1945 февраль Смертельно ранен Иван Черняховский

17 февраля 1945 г. СССР: Сталин утверждает новый состав Ставки - это четыре волновых героя – Сталин, Антонов, Жуков, Василевский и генерал Булганин

А.Боханов «История России с др. вр. до конца XX века», М., АСТ, 2001:

17 февраля 1945 г. ГКО утвердил Ставку в следующем составе: Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, начальник Генштаба генерал армии А.И. Антонов, заместитель наркома обороны генерал армии Н.А. Булганин, маршалы Г.К. Жуков и A.M. Василевский.

17 февраля 1945 г. Германия: контрудар Венка в Померании у Штаргарда, Жуков и Сталин останавливают наступление и переходят к обороне, ночью уснул за рулем  и разбился сам генерал Венк

17 февраля 1945 г. в Померании от Штеттина и Штаргарда группировка генерала Венка наносит фланговый удар по наступающим на Берлин советским войскам, волновой герой маршал Жуков предлагает остановить наступление и перейти к обороне, Сталин его поддерживает и останавливает войска. Немцы получают передышку на 2 месяца (см. 17 - 18 апреля 1945 г.). Остановка на Одере по разному воспринималась советскими генералами, в частности волновой герой генерал Василий Чуйков (см. 18 марта 1982 г.) считал, что Берлин можно было взять еще в феврале, не давая немцам укрепить оборону. За это мнение его специально «прорабатывали» в Москве в день похорон Сергея Королева (см. 17 января 1966 г.). Ни Жуков, ни Чуйков, ни Штеменко не пишут о главном факте из этого дня – 17 февраля 1945 г. разбился в автокатастрофе и был госпитализирован руководитель наступления немцев – волновой герой генерал Венк (см. 18 сентября 1900 г.н.с.).

Сергей Штеменко «Генеральный штаб в годы войны», 1975:

События, однако, развернулись по-иному. Уже 17 февраля из района Штаргарда противник предпринял сильный контрудар по войскам 1-го Белорусского фронта и потеснил их к югу на 8-12 километров. Поскольку 2-й Белорусский фронт мог успешно действовать лишь через неделю, не исключалась возможность появления на этом же направлении части сил 2-й немецкой армии. Враг имел реальную возможность использовать ее для развития удара во фланг и тыл нашим армиям, нацеленным на Берлин. Опасность эта еще более усугублялась тем, что 1-й Белорусский фронт как раз в то время производил перегруппировку. Учитывая создавшееся положение, Г. К. Жуков 20 февраля доложил в Ставку о необходимости временного перехода к жесткой обороне по всему 1-му Белорусскому фронту, в том числе и на Одере. До начала наступления войск 2-го Белорусского фронта он намеревался изматывать врага, а затем частью сил нанести удар на Голлнов, чтобы отрезать немецко-фашистскую группировку в Восточной Померании от остальной Германии. При наличии же успеха у К. К. Рокоссовского предлагалось перейти в наступление всеми силами правого крыла 1-го Белорусского фронта в северо-западном направлении и совместными усилиями со 2-м Белорусским фронтом полностью уничтожить врага в Восточной Померании. Соображения Г. К. Жукова были внимательно рассмотрены, и Верховный Главнокомандующий утвердил их к исполнению.

Г.Гудериан  «Воспоминания немецкого генерала», М., «Центрполиграф», 2005:

«после вечернего собрания у Гитлера 17 февраля Венк, видя, что его шофер устал, сел за руль сам, он был переутомлен, уснул и въехал в ограду моста на шоссе Берлин-Штеттин. Он сильно разбился и был отправлен в госпиталь. Без Венка атака захлебнулась и так и не смогла больше набрать прежний ход»

17 февраля 1945 г. космос: ракетчики Дорнбергер и Браун эвакуируются из Пенемюнде в Баварские Альпы

Борис Черток «Ракеты и люди», 1996:

Восточный фронт гитлеровского рейха разваливался. После награждения руководители Пенемюнде не получали никаких приказов и начали самостоятельно готовиться к эвакуации. Все оборудование и документация были упакованы в ящики, на которых значился индекс «EW». В сопроводительных документах значилось, что это имущество Elektrotechnische Werke (электротехнического завода). Автомобильные колонны и железнодорожные эшелоны со специалистами, архивами и оборудованием, возглавляемые Дорнбергером и фон Брауном, покинули остров Узедом 17 февраля 1945 года. Эвакуация производилась в район Нордхаузена, Бляйхероде, Зангерхаузена, Леестена, Витценхаузена, Ворбиса и Бад-Сакса. Основные архивы с результатами тринадцатилетних исследований и работ были спрятаны в штольнях «Миттельверка» и калийных шахтах. Основная группа руководителей Пенемюнде направилась в Баварские Альпы.

17 февраля 1945 г. Будапешт:  прорыв и гибель немецко-венгерского гарнизона

А.Васильченко «100 дней в кровавом аду. Будапешт..», М., 2008:

«17 февраля 1945 года очистка Будапешта от немецких солдат полностью закончилась. Уже двумя днями ранее советское командование квалифицировало прорыв как военную операцию, которой закончилось сражение за Будапешт. В целом Красная Армия взяла в плен 22350 солдат и офицеров. К началу прорыва в распоряжении Пфеффера-Вильденбруха имелось 43900 человек. Четыре дня спустя почти все они были убиты или взяты в плен. По приблизительным подсчетам, в это время еще около 3 тысяч солдат скрывалось в горах. Как уже говорилось выше, немецкой линии фронта смогли достичь около 700 человек.»

18 февраля 1945 г. Пруссия: смертельно  ранен  генерал Иван Черняховский

18 февраля 1945 г. на окраине города Мельзак в Восточной Пруссии (Пененжно, Польша) генерал Иван Черняховский был смертельно ранен осколками снаряда и в тот же день скончался. Ему было 37 лет.

Шарипов «Черняховский»:

Утром 18 февраля (1945) Черняховский снова выехал на передовую, теперь уже в боевые порядки соединений 3-й армии генерала Горбатова. Комаров позвонил командиру корпуса, в который они собирались ехать, чтобы тот выслал навстречу офицера связи. На восточной окраине города Мельзак их встретил молодой майор. По району командного пункта корпуса противник вел методический артогонь. Машина Черняховского следовала за машиной майора из штаба корпуса. Кажется, тот не очень уверенно ориентировался в обстановке. Не успели проехать и двух километров, как позади машины Черняховского разорвался снаряд. Один из осколков, пробив заднюю стенку машины и сиденья, в спину ранил командующего, повредил правую руку водителя и застрял в приборном щитке. Старшина Виноградов, превозмогая боль, остановил вездеход.

18 февраля 1945 г. Австрия: зверства фашистов в Маутхаузене, в числе 500 мучеников погиб генерал Карбышев

18 февраля 1945 г.  в концлагере Маутхаузен, Австрия, фашисты  провели зверскую акцию – около 500 заключенных заморозили заживо – обливали водой. В их числе мученически погиб  генерал Дмитрий Карбышев.

19 февраля 1945 г. война на Тихом океане: бои на Иводзима, американцы впервые активно применяют напалмовые бомбы, японский флот не помогает защитникам – нет топлива

19 февраля 1945 г. две дивизии американской морской пехоты начала высадку на маленьком вулканическом острове Иводзима – на полпути от Марианских островов к Японии – здесь была японская авиабаза, с которой японцы мешали началу планомерных бомбардировок Японии. Ценой жизней более 6.800 морских пехотинцев американцы (была десантирована и третья дивизия, т.к. японцы сражались до последнего и погибли все – около 21.000 чел.)  к 16 марта захватили этот клочок суши в океане (менее 30 кв. км). 
С 17 марта 1945 г. остров стали готовить для американских бомбардировщиков B-29. За следующие  5 месяцев более чем 2.000 бомбардировщиков смогли высадиться на острове.

Честер Нимиц, Элмер Поттер «Война на море (1939-1945)»:

В день высадки 19 февраля корабли артиллерийской поддержки перешли от методичного огня на разрушение к быстрому нейтрализующему огню, чтобы загнать обороняющиеся войска под землю. После того как свыше 100 самолетов 58-го оперативного соединения с ревом прошли над островом, ведя огонь из ракетных установок и пулеметов и сбрасывая фугасные и напалмовые бомбы, флот возобновил обстрел с моря. К исходному рубежу уже приближались около 500 высадочных катеров, на которых находилось восемь батальонов из состава 4-й и 5-й дивизий морской пехоты. В 08.30 первая волна десанта - 68 бронированных амфибийных машин - направилась к берегу. В этот момент артиллерия кораблей перенесла огонь, создавая перед фронтом и на флангах высаживающихся войск подвижную и неподвижные огневые завесы. Более 50 бронекатеров подошли к берегу для обеспечения непосредственной поддержки.

Тамеичи Хара «Одиссея самурая, Командир японского эсминца»:

19 февраля 1945 года, после мощной предварительной бомбардировки, американцы начали вторжение на остров Иводзима. Ни один японский корабль не был послан, чтобы отразить десант противника всего в 700 милях от острова метрополии.
19 февраля 1945 г. поп-музыка: родился Юрий Антонов – певец, композитор
19 февраля 1945 г. родился Юрий Антонов - певец, композитор. Юрий Антонов – яркая звезда советской эстрады. Большинство своих песен написал в 70-80 гг. 20-го века, но песни его до сих пор известны – и заслуженно. Родился Антонов в особый день - день культурного отдыха раненого бойца (см. далее).

19 февраля 1945 г. Москва: прошел день культурного отдыха раненого бойца

По газете  «Советское искусство», 1945 г., 23 февраля:

«19 февраля. Артисты столицы провели день культурного отдыха раненого бойца. Коллектив МХАТа дал 65 концертов, коллектив Малого театра организовал около 100 выступлений. В спектаклях и концертах для раненых бойцов приняли участие артисты Камерного театра, Большого театра Союза ССР (три бригады), Театра имени Евг. Вахтангова.»

19 февраля 1945 г. Москва: в центральную тюрьму НКГБ доставлен  Солженицын
Для Солженицына 19 февраля1945 г.  день также особый – начало его эпопеи в ГУЛаге.

Сараскина «Александр Солженицын»:

19 февраля 1945 года, вечером в понедельник, на одиннадцатый день после ареста, спецконвой из трёх смершевцев (офицер и два солдата) доставил арестанта в центральную тюрьму НКГБ. «Я должен был выбирать кратчайшую дорогу к тюрьме, я сам должен был привести их на Лубянку, на которой они никогда не были (а я её путал с министерством иностранных дел)». Раздевание догола, ощупывание, стрижка волос на голове и в местах их скопления на лице и теле, снова одевание (в свою одежду без пуговиц и застёжек), опять раздевание и опись особых примет, измерение роста, помывка, прожарка, фотографирование, отпечатки пальцев… Весь этот приёмный конвейер изматывает и подавляет, хотя с точки зрения тюрьмы, процедуры подчиняются внятной логике и давно заведенному порядку: предварительный обыск, установление личности, приём под расписку, основной обыск, 1 санобработка, запись примет и медосмотр. Бессонная ночь с 19 на 20 февраля тянулась бесконечно, во многих боксах и многих коридорах, на пустых лестницах и лестничных площадках, при мёртвой тишине, приучавшей арестанта быть покорным исполнителем тюремного режима.

19 февраля 1945 г. авиация: 1-й полет «Диска Белонце» на двигателе Шаубергера

С.Славин «Секретное оружие третьего рейха», М., Вече, 1999:

«Принцип действия своего двигателя изобретатель держал в строжайшей тайне. Известно лишь одно: принцип его действия основывался на взрыве, а при работе он потреблял лишь воду и воздух. Машина, получившая кодовое наименование "Диск Белонце", была окольцована установкой из 12 наклонных реактивных двигателей. Они своими струями охлаждали "взрывной" двигатель и, всасывая воздух, создавали сверху аппарата область разрежения, что способствовало его подъему с меньшим усилием. 19 февраля 1945 года «Диск Белонце» совершил свой первый и последний экспериментальный полет. За 3 минуты летчики-испытатели достигли высоты 15 000 метров и скорости 2200 километров в час при горизонтальном движении. Он мог зависать в воздухе и летать назад-вперед почти без разворотов, для приземления же имел складывающиеся стойки. Аппарат, стоивший миллионы, в конце войны был уничтожен. Хотя завод в Бреслау (ныне Вроцлав), где он строился, и попал в руки наших войск, это ничего не дало. Шривер и Шаубергер избежали советского плена и перебрались в США. В письме к другу в августе 1958 года Виктор Шаубергер писал: "Модель, испытанная в феврале 1945 года, была построена в сотрудничестве с первоклассными инженерами-специалистами по взрывам из  числа заключенных концлагеря Маутхаузен. Затем их увезли в лагерь, для них это был конец. Я уже после войны слышал, что идет интенсивное развитие дискообразных летательных аппаратов, но, несмотря на прошедшее время и уйму захваченных в Германии документов, страны, ведущие разработки, не создали хотя бы что-то похожее на мою модель. Она была взорвана по приказу Кейтеля".»

Рассказ Шаубергера частично подтверждается мнемонически – он сообщает, что диск был создан при помощи специалистов из «концлагеря Маутхаузен. Затем их увезли в лагерь, для них это был конец.» Именно 18 февраля 1945 г. (см.) в Маутхаузене фашисты зверски уничтожили 500 узников, в т.ч. генерала инженерно-технической службы Карбышева.

19 февраля 1945 г. Германия: волновой герой Бернадотт встретился с Гиммлером

Вальтер Шелленберг «Мемуары (Лабиринт)», Кёльн, 1959:

«Встреча между графом Бернадоттом (см. 17 сентября 1948 г.) и Гиммлером состоялась через два дня, 19 февраля 1945 года, в Хоэнлихене. По дороге туда я еще раз напомнил графу об особенностях характера Гиммлера и дал ему несколько советов относительно ведения предстоящих переговоров. Я знал, что Гиммлер никогда не согласится с просьбой Бернадотта об освобождении датских и норвежских пленных, и в качестве компромисса предложил собрать всех заключенных в сборном лагере в Северной Германии. Это предложение было одобрено обеими сторонами. На Гиммлера, казалось, произвела огромное впечатление встреча с Бернадоттом: он поручил мне взять на себя контроль за выполнением принятых решений, а также поддерживать и в дальнейшем тесный контакт с графом. Кроме того, я должен был сообщить Риббентропу об основных вопросах, обсуждавшихся на переговорах, и о достигнутом соглашении, чтобы он мог официально уведомить об этом графа. Прежде всего о результатах переговоров я сообщил Кальтенбруннеру и Мюллеру, поскольку оба они отвечали за полицейские меры в отношении заключенных. Кальтенбруннер обрушился на меня с упреками, говоря, что я оказал на Гиммлера слишком сильное влияние, встав на сторону Бернадотта. Вся идея сама по себе, сказал он, целиком утопична — где ему напастись бензину и транспортных средств, чтобы собрать заключенных, разбросанных по всей Германии. Кроме того, намеченный для сбора норвежцев и датчан лагерь Нойенгамме переполнен. Всегда одно и то же — как только людям, которые сами себя считают государственными деятелями, удается уговорить Гиммлера, получается одна бессмыслица.»


Рецензии