Привет, Америка. Часть 1

               

      Приземлились в аэропорту им. Кенноди, недалеко от Нью-Иорка, уже вечером. Долгий перелет, теперь можно осмотреться и лететь дальше. Аэропорт Сан- Франциско не так уж и далеко. Во время выдачи багажа, спортивная сумка Руслана грохнулась на кольцевой багажный конвейер с характерным хрустом. Что подтвердил уникальный запах водки, времен сухого закона в Союзе. Три бутылки водки, в простонародье Сучек, разбились вдребезги. Это плохая примета на Руси, а может в Америке к лучшему ?

     И пролилась слезой на конвейер и пол международного аэропорта, не вызвав сочувствия окружающих. Только грусть и виноватая улыбка хозяина сумки имела место быть.

      До этого, подготовка к поездке заняла около четырех месяцев, включая новогодние праздники. Министру черной металлургии пришло письмо из Калифорнийского университета. Просили направить в государственную лабораторию США двух конкретных специалистов в области экологии.

      Тема была модная, с начала перестройки и благодаря Чернобылю. По крайней мере о ней говорили политики и писали СМИ. Но никто конкретно ей не занимался, просто не предусмотрели в планах финансирования.

      Тема была уже срочная. В заливе Сан- Франциско обнаружены аэрозольные отравляющие вещества (АОВ), времен второй мировой войны. Смесь красивых названий, Зорин, Зоман, Иприт, Иллюзит. Они были изготовлены в 1942 году, разлиты в нефтяные бочки. В 1943 году их складировали в пустыне, в районе Скалистых гор. Триста тысяч тонн, в штабелях в пять бочек высотой, на сухом песке. Место безлюдное и сухое, один дождь в сто лет. Огородили, повесили знаки Череп и Кости, и забыли. После 1985 г, там появились дожди, а в 87 обнаружили утечку АОВ уже в заливе. Технологии их утилизации еще не имелось.

      Нам долго подбирали двух сопровождающих чиновников, не знаю по каким критериям. Но они хотя бы косвенно должны были быть нашими начальниками Союзного значения. Третий сопровождающий должен был иметь право получить и держать при себе доллары США. И выдать их командированным только на территории США. По законам Союза, мы не могли на родине держать в руках доллары. За это полагалось до 10 лет лишения свободы. Все просто и понятно, не хотим марать руки их грязными долларами.

      Летели на ИЛ-86 с тремя посадками на дозаправку. Двигатели много жгли керосина. Садились в Ирландии, аэропорт Шэнон, и Канаде, аэропорт Гандер. Даже кофе не выпили на земле, не положено. В аэропорту им. Кенноди, в справочной службе я узнал, что компания Дельта банкрот и мы дальше не летим. Это называется приплыли, точнее прилетели, в нашем случае. Рассказал об этом попутчикам. Наш самолет должен забрать нас отсюда через две недели. Все сидят на чемоданах молча. Мы в нейтральной зоне, денег нам не выдают. Мы с Русланом пошли на осмотр зала прилета, интересно все неизвестное. В конце зала ожидания увидели закрытые телефонные кабины, с номерами. В конце ряда три кабины с нулем. И тут Руслан признался. Есть у него знакомые евреи в Нью- Иорке, даже есть телефоны. Это уже шанс!

      Подошли к кабинам, я с английским без практики. Стою, смотрю, слушаю. Понял, кабина с нулем, звонок за счет того, кому звонят. Зову Руслана, стой рядом. Снимаю трубку, телефонистка спрашивает, Вы кто ? Говорю, Руслан из Харькова, Энергосталь. Номер телефона? Диктую, гудок, говорите. Даю трубку Руслану. Говорят, спуститесь вниз на стоянку такси, ни куда не уходите. Минут через сорок будем у Вас. Как камень с души упал, дышится легко. Вышли в Америку с чемоданами, на выходе полицейский отвернулся, никому мы не нужны. Ни таможне, ни пограничникам. Все сидят на чемоданах, в подземной стоянке такси. Конец февраля, на улице плюс восемь. Новые русские бомжи в Америке. Добро пожаловать!

      Через час, сидим в черном лимузине. Нас пятеро и чемоданов 6 или 7, еще троих посадить можно. Представительские такси по вызову, русская компания. Автомобили свои или арендованные, около двухсот машин. Работают круглосуточно, все русские, английского не знают. На панели микрофон, связь с диспетчерами- переводчиками. С каждой машины еженедельно платят по 180 USD, переводчикам. Работать больше 60 часов в неделю по закону нельзя. За рулем бывший таксист из Харькова. Едем в район Квин. Дома на улице 30 этажные, красного кирпича, построены в 36 г для беженцев из Германии.

      Свой таксист доставил нас к дому, загрузил в лифт и отправил на 23 этаж. Нас там уже ждали, четыре семьи старожилов, и одна молодых, двое месяц как приехали.

      Ночь только начиналась. Хозяева пили нашу водку Сучек, закусывали салом и Харьковским подовым хлебом. Мы пили Абсолют и запивали Колой из трех- литровых бутылок. Все хозяева, бывшие специалисты института Энергосталь. Сейчас безработные, живут на пособие, языка не знают. Вся надежда на детей. Они быстро адаптировались, работают, учатся, говорят за родителей.

      С работающими детьми, два вечера сканировали все ближайщие рейсы до Сан-Франциско, туда и обратно. Минимальная цена была 1700 USD. На руках у нас было по 1500 долларов. Полный облом, без вариантов. Сидим в Нью-Иорке налебниками. Спасибо нашим бывшим соотечественникам, Харьковским евреям. В Нью- Иорке остановка не планировалась, все из- за разбитой водки Руслана. Должен же кто то быть виноват. Попутчики с одним из хозяев отправились на Китай- город. Они еще по дороге рассказывали, что там за сто долларов можно купить амбар добра. Жены им списки вручили, что купить. Бог им в помощь.

      Попросил разрешения позвонить по телефону в город. Разрешили. Был у меня знакомый в Луганске, друг моего дяди, рыбак. Мы несколько раз ездили на рыбалку с ночевкой, втроем. Вечером уха, ужин, разговоры. Он рассказывал, что его младший брат живет в Нью- Иорке, бизнесмен, иногда звонит, приглашал приехать. Но мы же с твоим дядей не выездные, из- за работы. Он по русски хорошо говорит, дал телефон. Если будешь, позвони, он тебе город покажет. Позвонил, договорились где встретимся. Надо осваивать местное метро. Сто долларов разменять, уже тогда было проблемой. Помогли младшие дети хозяев, и в метро тоже. Они везде как дома.

      Встретились на Бродвее, у главного входа, старейшего универмага Америка. Познакомились, Виктор, хорошо говорит по русски, с украинским акцентом. Бизнесмен, финансист, совладелец банка и нескольких фирм. Пригласил пообедать и спокойно поговорить. На Бродвее, старинный ресторан Стейк.(Это отдельный рассказ может быть, хотя прошло более тридцати лет. Он того стоит.) Рассказал ему, почему оказался в Нью- Иорке, и в Сан Франциско уже не попадем. Он поинтересовался, сколько мы можем потратить денег на билеты туда и назад. Ответ был только по 500 долларов. Сказал, надо сутки или двое. Договорились на завтра встреча там же, в два после обеда. Из метро до дома в Квин шел по улице. Почти все вывески были на русском, зашел в овощной магазин. Торгует русский- узбек. Яблоки, картошка по три доллара за килограмм, бананы, апельсины по одному. Как такое может быть? Купил бананов и Колы, на всех, и сотню разменял.

      Вечером, на вторые сутки у нас были билеты до Сан- Франциско и назад, правда вылет из Нью- Арка. Это около 70 км от Нью- Иорка. Билеты мы с Виктором на этой фирме забирали вдвоем у хозяина. Он мне сказал, не думай, что это благотворительность. Хозяин фирмы, даже при такой цене, свою прибыль заработал.

      Харьковский таксист отвез нас Нью- Арк, и забрал при возвращении. Самолет был почти пустой, десятка три пассажиров. В эти дни началась война в Персидском заливе. Американцы, боялись терактов, и отказывались от полетов.

      


Рецензии