS от её мамы. Женщина благодарила меня за то, что мы встретились в этом мире, хотя это совершенно не от меня зависело, благодарила, что я когда-то учила рисовать её дочь. Она радовалась, что её Нино теперь - выпускница лицея, и хотела поделиться этой счастливой новостью со мной. И я тоже порадовалась, что у неё такая умная и добрая дочь, с таким прекрасным нежным именем.

        Её девочка очень хорошо рисовала и любила это занятие. После уроков два раза в неделю Нино предстояло не только делать домашние задания, но и идти в музыкальную школу, где она училась играть на скрипке. Но в те же дни недели у меня по расписанию проводились занятия кружка по изобразительному искусству. И она выкраивала для него время тоже! Мы рисовали, беседовали, потом смотрели на часы - она спохватывалась, быстро собирала в большой пакет кисти, палитру, альбом. Я помогала ей закрутить баночки с гуашью. Нино подхватывала пакет с художественными принадлежностями, футляр со скрипкой и спешила в музыкальную школу.
            Она приходила ко мне порисовать до или после кружка даже тогда, когда  для их возраста курс ИЗО в школе уже закончился. Лишь в старших классах на художества времени совсем перестало хватать: началась подготовка к экзаменам.

         И я подумала, что пусть в квартире моего чудесного  дома на жёлтой полосе или ещё на какой-то светлой будет жить девочка Нино! И  чтобы она осталась такой, какой запомнилась мне ещё с начальной школы, - с большими карими глазами, приветливой улыбкой и светлым лицом.

         Потом я сообразила, что у моей героини должна быть судьба. Реальная Нино подарила мне имя, а судьбу и образ литературного персонажа я должна определить сама.
Но ничего подходящего в голову не приходило, и я перестала думать об этом.

          В один из весенних дней, стоя у окна кухни, я увидела за стеклом танцующее в потоке воздуха семечко одуванчика.
          Это потрясло моё воображение: откуда на такой высоте парящий одуванчик?  Каким образом попал он в ладони ветра, с какой полянки был сорван и куда будет унёсён?

          Внезапно я вспомнила о рассказе, о судьбе девочки  Нино, открыла энциклопедию и с любопытством погрузилась в изучение  культуры, достопримечательностей и традиций той страны, где  могла начаться история семьи моих героев: мамы  и её дочки с редким для наших мест именем.

        Попутно мне вспомнился студенческий лагерь, где жили девушки и ребята из разных уголков огромного Советского Союза, нашей общей Родины. Среди них был юноша из города Кутаиси. Он горячо приглашал всех к себе в гости  и с восторгом рассказывал о родном крае.  И мне захотелось, чтобы красивое название незнакомого южного города напоминало мне о молодости, студенческом прошлом и прозвучало в рассказе рядом с Нино.

          Прошло какое-то время, неделя или больше, о сочинительстве думать было некогда.

          Однажды, подходя к своему подъезду, я подняла взгляд на окна своей квартиры и остановилась, улыбнувшись воспоминаниям. Сколько раз оттуда кто-то радостно махал мне ладонью, когда я возвращалась с работы! И тут же мне стало ясно, что главным героем будет добрый и любознательный мальчик, живущий на верхнем этаже дома. Конечно, на его белой, как символ чистоты и света, полосе. И он будет учиться в пятом классе.

            Когда появился главный персонаж, я сделала неотъемлемой частью его жизни свои размышления:  о вороне, которую регулярно наблюдала раскачивающейся на тонкой макушке пирамидального тополя, о  силе воли знакомого альпиниста, о рассказанном  по телевизору симбиозе душистого табака с жуками. Всё это нанизалось, словно игрушки на новогоднюю ёлку, и вплелось в канву рассказа, характеризуя любознательность моего литературного героя.

            Как-то меня пригласили на день рождения, где было много гостей, и я оказалась рядом с компанией женщин одной национальности. Их было пять человек.  Время от времени та ли иная произносила для уточнения  одно-два слова на родном языке, что неизменно вызывало активное недовольство других.
             Я поинтересовалась, чему они возмущаются.  Оказалось, что диалекты произношения в разных местах порой способны до неузнаваемости изменить то или иное слово их языка, усложняя его понимание. Зато на русском все женщины говорили  исключительно хорошо, и двое из них  преподавали его в школах!

          В конце рассказа у меня появились два новых персонажа, потому что я вспомнила об этом случае.

         В школе, где я работала, один ученик выделялся незаурядным интеллектом и удивительной целеустремлённостью. В начальной школе способностей по моему предмету у него было  на четверку. Однако мальчик настойчиво стремился стать отличником по всем предметам. Уточню: не его родители, а он сам этого хотел и всё для этого делал! Забегая вперёд, скажу, что ему удалось. После окончания им школы, все учителя долго вспоминали о его усидчивости  и масштабности интеллекта. Успешное участие этого школьника в различных олимпиадах напоминало действие «палочки-выручалочки».
            На ИЗО он садился за первый стол и внимательно слушал каждое моё слово, а рекомендации выполнял так точно, что результат работы проявлялся к концу урока в виде вполне заслуженной пятёрки.
           Не проникнуться уважением к этому ученику было невозможно. В седьмом классе он рисовал отлично без всяких "натяжек" с моей стороны, искренне интересовался тонкостями изобразительного искусства, но рядом с ним за стол стал присаживаться ученик,  которого легко можно было назвать полной его противоположностью.
             Как-то после урока я спросила мальчика, на чём основана их дружба, и ответ его о взаимовыручке вошёл в мой рассказ, на примере взаимоотношений Лёхи и Димы,соседа главного героя.
              В разное время прототипами героев моих рассказов  становились знакомые и незнакомые люди, ученики, родители и учителя, включая меня самоё.

             Среди редких, но устойчивых из-за лени «троечников» по моему предмету был один шестиклассник, с которым я однажды случайно встретилась у светофора в выходной день. Это крепкого телосложения подросток с открытым спокойным лицом. Мы поздоровались, и я поинтересовалась, куда он держит путь. Оказалось, идёт домой с тренировки по боксу.
             Моё неподдельное удивление и уважение к этому обстоятельству  вызвало у него ответное желание поделиться  со мной своими успехами. Он ходил в секцию уже три года. Пару кварталов нам предстояло идти вместе. Мы разговорились. Я спросила, не обижает ли он ребят за счёт преимущества силы. Он ответил, что этого делать нельзя. Тренер очень строг и сразу отчислит, если услышит о нарушении устава. А обучение боксу ему нужно для самообороны. В конце пути я сказала, что у него отличная сила воли, и выразила сожаление, что такой хороший парень позволяет себе иметь тройку по ИЗО.
            Со следующего урока он перестал быть троечником, и мы всегда  приветствовали друг друга издалека, как хорошие знакомые.
              Характер и философское отношение к спорту именно этого ученика послужили причиной организовать  в рассказе для главного героя дважды в неделю секцию рукопашного боя и назначить ему в друзья корейца Вовку, чемпиона боевых искусств Востока.  Мальчик такой наружности запомнился мне ещё с того времени, когда я начинала свой учительский марафон, длиной в четыре десятка лет, классным руководителем. Никто не сомневался, что невысокий, но собранный как пружина, тонкий и стройный, он сумеет постоять за себя. Правда, имя у него  было другим.

               Пока я лелеяла мысль о сочинительстве, во двор нашего дома завезли песок и высыпали посреди детской площадки. Три дня я с высоты этажей наблюдала, какой необыкновенный интерес вызвало это событие у ребят разных возрастов, а потом решила, что в моём рассказе этот факт тоже найдёт своё место.
            
             Таким образом, рассказ вызревал, как яблоко.
             Постепенно в него вплетались разного рода воспоминания и события, которые я наблюдала со стороны или являлась их участницей. Мне всегда нравилось наблюдать окружающий мир, и, видимо, теперь этих впечатлений набралось столько, что о них очень захотелось рассказать.
            Я ехала в автобусе с работы и представляла, что скажет или сделает тот или иной герой. 
            Помешивая в кастрюле суп, мысленно я меняла слова или целые фразы.
            Вечером, когда все дела были сделаны, я подвигала к себе тетрадку или компьютер и работала, пока знала, о чём хочу написать. Как только это знание исчерпывалось, я отправлялась спать.
            Иногда продолжения не было день или три, и я ждала его. Но бывало и такое, что сразу после уроков приходилось брать листок и записывать несколько предложений, чтобы после, дома,  они продолжись в какой-то сюжетной линии.
           Бывало, что мысль опускалась вместе со сном. Понимая, что утром ничего не вспомнить, я в темноте нащупывала блокнот, карандаш и записывала наугад некоторые опорные слова, даже не предложения.
           Утром я прочитывала их - и они складывались в оформленную мысль. Сокращённо записывая предложение, я бежала на работу, захватив листок с собой.
           Он словно согревал меня ожиданием прекрасного и интересного времяпровождения  -  чуда создания и шлифования рассказа, напоминая о детстве  и стране, в которой я родилась.
          «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…», - знали мы и пели об этом.
         На длинной деревенской улице было много ребят. Все ходили в одну школу, а вечером собирались напротив нашего дома и дружно играли.

         Как автору, мне хотелось, чтобы дети полосатого дома, разные во всех отношениях, тоже жили миролюбиво - и выросли хорошими добрыми людьми.

        До самого конца  повествования главный герой оставался без имени, и я совсем забыла про это. Имя явилось само, внезапно - Мирослав. Я обрадовалась его  символичности: пусть через мой рассказ он славит мир.
                Наталья Коноваленко
http://proza.ru/2020/06/07/1017
Это адрес результата моего повествования, кому интересно. С улыбкой и пожеланием приятного чтения)


Рецензии
замечательный рассказ.
интересные
размышления.
прочёл на одом дыхании,
с удовольствием.
поймал ся на мысли,
что испытывал нечто похожее.
.
с уважением,

Игорь Влади Кузнецов   07.02.2022 16:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! Спасибо вам за добрый отклик и созвучное отношение к творчеству! Очень приятно, что вам понравился этот рассказ! Удачи вам и радости!

Наталья Коноваленко   08.02.2022 20:21   Заявить о нарушении