1945 январь Освобождена Варшава

17 января 1945 г.  Польша: освобождена Варшава – вернее ее руины

17 января 1945 г.  войсками 1-й армии Войска Польского освобождена Варшава, следом вошли войска маршала Жукова. Город стоял в руинах, населения практически не было.

М.Тымовский, Я.Кеневич, Е.Хольцер «История Польши», М., «Весь мир», 2004:

В 1943 г. гитлеровцы сравняли с землей территорию Варшавского гетто. Новые разрушения произошли во время Варшавского восстания. После капитуляции повстанческих  сил оставшееся население,  около 600 тыс. человек,  было изгнано нацистами из Варшавы, и в течение нескольких последующих месяцев опустевший город подвергался методичному уничтожению. Было разрушено около 80% зданий, сожжены архивы, библиотеки, большая часть музейных собраний. Лишь 17 января 1945 г. Красная армия и сражавшаяся рядом с ней Первая армия Войска Польского вступили в город, представлявший собой сплошные руины.

В.Никольский «ГРУ в годы Великой Отечественной войны», М., Эксмо, 2005:

«17.01.1945 г. войска 1-го Белорусского фронта освободили Варшаву. Столица Польши лежала грудой развалин. В бывшем большом европейском городе вряд ли осталось несколько десятков домов, годных для жилья. Памятники, музеи, театры — все было уничтожено, очевидно, специальными подрывными командами, так как от артобстрела и бомбежки с воздуха, как было установлено позже, пострадала лишь часть строений.»

17 января 1945 г. Будапешт: решающий штурм Пешта, немцы ушли за Дунай, ночным ударом освобождены узники гетто, арестован «дипломат» Рауль Валленберг

А.Васильченко «100 дней в кровавом аду. Будапешт..», М., 2008:

«17 января на Пештской стороне началось решающее сражение. В 19 часов 35 минут Пфеффер-Вильденбрух все-таки получил разрешение покинуть восточную часть венгерской столицы (собственно Пешт). Речь велась уже о том, чтобы слить немецкие части, которые располагались в Буде и Пеште. При этом было чудом, что немцы в течение одного дня смогли перекинуть бронированную технику по почти разрушенным мостам в Буду. В тот же день немцами был взорван Эржебетский мост. Они опасались, что он попадет в руки советских солдат.»

В Будапеште советскими войсками задержан и арестован по подозрению  в шпионаже швед, имевший дипломатический паспорт,  волновой герой Рауль Валленберг. Его история впереди (см. 17 июля 1947 г.).

Л.Безыменский «Будапештская миссия», 2001:

«17 января 1945 года заместитель народного комиссара обороны генерал армии Николай Булганин отдал шифровкой следующее распоряжение командующему Вторым Украинским фронтом: "Обнаруженного в восточной части Будапешта по улице Бенцур Валленберга арестовать и доставить в Москву. Соответствующие указания контрразведке Смерш даны".» 

Советская армия неожиданным ночным штурмом освободила Будапештское гетто.

Цезарь Солодарь «Дикая полынь», 1986:

17 января Герой Советского Союза генерал Афонин приказал осуществить удар в сторону гетто. Удар непременно требовался внезапный. Жестокость врага была известна: он не оставлял живыми своих узников. В одном городке под Будапештом фашисты расстреляли  из пулеметов много тысяч узников гетто перед самым приходом Советской Армии. Медлить было нельзя. Ночью наши саперы перерезали все кабели и провода, ведущие в гетто - ведь через них могли быть приведены в действие взрывные механизмы. Рано утром 18 января наши солдаты гранатами уничтожили пулеметные гнезда фашистов и взломали стену гетто. Фашисты не успели осуществить свой зверский замысел. Но сопротивление оказывали. Большинство из наших людей, кто освобождал будапештское гетто, погибли в последующих боях за венгерскую столицу.

17 января 1945 г. Германия: Гитлер диктует волновому герою Риббентропу меморандум для Запада

«История США», М., Наука, 1983:

«17 января (1945) Гитлер продиктовал Риббентропу (см. 18 апреля 1893 г.с.с.) основные положения «мирных предложений» Западу. Через день после некоторых уточнений они были представлены как «меморандум Риббентропа» и одобрены фюрером. Здесь повторялся миф «о советской угрозе» для европейской цивилизации. «Меморандум Риббентропа» был отправлен в германские посольства в Берне, Стокгольме, Дублине, Лиссабоне и Мадриде для передачи британским дипломатам. Через неделю в столицы этих государств были направлены наиболее опытные дипломаты для установления контактов с официальными представителями Великобритании. Но «мирный» зондаж гитлеровской дипломатии провалился.»

18 - 19 января 1945 г. Польша+Пруссия+Венгрия: диверсия в Кракове, наступление в Силезии, прорыв в Пруссии, танковое контрнаступление немцев на Будапешт

• Наступление в Силезии. В  здешнем Ягелонском замке, древней резиденции польских королей, немцы устроили огромный склад боеприпасов, советские разведчики устроили диверсию. Взрыв прогремел 18 января 1945 г. рано утром. Краков был спасен. 19 января в Краков вошли советские войска.

по сайту www.izvestia.ru:

интервью Алексея Ботяна – организатора взрыва замка в Кракове:

«О (Ботян): Изначально задача состояла в другом. Требовалось обеспечить беспрепятственное наступление Красной Армии. Каждый день на немцев нападали, устраивали засады, взрывали поезда где только можно - южнее и восточнее Кракова. Нам помогали польские партизаны. В конце 1944 года моя группа случайно захватила инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта - поляка Зигмунда Огарека. При нем - карты оборонительных сооружений Новы-Сонча.
Выяснилось, что в здешнем Ягелонском замке, древней резиденции польских королей, немцы устроили огромный склад боеприпасов. Завезли вагонами взрывчатку, снаряды, фаустпатроны. Собирались заминировать мосты через реку Дунаец, Рожновскую плотину и культурные памятники Кракова. И при отступлении - взорвать. В результате все было бы затоплено, и Красная Армия не прошла бы.
в: Словом, вы решили уничтожить сам замок?
О(Ботян): Исторический памятник, конечно... Но что еще оставалось? Перевербованный нами Огарек нашел польского коммуниста, который под видом грузчика внес в замок мину и вложил ее в штабеля со снарядами. Взрыв прогремел 18 января 1945 года рано утром. Гитлеровцев погибло - сотни. По уцелевшим мостам, по незатопленной местности Красная Армия беспрепятственно вошла в Краков. Его спасение - самое важное, что я сделал в жизни.»

Не дожидаясь взятия Кракова, немцы из Силезии уезжают на запад, но наступление русских стремительно и вскоре они догоняют беженцев.

Герберт фон Дирксен «… Двадцать лет германской внешней политики», 1948:

Русское вторжение. Ждать нам пришлось недолго. Поскольку уже в первых числах января мы узнали, что грандиозное русское наступление стало неизбежным. Сталин пригрозил по радио, что прорвет германский фронт и вторгнется в Германию для того, чтобы нанести ей смертельный удар. В Берлине, где я читал лекции, 9 января даже в высших партийных кругах, как мне сообщили, царила сильная тревога. Я уже собрался возвращаться домой, когда 12 января в армейском бюллетене появилось сообщение о начале наступления и первых важных успехах врага. Спустя несколько дней, 18 января, появились первые беженцы с восточной границы Верхней Силезии, которой в первую очередь угрожал русский удар с Барановского плацдарма. Это была хорошо организованная колонна, с лошадиными упряжками, тащившими фуры с багажом, тракторами, рабочими. Все они пришли из имения моего старого друга фон Рейнерсдорфа, с которым я несколько месяцев назад обсуждал опасность русского прорыва. Их было тридцать или сорок человек. На следующий день явилась жена генерала с детьми и родственниками - друзья моей племянницы. Им пришлось бросить дом в Ольсе, в 30 километрах к юго-востоку от Бреслау, когда на сборы у них оставалось час времени. Так что русское наступление оказалось чрезвычайно стремительным.

•18 января 1945 г. прорвана оборона в Восточной Пруссии. Через 12 дней мы у стен Кёнигсберга.

•18 января 1945 г. немецкие войска нанесли танковый удар между Балатоном и Баконским лесом и вышли к Дунаю, пытаясь деблокировать Будапешт.

Толубко «Неделин»:

Гитлеровцы намеревались прорвать нашу оборону между озерами Веленце и Балатон и стремительным броском к Дунаю рассечь войска фронта на изолированные части, а затем, повернув на север, выйти к Будапешту. Наступление противника началось утром 18 января (1945) там, где его не ожидали. Удар приняли на себя соединения 135-го стрелкового корпуса генерал-майора П.В.Гнедина. После недельной передышки снова развернулись ожесточенные, кровопролитные бои. Благодаря внезапности нападения противник прорвал оборону и утром 20 января достиг Дуная в районах Дунапентеле и Адонь. Отдельные танковые подразделения фашистов появились на подступах к Дунафельдвару, где находился штаб фронта, охраняемый лишь одной батареей 45-мм противотанковых пушек. 3-й Украинский фронт был расчленен на две группировки. Положение осложнялось еще и тем, что накануне сильный ледоход неожиданно снес все понтонные переправы через Дунай.

19 января 1945 г. кино: родился Вадим Абдрашитов - кинорежиссер

19 января 1945 г. родился Вадим Абдрашитов – советский  и российский кинорежиссер. С 1973 г. снял всего 12 фильмов. Кино волнового героя Абдрашитова, что называется «на любителя».  Наиболее известны его фильмы 80-х годов 20-го века:  Парад планет (1984 г.), Плюмбум, или Опасная игра (1986).

19 января 1945 г. СССР: Сталин приказом требует не допускать грубого отношения к немецкому населению

С.Семанов, В.Кардашов «Иосиф Сталин: Жизнь и наследие»:

«Продолжались боевые действия и на территории Восточной Пруссии. В первые дни были отдельные факты нарушения норм поведения. Необходимо было пресечь это. 19 января 1945 года народный комиссар обороны отдал приказ, в котором требовал не допускать случаев грубого отношения к немецкому населению. Красная Армия, говорилось в приказе, ведет войну не против немецкого народа, она взялась за оружие, чтобы разгромить агрессора и уничтожить в Германии фашизм и милитаризм, принесшие так много несчастья соседям Германии да и самому немецкому народу. В отличие от гитлеровских захватчиков, сеявших смерть и разрушения на оккупированной земле, воины Красной Армии должны вести себя с достоинством и честью.»

19 января 1945 г. Польша+Венгрия: взят город Лодзь, начался героический бросок моторизированной группы полковника Есипенко из 5-й ударной армии на Одер, высажен десант на остров Маргит в Будапеште

19 января 1945 г. советские войска освободили город Лодзь. Передовой отряд 5-й ударной армии волнового героя генерала Берзарина (см. 19 марта 1904 г.с.с.) совершил молниеносный танковый прорыв к Одеру.

Н.Яковлев «Маршал Жуков (Страницы жизни)» М.,«Роман-газета», 1986:

Особенно запали ему в память подвиги передового отряда 5-й ударной армии: 90 танков, 12 самоходных  орудий, 42 орудия и миномета, 12 "катюш" и стрелковый полк на 300 автомашинах. Командир отряда полковник X. Ф. Есипенко мудро построил свою "маленькую армию на колесах", замыкали колонну тяжелые танки. Он рассудил, что враг не поспеет остановить отряд, но попытается наверстать упущенное - догнать и ударить с тыла. 19 января (1945) Есипенко выступил. За пять суток отряд прошел почти четыреста километров. 400 огненных  километров! Почти на всем протяжении марша - схватки с гитлеровцами, - и вот пересечена граница Германии. Сопротивление врага резко усилилось, а в городе Фридеберг отряду устроили ловушку. Стоило танкам втянуться в предательски тихий город, как притаившиеся гитлеровцы бросились со всех сторон на мужественных воинов. Они рассчитывали, что Есипенко отойдет назад, навстречу подходившим главным силам. Но случилось то, что гитлеровцы и представить себе не могли - Есипенко вырвался на запад и пошел к Одеру! "Хотя потери были не очень большими, - писал об отряде Есипенко член Военного совета 5-й ударной армии генерал Ф.Е. Боков, - люди устали. Бессонные ночи, постоянное напряжение давали о себе знать, и бойцы засыпали при первой возможности. Однако у них хватило выдержки, чтобы выполнить еще один приказ командира отряда: сберегая силы, миновать Ландсберг, обойти его с севера и, совершив  семидесятикилометровый бросок", выйти 31 января к Одеру. Установив взаимодействие со 2-й гвардейской танковой армией,  воины Есипенко в пешем  строю по тонкому льду перешли Одер. Вскоре наладили переправу тяжелой техники и захватили небольшой плацдарм. Появление наших танков в каких-нибудь 68 километрах от Берлина оказалось для немцев громом среди ясного неба. Ошалевший начальник железнодорожной  станции обратился к Есипенко с просьбой отправить поезд на Берлин, на что с подчеркнутой вежливостью полковник ответил: "Сожалею, господин начальник станции, но сделать это невозможно. Придется пассажирское сообщение с Берлином на незначительное время прервать, ну хотя бы до окончания войны". Немая сцена, конец  которой положил гомерический хохот бойцов и командиров, столпившихся вокруг. В замасленных комбинезонах, полушубках, измученные, с покрасневшими, ввалившимися глазами, они были безмерно счастливы. А рядом стояли танки и самоходки, на которых они были готовы продолжить марш на Берлин. В ночь на 2 февраля на Одер вышли части 1-й гвардейской танковой армии. К 1500 2 февраля передовые танковые бригады  армии  форсировали Одер. 3 февраля реку в районе Геритц форсировали части 8-й гвардейской армии.

А.Васильченко «100 дней в кровавом аду. Будапешт..», М., 2008:

«Советские войска с начала января 1945 года пытались взять этот остров, расположенный по течению Дуная в северной части Будапешта. Но все попытки были безуспешными. Защитники острова пулеметным огнем топили все подплывавшие к нему надувные лодки и скашивали плоты. Тем не менее, 19 января советскому десанту удалось высадиться на острове и закрепиться в его северной части у бетонных сооружений недостроенного моста Арпад.»

19 января 1945 г. Польша: генерал «Термит» распустил Армию Крайовы

19 января 1945 г. на железнодорожной станции в городе Ченстохова, для того, чтобы лишить НКВД предлога для репрессий и по поручению правительства в эмиграции (Лондон) от 16 ноября 1944 г., генерал  Армия Крайовы (А.К.) «Термит» (Леопольд Окулицкий) - издал приказ, по которому распустил А.К. и освободил солдат А.К. от присяги. Большая часть подразделений А.К. приказу «Термита» от 19 января 1945 г. не подчинились и продолжили борьбу с советскими войсками и украинскими националистами.

19 января 1945 г.  СССР представил США соглашение о пленных

Н.Толстой «Жертвы Ялты»:

Впервые Дж. Дин встретился со своими советскими коллегами через месяц, или, как он уточняет, "более чем  через шесть месяцев  после моего первого обращения по этому вопросу в Ставку верховного командования"40. На этой встрече, состоявшейся 19 января  1945 года, Дж. Дину был представлен проект советского соглашения; на следующий день такой же проект  получило английское посольство. В нем говорилось, что освобожденных  "граждан" необходимо собирать вместе в определенных местах, обеспечивать их содержание и немедленно извещать правительства заинтересованных стран  относительно освобождения и местопребывания их подданных. Предусматривались также допуск представителей по репатриации "в концентрационные лагеря и другие пункты содержания этих пленных" и "по возможности скорейшая репатриация этих лиц". На первый взгляд, текст проекта казался представителям обоих западных союзников вполне разумным, требовалось лишь несколько незначительных поправок. По словам Дина,  "это было хорошее соглашение, но оказалось, что для Советов это всего лишь листок бумаги".


Рецензии