Ария. Окончание проекта

Рок-группа «Ария» (СССР, Россия, 1985 – по наши дни).

Окончание проекта (сентябрь – декабрь 2021).


Евгений Маргулис на «Квартирнике у Маргулиса»: «Я обратил внимание, что мы, рокеры, пишем слова сами. А вот наши металлюги всегда обращаются к авторам. Почему?.. Вов, ответь».

Владимир Холстинин: «Я сам, всё это время, себе этот вопрос задаю (раздаётся смех в зале – прим. автора)… Наверное, нам повезло, что в самом начале своего творческого пути познакомились с замечательным поэтом Маргаритой Пушкиной. И это сыграло с нами злую шутку. Потому, что, если бы не она, то мы бы пробовали писать сами и, может быть, когда-нибудь научились. А так, планка была задана так высоко, что… Можно было даже не пробовать».

Исчерпывающий ответ! Но правда… Такие они, «Арийцы». И, кстати, Володя не такой уж и злобный мужик оказался, как я раньше о нём думал (квартирники здорово раскрывают людей).

«Кажется, я грешил не на того робота». Уилл Смит, фраза из фильма «Я, робот» (США, 2004)... 


Здравствуйте!

Все проекты, какими бы они ни были, рано или поздно заканчиваются, и «Ария», не явился исключением…

Хочется поблагодарить группу за эту небывалую встряску, что подарили мне прошлой осенью и в первый месяц зимы. Скажу также спасибо за вдохновение (которое, как пришло, так позже и ушло, ха-ха!), за песни, за некоторые особые альбомы…

Я написал не про всё и об этом честно говорю. Что ж, поделать, если уже на десятом диске «Армагеддоне» (2006) понял, что для меня девятый «Крещение огнём» (2003) был последним «взрывом», «взмахом пера», полётом бурной фантазии, на котором «Ария», лично для такого любителя рока, как я, закончилась.

Что? Нет. Никаких претензий к Михаилу Житнякову не имею. Он сильный вокалист. Но мне видится, что товарищу не хватает драматизма и артистизма в голосе, а это, согласитесь, всегда выделяло "Арию" из числа подобных групп… Сейчас коллектив стал звучать моложе, свежее, но, к сожалению, потерял что-то важное и ценное, что уже так просто не вернёшь. Сам Миша лет на 20 (даже чуть больше) моложе остальных участников коллектива, а это значит, что он придаёт группе иное видение дела, молодит её. А это ли нужно старому ветерану советско-российского рока? Не знаю. Вот послушаю всё творчество группы «Кипелов» тогда, возможно, смогу ответить на этот вопрос. А пока…

Пока же я «улетел» только от двух песен из трёх последних выпущенных альбомов. Альбомы я имею ввиду «Феникс» (2011), «Через все времена» (2014), и «Проклятье морей» (2018). А песни - это «Блики солнца на воде» и «Точка невозврата». Забавно, что обе они с одного альбома («Через все времена», 2014). Но на этом всё. Остальное я просто слушал по три раза (согласно своим установленным правилам), но не испытал ничего…

Э-э, почти ничего, ведь «Ария» - является одной из самых моих любимых русских групп, а это значит, что даже «не улетая» от какой-либо вещи, я всё равно готов слушать её годами. В отличие от коллективов, которые не входят в число любимых. Существенное отличие. И тексты песен, и музыка тут приятнее, да и саму группу, и её стиль мне никто не навязывал. Точнее, никто не смог навязать в школе. Я полюбил их сам! Сам! В 1998-ом году, в 17 лет, когда услышал песню «Всё, что было». О, да… С этого всё и началось. Ни раньше, ни позже. И только после неё я начал серьёзно изучать «Арию», с самого первого альбома – с «Мании величия» (1985). И слушать/переслушивать каждые два-три года все выпущенные на тот момент диски. Целиком, по три раза. А некоторые и больше. Ведь цепляло же не на шутку!.. Вот-с…

Итак, мне приятно, что даже в очередном составе (с третьим, по счёту вокалистом) нашлись две вещи, от которых смог «улететь». «Блики солнца на воде» (слова: Маргарита Пушкина, музыка: Виталий Дубинин) – 6.11. Будем знакомы, Алекс!

Я обратил на неё внимание сразу, с первого прослушивания, так как она здорово выделялась и не походила на стандартную металлическую песню «Арии»! О, да!.. А знаете, на что это было похоже? На старый, добрый хард-рок 70-х годов, йа-ха!!! Это вступление, до боли знакомые аккорды, переходы, соло и текст на злобу дня. Нечто… НЕЧТО!!!..

«Нам с тобой казалось, что мы будем жить всегда
И цыганкам разрешали по руке своей гадать.
Их невнятный шёпот принимали не всерьёз,
Но из этих предсказаний слишком многое сбылось.

Кто сгорел, сражаясь, на непризнанной войне?
Кто воздвиг свой храм из камня, но дороги к храму нет?
Кто ловил свет радуг на стеклянных кораблях?
Кто достиг своей вершины, потерявшись в облаках?

Двум смертям не бывать, от одной не сбежать!

Сколько гроз, мы сорвали с небес,
Столько слёз, мы сдержали в себе!
Сколько звёзд, мы зажгли в темноте,
Но мираж исчез - это были блики солнца на воде!

Мы - всего лишь свечи на ветру и на пиру,
Алым воском наслаждаясь, продолжает жизнь игру.
Никому не скажет, сколько нам подарит дней,
Страх на утро не проснуться с каждым разом всё сильней!

Двум смертям не бывать, от одной не сбежать!

Сколько гроз, мы сорвали с небес,
Столько слёз, мы сдержали в себе!
Сколько звёзд, мы зажгли в темноте,
Но мираж исчез - это были блики солнца на воде!

Я не хочу вечно жить на Земле,
Но умирать так не хочется мне!!!

Сколько гроз мы сорвали с небес,
Столько слёз мы сдержали в себе!
Сколько звёзд мы зажгли в темноте,
Но мираж исчез - это были блики солнца на воде!

Это просто блики солнца на воде!!!».


Ааааааа!!! Класс!!! Бесподобно!!! Обалдеть!!!! Очуме-е-е-еть!!! Охре...

Кхе-кхе, простите, но это чистая правда. Это был уже не металл, а старый, добрый хард-рок. Как он здорово подошёл «Арии», это что-то. Такая приятная нотка ностальгии. И песня ведь, песня… Я «улетел» от третьей смены «арийцев» так, как от «Машины Времени»!.. А вторых ведь я люблю сильнее! (Их петь проще и легче, ха-ха!)... И «Блики солнца…» напомнили слегка…

«Эти реки никуда не текут, они забыли про море...
Эти реки никуда не текут, они забыли про море.
В них не вьётся трава, их не тревожит весло,
Вода застыла в них, словно стекло,
Мне очень жаль, мама, но эти реки никуда не текут».

Старый, добрый рок! Не ожидал от «Арии» такого шага. И Миша порадовал. Зачёт. Ух, зачёт!!!.. 


Ну, а вторая песня… «Точка невозврата» (слова: Маргарита Пушкина, музыка: Михаил Житняков, Виталий Дубинин) – 5.11. Это особенная, близкая третьему официальному вокалисту группы песня, потому, что это его дебют в «Арии», как композитора. И тут, честное слово, нужно было написать её самому, одному, без Дуба (басист, без обид, ты и так велик). Ибо Житняков настолько ей проникся, что она стала его визитной карточкой в «Арии» и хитом не хуже старых нетленок! Да, уважаемые, «Точка невозврата» не уступает ни «Улице роз», ни «Потерянному раю», ничему… И здесь у меня к Мише нет никаких претензий. Он её поёт так проникновенно, что… что… Что самому хочется исполнить этот номер! Наконец-таки! Во мне вновь проснулось то, из-за чего я так люблю слушать и переслушивать любимые группы – желание петь!!!.. Спасибо тебе, Миша, за это… Этот плюс стоит того, чтобы взглянуть на тебя с большим уважением, чем я смотрел до этого. Стоит… Спасибо!..


«Спит земля. Укрыты дымкой облаков поля и города.
За бортом балластом прошлого вся жизнь и дом,
Объятый сном! Безмолвие уносит за собой
В пространство нереальности чужой.

Сквозь туман, прочь от смятения души
Спешим к другим мирам. Больше нет любви,
Что многих держит на Земле. Надежды нет!

Есть точка невозврата из мечты –
Лететь на свет таинственной звезды…

Плыть в серебре Лунных морей,
Солнце нам вслед пошлёт свой ветер!
Плыть по волнам в тот океан,
Что называется "Бессмертие"!

Может быть, наивны мы, и нет нигде
Орбит другой Судьбы.
Может быть, нам не найти во тьме маршрут
Туда, где Время спит.

Есть точка невозврата из мечты,
И мы с тобой смогли её пройти!

Плыть в серебре Лунных морей,
Солнце нам вслед пошлёт свой ветер!
Плыть по волнам в тот океан,
Что называется "Бессмертие"!

Как магнит к себе влечёт звезда,
Свет везде – полна им темнота,
Это знак разгаданных глубин.
В поисках изменчивой Судьбы!

Против нас восставшие миры,
Нас бросает в бездну новый взрыв!
Вот и всё – мы все теперь ничто,
Яркий миг слияния с мечтой!..

Плыть в серебре Лунных морей,
Солнце нам вслед пошлёт свой ветер!
Плыть по волнам в тот океан,
Что называется "Бессмертие"!

Плыть в серебре Лунных морей,
Солнце нам вслед пошлёт свой ветер!
Плыть по волнам в тот океан,
Что называется "Бессмертие"…

Есть точка невозврата из мечты»...

Красиво… Проникновенно… Сильно… Скажем честно, такого не ожидал от «Арии». А они вон, как могут…

Каждый из трёх вокалистов (Булгакову не дали такой возможности, простите) смог внести частичку себя в группу, показать нам свою силу, талант, открыть зрителю, слушателю душу и сердце. Низкий поклон им за это. Спасибо Валерию Кипелову, Артуру Беркуту и Мише Житнякову!.. Ну, недаром же Миша любил «Арию» всю свою жизнь, пел её и мечтал попасть сюда, даже находясь в группе «Кураж/Гран-Куражь»…

Кстати, забавно, что и в «Кураж» он в своё время проходил прослушивание под песни «Арии». И ведь прошёл! С чем мы его и поздравляем (обязательно нужно послушать творчество этого многообещающего коллектива. Тем более, что говорят, мол, голос у Житнякова отличается от того, каким он поёт в «Арии». Не знаю, не слушал. Не могу пока сказать. Но заинтригован).


Что ж, на этом, вроде бы, как всё. Но заканчивать тем, что «улетел» лишь от двух песен из трёх последних альбомов, как-то не хочется.

«А, понимаю. Тогда, может, так?».

1. 1985 – «Мания величия».
2. 1986 — «С кем ты?». 
3. 1987 — «Герой асфальта».
4. 1989 — «Игра с огнём».
5. 1991 — «Кровь за кровь».
6. 1995 — «Ночь короче дня».
7. 1998 — «Генератор зла».
8. 2001 — «Химера»
9. 2003 — «Крещение огнём».
10. 2006 — «Армагеддон».
11. 2011 — «Феникс».
12. 2014 — «Через все времена».
13. 2018 — «Проклятье морей».

Мило, но и этого мало. Хотя за то, что напомнили про шедевры «Кровь за кровь» и «Генератор зла» - спасибо! (О, да. За это прослушивание/переслушивание я сильно «улетел» лишь от них. Однако мощных песен и на других дисках было предостаточно. Даже на дебютном, первом находились! «Бивни…»! Я про вас до сих пор помню! (Помимо «Мечты», «Тореро»).

«Бивни чёрных скал
И пещер тупой оскал,
Человек среди гор ничтожно мал.
Он ползёт наверх,
Он цепляется за снег,
За туман и за воду быстрых рек...

Он до цели доберётся
По своей пройдёт стезе!
Он дотронется до солнца,
Сокрушит преграды все!».

Ах, до сих пор помню и обожаю… Кхе-кхе, мы вновь отвлеклись… Я, вроде бы, говорил, что и списка мало.

«Мало? А, точно! У них же ещё два альбома есть!»…

Ти-ти-ти! Стоп, товарищи. Переписывать не позволим. Нельзя же два раза написать “In rock”, “Machine head”, “White album”… Мировые перевороты в умах людей можно устраивать только раз. Так что, уважаемая «Ария», извините, но диски «Крещение огнём. Перезагрузка» (2020) и «Армагеддон. Перезагрузка» (2020) слушайте сами. А мне достаточно записей с Артуром Беркутом (2003, 2006, соответственно). Вот просто на концерте играть целый альбом можно, в годовщину записи, но перезаписывать не позволим. Некрасиво это, неправильно, не по-людски. Хотя бы из уважения к бывшему товарищу по коллективу. Не пришёлся по душе, не прижился – ваше дело, ваше право, увольняйте, но вычёркивать его из истории музыки (да, дамы и господа, «Крещение огнём» и «Армагеддон» - уже история российского рока) – знак неуважения. Вы же советские музыканты. Страна вас не такому учила. А Артур здорово помог продолжить дело Валеры. Ай-яй-яй…

Кстати, само увольнение Артура Беркута из «Арии» - также оставим на совести музыкантов. Я такое уже много раз видел, особенно в “Rainbow” или “Whitesnake”. Там правило «Свято место – пусто не бывает» прижилось настолько, что стало родным. В группе есть только один человек – лидер и основатель, а остальные так, приглашённые музыканты (пришли-сыграли-ушли). Чуть другие ситуации были в “Deep Purple”, “Black Sabbath”, “Uriah Heep”, но там тоже перетасовки «колоды карт» хватало. Забавно, что в последних двух указанных коллективах гитаристы Айомми и Бокс оставались совершенно одни, с контрактом на руках, обязательствами и аппаратурой. Тут хочешь – не хочешь, а приходилось продолжать, то есть, искать новых товарищей, чтобы покрыть все расходы и выполнить договор (бумажка – есть бумажка, она же их «кормила» и держала в узде). Вот так. Так что увольнение Беркута меня не удивило… 

Было, конечно, жаль, что Валера не согласился вернуться после ухода Артура, так как Холстинин, Дубинин ему предлагали это (видать, обиды слишком сильные были, не хотелось ему повторять этот путь), но «Ария» плакать не стала, ну, и нашла себе Мишу. Что из этого вышло, вы уже знаете…      

Здорово… Но и этого для финала мало.

«А! Слово про «Арийскую семейку»! Ведь это пять сложившихся удачных музыкальных коллективов: 1) «Мастер», 2) «Маврин», 3) «Кипелов», 4) «Артерия» и «Беркут/Артур Беркут»!..

Да, знаем. Бывшие участники «Арии» оказались на редкость талантливыми людьми, что не побоялись создать свои собственные коллективы. За что им также хочется сказать: «Спасибо!». И это мило, но тоже не то.

«А тогда, как же вы хотите закончить проект, уважаемый?».

А так, мой любимый внутренний голос. ПРОСМОТРОМ 30-ЛЕТИЯ ГРУППЫ!!! С МАСШТАБОМ, ЗРИТЕЛЯМИ, ГОСТЯМИ, СТАРЫМИ УЧАСТНИКАМИ!!! С НОСТАЛЬГИЕЙ, ВОСПОМИНАНИЯМИ, ОЦЕНКОЙ И МОЩЬЮ ВАЛЕРЫ!!! ВЕДЬ ОН ТАМ ЕСТЬ!!! ВОТ КАК ХОЧЕТСЯ ЗАКОНЧИТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ!!!.. ТУУУ-ТУУУ!!!..

«Ааа, понимаю вас»…

Два с половиной часа спустя…

Да… Если бы был Беркут, то можно считать, что это супер-концерт! А так – сильный, но с провисами…

Смотрите. Концерт, посвящённый 30-летию «Арии». Москва, Россия. 28 ноября 2015. Переполненный зал “Stadium Live”. Длительность мероприятия: 2 часа и 24 минуты. Три отделения: 1. Сама «Ария», 2. Валерий Кипелов на вокале! 3. Все вместе (и Житняков, и Кипелов). Насыщенная программа. И всё, вроде бы, круто, но есть минусы, прочёты, провисы.

1. Не было Артура Беркута. А именно он бы здорово украсил песни, записанные с его участием.
2. Гитарист Сергей Попов (когда играл соло старых вещей) часто импровизировал. Я не против мастерства, но это создавало некую сумбурность момента. В то время, как лидер и основатель Владимир Холстинин старался играть классические партии, что было ближе (в некоторых композициях даже скорость соло была неплавной. У одного - одна, у другого - другая, а сама песня чуть теряла силу. Например «Бой продолжается». Я сейчас сделал паузу и ещё раз включил эту вещь. Да, мне не померещилось. Чуть неплавно. Попову нужно было быстрее сыграть. Ритм какой жгучий).
3. Валера… Хм… Когда он вышел, то мне показалось, что…

Ай, хватит о минусах. Так проекты не заканчиваются. Когда кажется – креститься надо. Тем более, под такие мощные песни. Зато он обалденно взял высокую ноту в «Балладе о древнерусском воине» («Но ни шагу наза-а-а-а-А-А-А-Ад!». И внёс приятную нотку ностальгии своим появлением.

А когда вышел Житняков, и они стали петь с Валерой то вместе, то по очереди, это показало, что старая и новая «школы рока» могут дружно соседствовать друг с другом! Особенно запомнилась «Следуй за мной!». Почему? А я, вообще, её тут не ожидал увидеть/услышать! Басист Дубинин подпевает, части куплетов делятся между Кипеловым и Житняковым, а припев… Припев они тянули вместе. Кстати, Валера даже чуть дольше. И это было НЕЧТО!!! НЕЧТО!!!

«Следуй за мно-о-о-о-о-о-О-О-О-О-Й!!!..». Класс!!!..

Так как я смотрел концерт внимательно, как кино какое-нибудь, то меня позабавило, что Валера был в очень хорошем расположении духа. Улыбался, шутил с бывшими товарищами, радовался самому концерту, обнимал Мишу и по-дружески показывал тому, как раскрывать диафрагму, чтобы голос шёл сильнее изнутри (работа лёгких). Всё это было так мило и приятно, ну, и лишний раз подтверждало, что Валерий Кипелов – хороший, добрый, весёлый и ответственный товарищ!

То, что бывшего вокалиста «Арии» не было на 35-летии группы (2020), совсем не его вина. Тут опять «проявил» себя Виталий Дубинин, не унявшись по поводу авторских прав песен коллектива, которые Валера удосужился исполнять в своей группе. О, господи. Такое ощущение, что бас-гитарист прямо подавится. Жадный какой. Или же настолько не уверен в силах Миши Житнякова, что потеряет из-за Валеры всех зрителей. Что за глупости! Я вас умоляю. У всех свои поклонники. Так было, есть и будет всегда. А ваши разногласия только мешают нормальному празднованию. 35 лет всё-таки! Недаром, что карма сработала – басист вспылил и психанул во время исполнения баллады «Точка невозврата», не взяв нужную ноту в припеве. А в конце концерта ещё и сорвался на Мишу (перед вступлением к «Дай дару!»). А где же был его профессионализм? Ведь товарищ из старой, советской рок «школы». А я отвечу. Это карма. За Валеру, жадность, злобу, недопонимание. Дубинин - талантливый композитор и бас-гитарист, не спорим, но как человек, видимо, тот ещё робот (из фильма «Я, робот»), образно говоря…

О! Вспомнил ещё кое-о-чём. Молодцы, что хоть Маргариту Пушкину как следует разгрузили! Сами писать тексты так и не стали, но теперь авторов у них больше. И Александр Елин вернулся, и пригласили музыканта поэта-песенника Игоря Лобанова (из группы «Слот»), поэтессу Нину Кокореву, и журналиста Владислава Тарасова (пока с ним записана лишь одна песня «Дым без огня», с альбома «Проклятье морей», 2018, но лиха беда начало).

И обложки стали делать всё интереснее. Майку с «Фениксом» не надену (я её не понимаю, дракон-не дракон, птица-не птица, ), а вот «Проклятие морей» с удовольствием! Закос под старых, добрых «Пиратов Карибского моря»! Как лицевая обложка, так и обратная её сторона (пещера, с кладом, черепами). И всё в лунном, ночном свете, как и положено. Стильно! Эпика! Сразу первый фильм вспоминается. Да и второй с третьим немного… Короче «золотая» трилогия…   

Что ж. На этом всё… Сейчас уже 2022 год, а «Ария» так и осталась русской поэтической версией “Iron Maiden”. Но… Люблю их, «чертяк». Вот уже много лет. С 1998-го года…

И их последний «Голубой огонёк»», ой, простите «Живой Огонёк», выпущенный на Новый Год, порадовал своим разнообразием, интересным подходом, уважением к прошлому, своими забавными версиями популярных песен советского времени, а также вставками с поздравлениями от разных людей, связанных с коллективом. Так держать!..

Спасибо, «Ария»!. Видно, что вы ещё живы, сильны и ваша история на 35-ти годах не заканчивается. Это похвально. Только, пожалуйста, не ссорьтесь вы больше с Валерой и, уж тем более не записывайте по новой старые альбомы. Всё это вас не красит с хорошей стороны. А мы же вас любим. Любим, уважаем, помним и периодически слушаем/переслушиваем. Всё-таки добрые, верные поклонники. Ценители рок-музыки. Вы нас-то не обижайте своими поступками. И удачи вам в Новом году!!!..
 

Конец проекта.


Благодарю за внимание!

С вами был журналист-любитель Алекс Джей Лайт.


Рецензии