Мудрый талант

                Мудрый  талант.
 
   Итак, нужно  вспомнить 1968 год.  Попробую перенестись. 
Я сижу за столом с моим школьным и к тому же дворовым товарищем Витей Чунаевым.  Поздний зимний вечер.  Впрочем, кому из нас может представиться ранний зимний  вечер.
 Поскольку жили мы вчетвером в девятиметровой комнатенке, ума не приложу, где в  это время могли разместиться родители и бабушка. Впрочем, важнее приложить  сердце.
   Срисовываю карту «Священной Римской  империи» из учебника «История средних  веков».   Копировать трудно.  Береговые линии, границы государств и так  извилисты, а тут ещё под перо попалось это странное скопление французских  анклавов на германской территории.
   Витя смотрит на мои действия с удивлением, да и сам я не очень-то понимаю,  зачем мне это нужно.
  В это же самое время по радио звучит замечательная песня в исполнении Марка   Бернеса. Трогательная мелодия и задушевные слова сочетаются в ней с потрясающей   силой.
                «В полях за Вислой сонной
                Лежат в земле сырой
                Серёжка с Малой Бронной
                И Витька с Моховой…»
   Мама говорит: «Надо же, словно про вас двоих сложено. Витька здесь и Сережка  тут же».
   За несколько месяцев до армейской службы купил маленькую книжку стихов  Евгения Винокурова «Жребий».  Приобрел и почти сразу же едва ли не скушал её.   Книжка эта показалась мне ржаным караваем, точнее буханкой, до того стихи были  плотны содержанием и духовно сытны.
Хоть и таилось в них немало легкого скепсиса:
               «И вот передо мною Ниагара,
                И хочется воскликнуть - ну и что...»
           Все же именно Винокуров впервые дал мне понять, что такое   философская лирика.
  После учебной части в Архангельской области привелось мне продолжить службу в  Красноярском крае.
  Там, в небольшой библиотеке при солдатском клубе,
отыскалось мной тоже небольшое «Избранное» Евгения Винокурова.
Там были сотни стихов, да ещё каких.  Лучшего утешения для солдата части, находящейся на перевооружении, трудно было не просто представить, но даже  услышать:
                «Я на кручу тяжелые шпалы таскал,
                Я был молод и тонок, мне крепко досталось»
               
• » •   I
…………………………………………………
                «…Я уголь блещущий грузил
                На станции одной ...»
          В прочих стихах повествуется о хлеборезе, дезертире и о многих других   реалиях армейской  жизни.
Винокуров показывает глубинное бытие, заключённое
 в  обиходном     армейском  быте...
Поэт – сказитель  вместе  с  тем  и   мыслитель.
                «...И   тянет   к   перу    летописца,
                И  эпоса  просит  душа...»
 «Яканье»  Винокурова  ненавязчиво, не
 режет слух и не раздражает эстетическое и этическое чувство читателя. Это  нелишний раз заставляет понять то, что все мы, люди, представляем собой в   конечном итоге, равно как и в начальном истоке одно - единое "я" , временно  разделенное на части.
   Об этом говорили и Платон, и Прокл, и Шеллинг, и наш мыслитель Карсавин.
Однако вернемся к Винокурову. Следует признать, что отнюдь не все из созданного  им  равноценно.
  По книгам, выходившим периодически, можно лицезреть, как зреет и, к сожалению, слегка перезревает талант.
   И всё же не буду судить, но благодарно восхищаться.  Только за одну песню о  Сережке и Витьке ему уготовано бессмертие.
Пока россияне будут помнить о Великой Отечественной, будут петь и эту песню,  таким образом вспоминая вечно юного лейтенанта артиллерии Евгения Винокурова.
          
                Сергей  Жуков.  1996.


Рецензии