843. Хуторская чертовщина. Молчаливый старик

                Пройдя задами до проулка, двое утомлённых приятелей, у одного из которых был за спиною мешок, вскоре вышли на хуторскую улицу.
          Отсюда, чтоб не особо привлекать к себе внимания и не злить дворовых собак, подобно теням, переметнулись на другую сторону улицы и завернув за излом улицы, оказались у проулка в сторону кладбища.
         Оглянувшись для интереса, обратили внимание, что у двора Даниленко началась не понятная суета, было даже высказано предположение Тазей, что обнаружена пропажа продуктов из кладовки и что очень возможно, организовано преследование воровского отродья.
           Спешно поторапливаясь, Песя с Тазей выскочили на задворки и встали на перепутье, куда им дальше следовать.
         Следовать прямиком в усадьбу, до которой осталось всего – ничего, самый простейший вариант, но оставленные ими следы на снегу, могут привести туда и их преследователей. 
           Пробежаться до кладбища и там притаиться?
       Также не выход, ещё неизвестно, сколько времени там придётся просидеть и то не факт, что туда также могут наведаться с облавой.
          Милое дело юркнуть под гору, а там кружи среди болотной растительности, запутывай следы, вводи в заблуждение хмельную компанию, дурачась над их наивной глупостью.

          Решение принято и двое приятелей с мешком всяких вкусностей, было уже собрались  спускаться под гору, как по хуторской улице ими был услышан конский топот в сопровождении собачьего лая и отдаленного голосившего женский крика.
            Вот она та самая ситуация, когда следует улепётывать подобно напуганным  зайцам, предчувствуя приближение опасности.
        Но, случилась  не большая задержка и  радостный голос Песи обнадёживающе произнёс:
- Тазя, ты погляди на них.
-Так они мимо проулка проезжают.
-Чтобы это значило?
-  А кто их знает.
- Думаю, что у них свои имеются делишки.
- Не зря видно мне с казачком пришлось повстречаться.
-Со срочной вестью прибывшего лошадью из станицы.
-Нам от этого только легче станет.
-Сейчас проследим, куда они намылились, а уж там видно будет, в какую сторону нам податься.
                Зимняя ночь хоть и темна, в особенности без месяца на небе, но всё равно видимость настолько хороша, что при хорошем зрении вполне возможно рассмотреть и проследить любое передвижение хоть до самой станицы.
          Выехав  на окраину хутора,  группа всадником перешла на рысь и в скором времени оказалась за усадьбой у извоза под гору.
        Восторженное ликование охватило двух мелких подлецов, да как тут было не восторгаться, когда беда миновала их, теперь без всякой опасности есть возможность вернуться к себе в усадьбу и закатить там раздольное пиршество по случаю удачного похода в хутор.
           Как оказывается просто и обычно  может меняться настроение, ещё совсем недавно тяжким грузом давило на психику чувство опасности, но  стоило только осознать, что призрак неизбежного наказания промчался стороной, как внезапно впадаешь в чувство весёлого и шаловливого безрассудства.
          А ничего здесь удивительного нет, так уж устроен этот бренный мир, под который приходиться вынуждено подстраиваться, чтобы соответствовать капризной действительности.
        Пронесло, да и ладно, меньше всякой бесполезной суеты, а это экономия сил и собственного здоровья.
         Тазя, который было первым устремился вниз под гору, вернулся обратно и толкнув локтём довольного Песю, снимая с плеча мешок, с одолжением произнёс:
-Держи Песюрик.
-Теперь твоя очередь нести этот ценный груз.
-Не сомневаюсь в том, что оправдаешь доверие своего верного товарища.
-Да ты не стесняйся, хватай по крепче, здесь наше с тобой пропитание.
-Если есть желание покушать, возьми чего по нраву придётся.
- Мне для такого товарища как ты, ни чего не жалко.
-Вот Шобе я такого не предложил бы, а для тебя всегда, пожалуйста.
-Так как ты верный и преданный друг, с тобой могу подписаться на любую аферу, зная, что ты в этом вопросе ни когда не подведёшь.
-Идём что ли, радостный оболтус?
-Чего зря маячить у кладбища, когда нас ожидает уютный лабаз.
                Песя забрасывает мешок себе через плечо и они с Тазей шагают, в такт похрустывая под ногами снегом.
          Каких – то пять сотен шагов и они будут на месте, но вздорная беспечность наипервейший враг разумных действий, что не могло не сказаться на личной безопасности двух друзей.
          Если вы считаете, что вас ни кто не видит, по причине глубокой ночи, то вы в этом глубоко заблуждаетесь.
          Обязательно найдётся тот, кто по случайности или по иной причине, но соизволить совершить тайное наблюдение, что поделать, такова человеческая сущность иметь интерес к подозрительным личностям.
            А уж более подозрительных типов, как Тазя с Песей, в этот неурочный час и придумать нельзя, тем более один из них нёс за спиной мешок, который в большей мере интересовал самого наблюдателя.
         Корыстная любознательность один из главных пороков человечества, вызывающая гнусную зависть, толкающая на подлые действия.
           Это ж каким нужно обладать терпением и выдержкой, чтоб в одном исподнем с накинутым поверх зипуном, выдержать на трескучем морозе столько времени, так недолго подхватить простуду или же  в сосульку превратиться, но видимо это того стоило, чтоб пронаблюдать, куда направляются эти двое.
          А эти двое вздорных олухов, по надеясь на авось, уж очень им хотелось быстрее попасть в лабаз, не соизволили сделать лишний крюк, да и произвести простецкую разведку, ведь за время их отсутствия в усадьбу могло занести кого угодно и тем более бандитский элемент.
             Как бы это не показалось довольно возмутительной неряшливостью со стороны двух озорных гуляк, но сама Фортуна была на их стороне в эту не спокойную ночь.
         По правде сказать, где – то и были нелепые  не стыковки с её стороны, но всё это мелкие детали, так, только ради придания острого накала обыденной обстановке.
          К тому же, надо заметить, было отмечено со стороны одной пары зорких глаз по поводу того, что двое странного вида бродяг проникли в усадебный дом с парадного входа, где имеют для себя временное обиталище.
               Вот к этим самым двум подозрительным типам, замеченных за своим задним двором тайным наблюдателем, как легко можно догадаться, а это был тот самый дед Горбань, изготовитель тошнотворных напитков под местной маркой «горилка», возникло внезапное подозрение с чувством полного отвращения.
           Его давний жизненный опыт подсказывал ему, что из всего числа   бродячих элементов, а их в последнее время развелось великое множество по причине необузданного лихолетия, вот эти двое выделялись своим сомнительным притворством, казаться бесприютными беглецами от напастей свалившихся бед.
               Только не предсказуемая случайность преподнесла старику удивительное наблюдение, а ведь вышел он из хаты во двор по вынужденной причине своего одряхлевшего организма, а тут вдруг по улице слышится конский топот, кто его поймёт чего служивому народу не спиться по ночам.
            От греха по - дальше, могут ведь и сдуру пальнуть, приняв не за того, дед Горбань поспешил за свою хату, где справляя нужду и заметил двух подозрительных скитальцев.
            Видел, да к тому же, ещё и проследил, куда они направились и где будут находиться в лучшем случае до следующей ночи,  завтра есть чем поделиться, да по рассказать  забавную историю вислоухим соседям.
   Но вышло так, что до деда Горбаня чуть раньше дошла весть про то, что во время праздного гуляния у Даниленко, этого богатея слегка обокрали, утащив из кладовки мешок с харчами.
               Вот тут и выстроилась логическая цепочка, как светлый день при солнце, ведь яснее ясного выходило, что те двое, которых дед Горбань видел ночью и обчистили наглым образом кладовку у Ляксея Лукича.
         Другой бы на месте старика, помчался бы к богатею Даниленко с поклонным докладом, да и указал бы ему, где искать съестные  припасы и самих воришек.
           Но не тут – то было, старые обиды, как старые раны, нет – нет, да и напоминают о себе.
             Вот и дед Горбань с давних пор, можно даже утверждать, что смолоду, да и того раньше, как – то с пренебрежением относился к заносчивому Лёське.
                А с годами неприязнь только возрастала, а там вышло так, что и драки случались, а уж во взрослую жизнь и того хуже, как не ужиться собаке с кошкой, так и Горбаням с Даниленковыми.
            Ни куда не пошёл дед Горбань и ни кому не рассказал, что это ему удалось увидеть именно тех двоих, у одного из которых был мешок за спиной, явно с харчами из кладовки Даниленко, а только выйдя к своим воротам, радостно поглядывал через улицу наискосину, на ненавистный его духу двор.

                Бывают же радостные минуты в суровой жизни старого бедняка, когда к нему обращаются с вопросом, вдруг по случайности не знает или не видел ли случаем подозрительных типов прошлой ночью.
              Без угрызения совести и с честными глазами, поглядывая от ворот с высоты своего двора, переполняясь величайшим наслаждением  и без всякого на - то сожаления к пострадавшим, дед Горбань ответил:
-Це ж яку треба мати совість, щоб забратися до людей в комору.
- Хотів Леська поиметь вигоду, та поимел збиток.
-Грішно на людей марно говорити, але мені здається, що тут без нечистої сили не обійшлося.
- Стільки народу було в хаті і ні хто не помітив, як умикнули харчі.
- Не могло ж бути так, щоб злодії після себе слідів не залишили.
-І що, прямо через провулок до дороги, а там і загубилися?
-Он воно як, коні сліди затоптали.
- Ні, я ні кого не бачив.
-Вночі міцно спав.
-Навіть і не чув, як проїхали вулицею загуляли до пізна гості.
-Знати б хто це зробив, та відшмагати б гарненько, та по вулиці зганьбивши провести.
-Нехай люди подивилися, та по совестили б.
- А я чого можу сказати, не відомо мені, хто ночами бродить, та нехорошими справами займається.
-Вибачайте, але нічого конкретного сказати не можу.
                Чудно получилось, кража свершилась, а кто  в этом повинен пойди теперь разберись.
           Да и большей частью, а возможно и почти все хуторяне, что, так или иначе имели дело с Ляксеем Лукичём, при кислых минах на лицах,  признак явного притворства, в душе были довольны.
               Ну хоть кто – то, да напакостил этому зажиточному куркулю, подпортив в самый важный момент ему праздное настроение.
          Только не надо думать, что Даниленко единственный зажиточный крестьянин, если к этому вопросу подходить более детально, то найдутся в этом хуторе и побогаче люди,  только вот они в последнее время присмирели.
            Прокатившаяся Советская власть  своим мощным катком реквизиции, научила многих быть по скромнее, умерив желание выделятся на фоне основной массы хуторян.
             Да и к новой власти относились с большой осторожностью, заняв выжидательную позицию, кто его знает, как оно может обернуться в дальнейшем.
           Вот когда там, наверху окончательно разберутся и установиться крепкая власть, гарантирующая конституционные права, тогда будет видно, в какую сторону тащить за собою свою телегу, а не толкать её впереди себя, не видя самой дороги.
           Коли  поспешать, то следует это делать не торопясь и обдумано, заглядывая хотя бы за день вперёд.
           Понятное дело, что у старого Даниленко свои планы переустройства хуторской деятельности, а взявши реванш, имеешь шансы оказаться в выгодном положении, где не лишне будут  друзьями люди обличенные властью из той же самой станицы.
              А что до кражи из кладовки съестных запасов, так это дело наживное, а мелочное хищение всего на всего испорченное настроение, которое вскоре позабудется.
           При случае, конечно же, вспомниться, если потребует для этого ситуация, то обязательно припомниться, как показательное нравоучение семейной беспечности.
            Но не будем на этом заострять своё внимание, там и без нашего участия есть кому разобраться, а переметнёмся из хутора в усадьбу, а точнее сказать в тайный лабаз, который к этому времени утратил своё назначение, а являлся лишь тайным убежищем для двух местных чертей.
          Эти вот самые ловкачи - проныры, вернулись к себе и для начала решили произвести ревизию мешка с расчётом на то, чтобы  не превысить лимит своего рациона и протянуть, как можно дольше, оставаясь здесь безвылазно, в ожидании ближайшего потепления.
            Но ради исключения и по общей договоренности собрались устроить не большую пирушку по случаю удачной вылазки в хутор.
          Как было не отметить такое знаменательное событие с большим риском для Тазиной шкуры, прошедшее без задоринки и запинки.
           После короткой похвальной речи Песи в адрес своего героического товарища, было выпито ими по чайной чашке водки, а также и для согрева по приходу с мороза,  на закуску съедено по куску колбасы с пампушками.
           Когда водка слегка ударила по мозгам, а Песя слегка пресытился, а у Тази ещё в брюхе переваривалась хозяйская пища, двое приятелей принялись за разработку дальнейших планов.
          Оказалось, что на хмельную голову довольно хорошо думается, для закрепления результата выпили ещё по половинке чашки водки, а далее все пошло как по маслу.
        Недавняя задумка ходить на поминки, мгновенно приобрела масштабность предположений, со стороны Песи было внесено конкретное предложение:
-Послушай Тазя, что я тебе скажу.
-По сути дела, мы с тобой можем поиметь двойственный вариант.
- Скажу так, из усадьбы просматриваются оба кладбища.
-Наше и твоё, чего нам стоит с утра глянуть туда, там, где копошатся могильщики и будут похороны.
-А нам останется только пристроиться к траурной процессии.
- Да у тебя Песя исключительно беспроигрышный вариант получается.
-Умеешь думать, когда захочешь.
-К моим хуторянам не заметно пристроится, да проще и придумать нельзя, есть там одно замечательное местечко, и оно, сам знаешь,  называется оврагом.
-Такое выгодное положение, что в момент огибания процессией оврага, пристраивайся и ни кто на это не обратит внимания.
-Так что в ближайшие дни, друг мой, будут нам горячие обеды и заметь со стопочкой горилки или сиводрала за упокой безвременно ушедшей души.
                За удачно разработанный план, двое приятелей позволили себе ещё выпить водки и подзакусить.
                А уж потом Тазя начал рассказывать свою длинную историю, про свои хитренные проделки в кладовке, где ему пришлось проявить незаурядную изобретательность, оставаясь ни кем не замеченным.

06 – 07 январь 2022г.


Рецензии