Тост Сталина на банкете 24 июня 1945 года

24 мая 1945 года на приёме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в честь командующих советскими войсками Сталин во время застольной речи произнес свой знаменитый тост – посвящение русскому народу.

Никаких фото- и видеосъёмок этого банкета не проводилось, по этическим соображениям: вся страна голодала, лежала в руинах, а тут вдруг – шикарный обед с деликатесами.

Звукозаписи тоже не велось, только стенограмма. Но потом её сильно обработали, для газетных публикаций. В стенограмме этой зафиксирован 31 тост. Из них пять принадлежали Сталину. В официальном отчете осталось 28 здравиц (из них только 2 – сталинские).

В том числе и последняя застольная речь, которую вождь произнёс уже далеко за полночь. Говорить ему, кстати, не давали вообще.

Потому что как только Сталин вставал и пытался говорить, его слова сразу тонули в море аплодисментов (вспоминал участник банкета, знаменитый авиаконструктор Александр Яковлев). Последняя его, получившая широкую известность речь о русском народе постоянно прерывалась шквалом долго не смолкавших оваций, поэтому произнесение тоста заняло почти полчаса.

Последний тост банкета, впоследствии исправленный вождём
Вот текст (в подправленном и официально утверждённом виде):
«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание – как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него ясный ум, стойкий характер и терпение.У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германий и обеспечит нам покой.Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!За здоровье русского народа!»

Что именно было исправлено?
Правки в первоначальный вариант тоста, перед его отправкой в печать, вождь вносил сам. Что же он изменил в своей речи? Это не секрет: сохранился изначальный вариант стенограммы.
Сталин вычеркнул слова: «Я, как представитель Советского правительства»;
Заменил «пью» на «поднимаю тост»;
Заменил «общеполитический здравый смысл» русского народа на «ясный ум и стойкий характер»;
Выбросил слова «ну вас к чёрту» (которые мог бы сказать правительству народ).
Переписал последний абзац, сделав его менее самокритичным. В оригинале было так: «Но русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые 2 года наша армия вынуждена была отступать. Выходило так, что мы не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако, русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся. Вот за это доверие нашему Правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!»

Эта речь Сталина до сих пор вызывает разные толкования: от восторженных до язвительных и критических.

Я не собираюсь ввязываться в этот пустой спор. Тем более, на мой взгляд, ничего сверхъестественного не произошло. Сталин и до войны не раз провозглашал здравицы всем в честь русского народа, благотворную и объединительную роль которого в истории всегда подчёркивал. Даже в нашем гимне пелось: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь».

Ещё в 1935 году партия официально осудила свою предшествующую идеологию, основанную на национальном нигилизме и «мировой революции», и быстро заткнула рот всем, кто по старой привычке продолжал хаять «темноту и отсталость» русского народа в дореволюционные времена.

А по итогам приёма 24 мая 1945 года художник М.И. Хмелько написал большую парадную картину под названием «Тост за великий русский народ», за которую получил Сталинскую премию.


Рецензии