Легенды Петербурга

Когда мне было десять лет, и я перешёл в третий класс, родители, чтобы ребёнок лето не сидел в душном Ленинграде, отправили меня с бабушкой на дачу. Комнатку сняли в Петергофе в частном доме, у пожилой женщины.

В детстве я очень любил читать, и добрейшая хозяйка разрешила мне взобраться на чердак, где остались ещё от предыдущих хозяев дома много книг и старых газет.

И действительно, там я нашёл настоящий книжный клад: пачки газет «Японская война», много замечательных книг.
Запомнилась мне одна книга, напечатанная в 1861 году, ещё со старой буквой «Ять». Книга называлась «Легенды Петербурга». Там, в книге, было много разных архитектурных и других загадок города, но мне особенно запомнился один рассказ о конях Клодта, что установлены на Аничкином* мосту через реку Фонтанку. И я вам скажу, что сегодня много можно найти в интернете рассказов об этом, но вот такую историю я нигде больше не встречал.

Ехал как-то из гостей Петр Карлович Клодт в коляске, запряжённой резвым рысаком, по Невскому проспекту. Проезжая по Аничкину мосту, просит ямщика попридержать коня. Любуясь на свои скульптуры, он задаёт вознице вопрос:
- Послушай, любезный, а хороши ли эти кони, что стоят на мосту?
- Ой, как хороши они, барин. И жилочка-то в них каждая видна, да ошибка есть в коне одном.
- Как ошибка? Столько больших специалистов смотрели, никто не узрел никакой оплошности.
- Ой, барин, не знали, значит, они. Я-то с детства с конями в обнимку жил. Всю их душу сквозь знаю.
- Так скажи мне, братец. И коли ты прав, рубль тебе за это дам.
- Да вот, барин, когда удила железные с двумя наружными кольцами, вожжами-то натянешь, и трензель - врежется в губы коню и тот на дыбки поднимется, язык-то у коня дугой встаёт во рту, а тут-то языков не видно.
- Погоняй мужик! Погоняй.

Вот такая история запомнилась мне с самого детства.

*В XIX веке мост называли Аничкин.
В 1913 году один из потомков М. С. Аничкова, чьим именем назван мост, обратился в городскую управу с письмом, в котором возражал против такого названия. После наведения справок, городская управа обратилась в городскую думу, где и было восстановлено название моста, «Аничков».

Фото взял из интернета, спасибо автору за это.


Рецензии
Спасибо, Борис! Очень интересная история. Прочитал с удовольствием, ответил Вам ещё в Вашей рецензии. Доброго вечера! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   23.04.2023 17:04     Заявить о нарушении
Спасибо, что прочитали Николай!

Эгрант   23.04.2023 17:12   Заявить о нарушении
И я прочитала. Спасибо, интересно! От этой группы коней приходишь в восторг! Можно
рукой погладить, рядом постоять, подпитаться мощью... Я так делаю около Атлантов, которым дарю свое сочувствие... И тоже рукой поглажу! Не углубляясь в историю
сотворения этих чудес, можно поэму написать от одного соприкосновения к красоте.
Спасибо Вам, Эгрант за подсказку - где искать. С уважением. Елена.


Елена Шихова-Карпова   24.06.2023 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.