29. Общие вопросы педагогических исследований

                Том Уордли: "Держите своих мальчиков там, где им место".


   Взгляд ученика на воспитательную реальность при разумном подходе может послужить основой оценки и корректив педагогического процесса с целью освобождения от возможных педагогических иллюзий. Мы решили воспользоваться данной ситуацией и в конце прошлого века провели анкетирование, обработку и сравнение мнения учеников и учителей по ряду насущных вопросов с целью формирования частных вопросов философии школы на основе общих взглядов субъектов педагогического бытия.
 
   Генеральная совокупность реальных учеников школы в 1998 году составила 802 человека. Выборка из генеральной совокупности респондентов представлена учениками 9 - 12 классов, иногда ее дополняют 5 – 8 классы.

   Для обнаружения статистических связей между различными педагогическими причинами помимо результатов анкетирования мы использовали данные сводных ведомостей об успеваемости учеников. Таким образом нам хотелось выявить некоторые статистические корреляции интерперсонального уровня воспитательной реальности для внесения корректив в методологию управления.

   Ввиду того, что ни философия, ни педагогика не являются точными науками, мы берем на себя риск по облачению идеального в математические доспехи, и уверены, что дух при этом не пострадает. С меньшей уверенностью мы говорим применительно к себе. Вызывает сомнение также статистическая значимость исследования: но (и увы!) мы не имели возможности взять для исследования большее количество респондентов.

   Также можно скептически (и это вполне оправданно) отнестись и к полученным данным: как никак время идёт вперёд, несокрушимая поступь изменений не только разрушило страну, но и самоё человек меняется, а также меняются его взгляды на педагогическую реальность.

=== Исследование отношения к воспитательной реальности старшеклассников ===

   Касаясь вопроса педагогического бытия, нам было интересно узнать, каким видится ближайшее окружение учениками. Прежде всего мы проверили, насколько искренни наши респонденты. С этой целью в анонимной анкете были размещены достаточно простые контрольные вопросы типа: «Я никогда не обманываю»; «Я никогда ничего не боюсь»; «Я никогда не опаздываю»; «Мне приходится иногда лгать»; «Я иногда чего-то боюсь»; «Я вынужден считаться с другими»; «Я случается опаздываю и т.п.

   Разумеется, не существует идеальных людей, и взрослый человек, особенно педагог, знакомый с педагогическими исследованиями достаточно мудр, чтобы при случае заметить подвох подобных вопросов и направить исследование в нужное человеку русло. Но с детьми этот простенький тест на правдивость срабатывает, и мы получили следующую картину.

   На основании полученных данных (даются значения по формуле «Среднее статистическое плюс минус Средняя ошибка среднего арифметического») первое, что приходится констатировать, современные девушки (12,8 ; 1,1%) менее искренни чем юноши (8,5 плюс минус 0,7%) В то же самое время юноши менее сообразительны (19,2 плюс минус 1,6%) и чаще затрудняются с ответом чем девушки (11,8 плюс минус 1,0%). Юноши (3,1 плюс минус 0,4%) гораздо более скрытны, предпочитая уклоняться и не обозначать свой выбор, а девушки (1,3 плюс минус 0,1%) более общительны.

   В силу этих причин вероятность получения искренних ответов девушек (74,0 плюс минус 2,0%) представляется большей, нежели у юношей (69,2 плюс минус 7%). Меньшую общую искренность девушек мы объясняем желанием кокетливо заявить о своей независимости. Девушки явно переоценили свои возможности в обществе, когда 27,6% респонденток ответили, что они делают все, что захотят.

   Впрочем, если брать за основу прямой выбор, то как юноши (1,8%), так и девушки (1,3%) погрешили против истины незначительно, выбрав абсолютно лживый ответ: «Я никогда не обманываю». К счастью, так практически поступают лишь один из ста. Это убеждает нас, что при разговоре ученики способны давать правдивые ответы на многие вопросы школьной жизни. Наш вывод подтвердили и математические результаты исследования, такие как - среднее статистическое, дисперсия, стандарт плюс минус, средняя ошибка среднего арифметического плюс минус.

   Причем большую правдивость ответов демонстрируют ученики выпускных классов 9 и 12, нежели промежуточные классы. То есть приближающаяся независимость от школы делает детей правдивее. Математически это выглядит так: вероятность получения искренних ответов: 73,6% (9 классы); 65,2% (10 классы); 72,7% (11 классы); 76,0% (12 классы).

   Если перевести эту математическую белиберду на понятный язык, мы предлагаем при разговорах по душам учителям не обольщаться: примерно треть учеников класса вам будут лгать, но ко многому, сказанному учениками, учителю следует и прислушаться, не полагаясь на высокую личностную оценку своих ощущений педагогического опыта. Иными словами, мы являемся сторонниками подавления непререкаемого педагогического самолюбия и налаживания вербальных контактов с учениками по поводу собственного педагогического мастерства.

===   Интраперсональный уровень воспитательной реальности ===

   Если ученик достаточно правдив, становится возможным осторожно выяснить особенности перцептивной (у Лейбница - смутное и бессознательное восприятие противоположное ясному осознанию - апперцепции стороны воспитательной реальности).

   Перцепция методом рефлексии (обращение назад, осмысление своих собственных действий и их законов) будучи формой чувственного отражения предмета помогает отличить и ощутить себя как целое, выделить в себе некое информативное содержание, адекватное цели действия, сформировать собственный чувственный образ.

===   Формирование своего чувственного образа  ===

   Из множества вариантов мы выбрали два прямых вопроса, понятных ученику: чувственный - любит ли себя ученик; более информативный и скорый, заставляющий задуматься - плох или хорош ученик?

   Полученные результаты вызвали беспокойство, т.к. достаточно много (6,9% плюс минус 2,9%) учеников испытывают нелюбовь к себе и чувство неполноценности.
 
   Отношение учеников к себе нам представляется достаточно важным: роль подавленной личности на подмостках педагогического бытия непредсказуема: ее реакция может быть адекватной и неадекватной, бурной во зло обществу и тихо вынашиваться себе во зло.

   Кроме того оказывается, что достаточно простые вопросы («Я себя не люблю»; «Я плохой»», на которые зрелая личность в состоянии достаточно легко ответить – да или нет, вызывают у старшеклассников затруднения (56,9 плюс минус 5,4%) и лишь немногим более трети (35,0 плюс минус 3,2%) могут решиться дать позитивный ответ.

   Достаточно многие, преимущественно юноши, предпочли вообще уклониться от ответа. Но если сравнивать результаты юношей и девушек, то они примерно одинаковы. Однако вычисление средней ошибки разности результатов исследования позволяет сделать вывод о достоверности полученных различий между юношами и девушками в двух случаях: когда дело касается затруднений с ответом, или же уклонения от него, юноши превосходят девушек в гораздо большей степени.

   Если половые признаки не позволили нам обнаружить достоверных различий, то налицо корреляция между возрастом учеников и их отношением к себе. Следует упомянуть о сильной прямой положительной корреляции (плюс 0,860) между позитивным отношением к себе по мере приближения выпуска из средней школы, одновременно наблюдается обратная средняя связь (минус 0,690) между возрастом и затруднениями с самооценкой.

   Таким образом, подтверждается тезис о том, что оценить свое отношение к самому себе ученику младшего возраста достаточно затруднительно. Одновременно с возрастом приходит большая уверенность и самолюбие. Менее повезло тем, кто с ранних юношеских лет испытал боль самобичевания и унизительное чувство собственной ущербности: с возрастом их мнение о себе улучшается незначительно (r= 0.119).

   В двух случаях (позиции негативных и позитивных вариант) между юношами и девушками не имеется достоверных различий, в двух случаях (позиции затруднение с ответом и уклонение от ответа) достоверные различия выявлены: юноши чаще затрудняются с ответом и уклоняются от ответа нежели девушки.


Рецензии