Москва Лаврушинский Третьяков Суриков

Едем дальше по Ордынке. Направо будет Толмачевский и Лаврушинский переулки, а там – Третьяковская галерея. Далее я расскажу о переулке, основателе галереи и художнике.
Лавру;шинский переу;лок (в XVI и XVII веках — Попко;ва улица, Лавро;ва улица) — пешеходный переулок в районе Якиманка Центрального административного округа города Москвы. Проходит от Кадашёвской набережной до Большого Толмачёвского переулка. Нумерация домов от Кадашёвской набережной. Чётную сторону переулка занимает Государственная Третьяковская галерея.
Происхождение названия переулка весьма тривиально - назван в XVIII веке по имени домовладелицы Лаврушиной.
История. Село Кадашёво, известное по письменным источникам 1504 года (духовная грамота Ивана III), к началу Смутного времени выросло в крупнейшую слободу Замоскворечья. С 1613 года здесь возникают ткацкие («хамовные») производства; в 1622—1623 царские грамоты закрепили особенное, привилегированное положение кадашёвских ткачей. Хамовный двор, стоявший в начале современного Старомонетного переулка, отрезал Кадаши от Полянки и Якиманки, способствуя консервации слободского уклада жизни в Кадашах. Интересно, что переулки слободы, в том числе Лаврушинский, проложены не с севера на юг (вдоль современной Ордынки и Полянки), а на юг-юго-восток: именно в этом направлении проходили большие дороги в Серпухов, Коломну и далее в Орду XIII—XVI веков. Современное направление главных улиц района сложилось только после разрушений Смуты, в первой половине XVII века, а слободские переулки сохранили изначальное начертание. Вплоть до 1770-х годов Лаврушинский переулок был тупиковым: он не доходил до Большого Толмачёвского переулка около сотни метров. В начале 1770-х (не ранее 1768) переулок пробили до Большого Толмачёвского, и на перекрёстке к 1777 году была выстроена усадьба Демидовых (перестроена в 1814 после пожара 1812 года).
На нечётной стороне:
- № 3/8 — Приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова (1910—1912, архитектор Н. С. Курдюков, инженер Н. Егоров). Выстроен двухэтажным, в 1930-х годах надстроен до 4-х этажей. Здесь жили семьи художников В. И. Россинского, Н. А. Клодта, К. К. Первухина, К. А. Савицкого, А. К. Саврасова и других художников.
- № 17 — «Дом писателей» (1937, 1948—1950, архитектор И. Н. Николаев). В Генеральном плане реконструкции Москвы (1935) была заложена идея продолжения Бульварного кольца в Замоскворечье, трасса которого должна была пройти в том числе по Ордынскому тупику и пересечь Лаврушинский переулок. В рамках реализации этой идеи в Замоскворечье были намечены участки для строительства новых зданий по красным линиям проектируемого кольца. Одним из них стал участок на углу Лаврушинского переулка и Ордынского тупика — здесь, на месте флигелей и других построек, было решено возвести жилой дом. Руководству Союза писателей СССР пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться передачи участка, отведённого под строительство, жилищно-строительному писательскому кооперативу «Советский писатель». При этом аренда квартир стоила недёшево: от 8000 до 20000 рублей. Первую очередь дома сдали в 1937 году со значительными недоработками, которые были устранены лишь после Великой Отечественной войны. Тогда же началось строительство второй очереди.
 В доме имели квартиры писатели М. Алигер, А. Барто, Д. Бергельсон, В. Билль-Белоцерковский, М. Бубеннов, П. Вершигора, Н. Вирта, Вс. Вишневский, Ф. Гладков, Н. Грибачёв, И. Ильф, В. Каверин, Э. Казакевич, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Кирсанов, Ф. Кнорре, Н. Луговской, А. Макаренко, Л. Никулин, П. Нилин, Ю. Олеша, Л. Ошанин, Б. Пастернак, К. Паустовский, Е. Петров, Н. Погодин, М. Пришвин, И. Сельвинский, В. Соколов, С. Станде, К. Федин, В. Чивилихин, В. Шкловский, С. Щипачёв, И. Эренбург, А. Яшин, литературные критики О. Литовский, Ю. Юзовский, литературовед Д. Д. Благой, певица Л. Русланова и другие.
- во дворе писательского дома расположены палаты XVII—XVIII веков, которых сейчас находится Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты». Открыты в 2014. Охватывающая несколько залов музея, оснащённая по современным музейным принципам, экспозиция подробно освещает все стороны быта, истории и традиций стрелецкого войска со времён Ивана Грозного до Петра I. Представлено обмундирование, оружие, предметы повседневного использования, мультимедийные и дополнительные материалы. Будет возможность посещу не виртуально, а реально.
На чётной стороне № 10 — старое здание Третьяковской галереи.
Напротив – сквер, в котором в 2006 году соорудили «Фонтан искусств», а также поставили бюст Ивана Шмелева, русского писателя, публициста, православного мыслителя, представителя консервативно-христианского направления русской словесности. Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. В детстве он учился в Шестой московской гимназии в Толмачевском переулке.
Я в начале 60-х годов учился рядом, скверик был, но никаких фонтанов и бюстов не было.

Госуда;рственная Третьяко;вская галере;я — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
После революции 1917 года галерею национализировали, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. В 1985-м Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке была размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века.
По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывала более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век. Музей расположен в здании, построенном в 1906 году, — объекте культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.
Основателем галереи является промышленник и меценат Павел Михайлович Третьяков, происходивший из небогатого купеческого рода. Вместе со своим братом Сергеем они создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход. Впоследствии братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Павел — работами русских художников, а Сергей — полотнами западноевропейских мастеров.
Датой создания галереи считается 1856 год, когда Павел Третьяков приобрёл две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Это не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Коллекционер хотел создать национальный музей, в котором будут представлены работы русских художников. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников.» (Павел Третьяков).
В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на пасхе», написанную Василием Перовым. На полотне изображалась антицерковная сатира — участники крёстного хода показаны выпившими, а их образы примитизированы, — что вызвало вопросы следователя Пречистенской и Хамовнической полицейских частей. В последующие годы в собрание галереи вошли работы художников-передвижников: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна. «Начнём с того, что Павел Михайлович Третьяков собирал исключительно современное искусство. Третьяков покупал не просто произведения, созданные сегодня. Он опережал время – покупал идею». (Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова).
В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу — музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1868-м Третьяков был избран почётным вольным общества Академии художеств, что позволило меценату официально поддерживать малоизвестных мастеров: Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Виктора Васнецова и Владимира Маковского. По совету Льва Толстого, Третьяков купил картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина и «Милосердие» Николая Ге, не одобренные имперскими властями. Это вдохновляло художников не бояться цензуры.
На рубеже 1890-х годов Третьяковская галерея приобрела статус национального музея, частного по принадлежности и общественного по характеру. Это означало, что галерея была открыта для бесплатного посещения для любого посетителя. В это же время Павел Третьяков стал принимать участие в организации государственных мероприятий. Так, меценат решал вопрос о создании отдела русской живописи на международной выставке 1892 года в Париже. В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу. На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи. В его обязанности входил отбор произведений для постоянной экспозиции, приобретение картин на государственные средства, а также решение вопросов о расширении помещений музея. В честь передачи галереи городу в 1894 году Московское общество любителей художеств собрало Первый съезд русских художников, на котором с речью выступил художник Николай Ге.
Формирование коллекции. Основа музейной коллекции сформировалась в 1860—1880-е годы. В 1872—1873 годах Перов написал для Павла Третьякова портреты писателей Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева, историка Михаила Погодина, учёного Владимира Даля, поэта Аполлона Майкова. Портрет Тургенева не понравился Третьякову, который лично знал писателя. «Вы говорите, что у вас впечатления чего-то львиного в фигуре Тургенева. В портрете Репина это есть: но нет того Тургенева, каким мы его знаем, нет того, что есть в портрете Гончарова, т. е. совершенного живого человека как он есть...» (Павел Третьяков) Специально для коллекции Третьяковской галереи в 1873 году Иван Крамской нарисовал портрет Льва Толстого. Для этого художник приехал в Ясную Поляну, однако граф не был настроен на позирование и всячески мешал процессу. Сын писателя Сергей вспоминал, что Крамской смог написать только голову Льва Толстого, остальные части тела и одежду ему пришлось дописывать по памяти. В последующие годы Третьяков заказывал у Николая Ге портреты Александра Герцена, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, историка Николая Костомарова и писателя Алексея Потехина.
В 1884 году в галерею поступила работа Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая, по мнению Третьякова, отражала «крестьянскую реальность» и должна была экспонироваться в отдельном зале. Через несколько лет полотно переместили в общий зал, а Третьяков купил у Репина другие его работы: «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста», в которых художник воплотил образы революционных борцов и деятельность группировки «Народная воля». В это же время в коллекцию Третьяковской галереи вошли работы Василия Сурикова, первая из которых — «Утро стрелецкой казни» — была куплена в 1881 году на IX Передвижной выставке. Позднее Третьяков приобрёл «Боярыню Морозову» и другие полотна Сурикова, за созданием некоторых из них Третьяков следил прямо в мастерской.
Многие работы для Третьяковской галереи приобретались на выставках в оживлённой борьбе за покупку. Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки его картины «Догорающий костёр»: «Наконец настал последний день приема произведений на выставку. Утром пришли два служителя Академии за картиной. Я решил не выставлять ее, сказал, что картина не окончена, но они не захотели слушать меня, почти силой взяли картину с мольберта и унесли. Я так боялся, что не хотел спрашивать, принята ли моя картина. Комиссия музея (Александра III в Петербурге, ныне Государственный Русский музей) постановила приобрести картину, но пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним. Передо мной стоял высокий худой, с впалыми щеками и глазами бородатый человек в сюртуке. Павел Михайлович, как настоящий купец, считал долгом торговаться с художниками, но в данном случае цена невысока, всего шестьсот рублей, а картина большая, в три аршина, да и музейная комиссия тут ходит – он только сказал: «Уж вы мне вместо уступки пришлите картину в Москву за свой счет». Я, конечно, с радостью согласился, это обошлось мне всего в двенадцать рублей.»
В 1890-е годы в фонды вошли работы русских художников-реалистов, которые изображали жизнь русских рабочих. Примером таких произведений стали «Кочегар» Николая Ярошенко, «Шахтёрка», «Смена» и «Шахтёр-тягольщик» Николая Касаткина. В этот же период в музейную коллекцию вошли картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Псковитянка», портрет Петра Чайковского работы Николая Кузнецова и другие. Многие художники приносили в дар Третьяковской галерее свои произведения. Так, в 1894 году Исаак Левитан презентовал галерее работу «Владимирка», Ге — свой портрет, написанный Репиным, Сын Перова — полотно отца «Чаепитие в Мытищах».
Строительство здания. Изначально галерея располагалась в специально выделенных комнатах особняка Третьяковых. В 1859 году братья приобрели более 140 работ из Туркестанской серии картин и этюды Василия Верещагина, из-за чего в особняке не стало хватать места. В 1860-м встал вопрос о постройке отдельного здания для картинной галереи. Строительство возглавил архитектор Александр Каминский. К 1874-му он закончил возведение двухэтажного здания, примыкающего к особняку. В нём был обустроен отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция перемещена в два просторных зала. К концу 1880-х здание галереи неоднократно достраивалось из-за растущей коллекции Третьякова, которая занимала четырнадцать залов. По мере роста собрания к жилой части особняка также пристраивали новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства — подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 годах. После смерти Павла Третьякова в 1898-м особняк реконструировали под экспозиции, а в 1902—1904 годах комплекс зданий объединили общим фасадом в виде древнерусского терема, проектированием которого занимался Васнецов[7]. Возглавлял строительство Василий Башкиров, стоимость реконструкции составила около 30 тысяч рублей.
Музей в начале XX века. После смерти Павла Третьякова управление галереей перешло к Совету попечителей, избираемому городской думой. В состав совета в разное время входили известные деятели искусства и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, Сергей Щербатов, Игорь Грабарь, а также Александра Боткина — дочь Павла Третьякова. Начиная с 1904-го члены Совета переизбирались раз в четыре года. В 1903 году в галерее впервые были выставлены образцы иконописи, которые Третьяков купил ещё в 1890-е у антикваров И. Л. Силина и Н. М. Постникова. Работы хранились в личных комнатах Третьякова и являлись частью купеческих покоев. Решение о включении икон в основную экспозицию принадлежало главе совета Илье Остроухову, также увлекающемуся коллекционированием иконописи. В 1905 году Остроухов был назначен главой музея.
После революции 1905 года по решению Совета попечителей в Третьяковской галерее был оборудован отдельный зал с портретами художников-демократов: Василия Перова, Ивана Крамского, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Василия Сурикова, а также других деятелей искусства, занимавшихся развенчиванием официальной истории царской Руси. Позиционируя себя как прогрессивное учреждение, музейное руководство не могло проигнорировать происходящие в стране события, однако новые приобретения вызвали долгие споры в городской думе. Так, обсуждались работы Михаила Врубеля «Пан» и «Демон поверженный».
Конфликты между Советом попечителей и членами думы возникали и по другим поводам. Депутаты выступали за консервативный характер галереи, то есть только известных художников, в то время как Совет попечителей стремился приобретать работы молодых мастеров. В 1909 году думский гласный Васильев выдвинул обвинение совету, что из-за их «попустительства» и небрежного отношения к экспонатам многие полотна были испорчены. Специально созданная комиссия установила ложность показаний Васильева, однако слухи возобновились после инцидента в 1913-м, когда Абрам Балашов, признанный психически больным, порезал лица на картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После происшествия Илья Остроухов отправил телеграмму художнику с просьбой восстановить картину. На изнанку был приклеен новый холст, реставрация длилась шесть месяцев.
В 1913 году пост попечителя Третьяковской галереи занял художник Игорь Грабарь, под началом которого в музее изменилась концепция формирования экспозиции: если раньше новые поступления выставлялись отдельно от постоянных выставок, то теперь картины были развешаны в историко-хронологическом порядке. В этом же году в Московской городской управе обсуждалась возможность построения нового здания для размещения там расширенной экспозиции. Члены Совета и специально созданной комиссии поделились на два лагеря: одна группа считала, что необходимо построить новое музейное здание, специально оборудованное под нужды галереи, а другая — что перенесение галереи нарушит волю её создателя Павла Третьякова. Последнюю точку зрения поддерживала группа петербургских художников, лично знавших коллекционера. Они же напечатали в газете «Новое время» письмо, в котором обсуждали несообразность строительства новых помещений. Мнение Совета попечителей Третьяковской галереи также разделились. Репин присоединился к мнению петербургских художников, считавший обратное Остроухов принял решение покинуть совет.
Постреволюционное развитие. После революции 1917 года Третьяковская галерея была национализирована. Согласно новой культурной политике советской власти, музею присваивалась роль главного художественного центра страны, который должен был отражать развитие СССР. В 1918-м галерея получила статус национального достояния, а музейная экспозиция начала пополняться за счёт других национализированных частных коллекций из дворянских усадеб. Так, в 1919 году в Третьяковку вошла работа Владимира Боровиковского «Портрет князя Александра Куракина», ранее находившаяся в имении Куракино Орловской губернии, а в 1921-м — «Вид соборной площади в Кремле» работы Фёдора Алексеева из имения Ивановское. Перед главным фасадом Третьяковской галереи стоял памятник Владимиру Ленину, на месте которого в 1939 году был установлен памятник Сталину работы скульптора Сергея Меркулова. В 1958-м памятник Сталину перенесли во двор, а у фасада правого крыла была установлена скульптурная группа «Футболисты». Памятники вождям в 1980 году заменил памятник Павлу Третьякову, выполненный скульптором Александром Кибальниковым по проекту архитектора Игоря Рожина.
После революции Третьяковская галерея начала развивать научную и выставочную деятельность. Первой временной экспозицией стала «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее» в 1918 году. В 1922-м был организован показ полотен Дмитрия Левицкого, в 1923-м — Фёдора Рокотова, а в 1924-м открылись выставки Михаила Врубеля и Петра Кончаловского. Также в 1924 году в состав Третьяковской галереи вошли филиалы: Музей живописной культуры, Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи, основу фонда которого составила коллекция.
В 1926 году пост директора музея занял архитектор Алексей Щусев, при нём музейная экспозиция пополнилась полотнами XIX века ликвидированного в 1927-м Госфонда. Через два года в музей поступили картины в стиле формализм из расформированного Музея живописной культуры. В дальнейшем пополнение музейной коллекции происходило через Государственную закупочную комиссию, которая с 1930-х годов играла важную роль в формировании основной экспозиции.
С увеличением фонда возрастала и необходимость обустроить дополнительные помещения. В 1920-е годы в упразднённой церкви Николы в Толмачах был сделан запасник картин. В 1927—1935 годах средняя часть особняка была дополнена шестнадцатью новыми зданиями, спроектированными лично Щусевым. В присоединённом соседнем доме разместили библиотеку и научный отдел. Благодаря пристройке в 1932 году работу Иванова «Явление Христа народу» и этюды к ней поместили в персональный зал. К концу 1920-х годов в Третьяковке организовали отдел, посвящённый работам художников из таких ведущих творческих объединений, как Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов и другие. Рукописи из архива бумаг Павла Третьякова легли в основу фонда материалов по изучению русского искусства XIX—XX веков. В 1925 году в состав Третьяковской галереи вошла художественная коллекция из бывшего Румянцевского музея, в основном состоявшая из работ художников XVIII и первой половины XIX веков: Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, а также представителей академического направления. Из Музея новой западной живописи поступили полотна второй половины XIX — начала XX века: Коровина, Головина, Серова, Коненкова. Несколько работ были приняты из Ленинградского музейного фонда.
Советский период. В 1933 году в рамках новой культурной политики СССР вышло положение, согласно которому деятельность музея должна была сконцентрироваться на основных направлениях: изучении и экспонировании картин, а также политической и просветительской работе в области искусства России и народов СССР. В это же время происходила коренная перестройка экспозиции Третьяковской галереи по марксистскому принципу, поддерживая идею «бесклассового» искусства. Все произведения художников-авангардистов были перенесены в фондохранилище из-за начавшейся в 1936-м кампании по борьбе с формализмом.
С началом Великой Отечественной войны большая часть фондов Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Перед перевозкой полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. Всего было отправлено 17 эшелонов. Многие сотрудники уходили на фронт, однако научная деятельность музея не прекращалась. Во время битвы за Москву в 1941—1942 годах здание Третьяковской галереи сильно пострадало, его реконструкция завершилась только к 1944-му. Первая послевоенная экспозиция открылась 17 мая 1945 года.
В 1960—1970 годы в музее проводились выставки произведений 1920-х: Общества художников-станковистов, групп «Четыре искусства» и «Союз русских художников», объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». После Октябрьской революции в фондах Третьяковки хранилась абстрактная композиция Василия Кандинского «Картина с белыми лилиями». В 1974 году полотно оказалось у частного немецкого коллекционера Вильгельма Хака. Доподлино не известно, как именно картина попала к нему. Предполагаются разные версии: советская власть могла обменять картину на письма Ленина, по другой версии её подарил Леонид Брежнев как знак благодарности. Хак изначально выставлял картину у себя, потом передал её в музей города Людвигсхафена. В 2015-м наследники коллекционера забрали полотно и через два года продали на Sotheby’s за 42 млн долларов. «Коммерсантъ» пересчитал стоимость картины на количество слов в письме Ленина и иронично пишет: «Получается, что ленинское слово стоит без малого миллион, а буква идет по 200 тысяч».
В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял художник Юрий Королёв. Он занялся вопросом расширения площади экспозиции из-за возросшего количества посетителей. В 1983-м начались строительные работы, через два года был введён в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания по проектам архитекторов Игоря Виноградского, Г. В. Астафьева и Б. А. Климова. В 1989-м с южной стороны от основного здания возвели новый корпус, где разместили конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детскую студию и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.
В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. После этого в старом здании музея в Лаврушинском переулке решили разместить коллекцию с древнейших времён до 1910-х, а в здании на Крымском Валу — искусство XX века. С 1986 по 1995 год комплекс старой Третьяковки был закрыт на капитальную реконструкцию. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, куда перенесли основные экспонаты из основного здания. За это десятилетие в состав Третьяковской галереи вошли московские мемориальные учреждения: дома-музеи Виктора Васнецова, Аполлинария Васнецова, Анны Голубкиной и Павла Корина, а также храм-музей Николая в Толмачах, восстановивший с 1997-го церковные служения. В 1999 году туда была перенесена икона «Богоматерь Владимирская».
Современность. Музей осуществляет активную выставочную деятельность. Так, в 2016 году в здании Новой Третьяковки прошла выставка работ Валентина Серова, на которой было представлено более 250 полотен художника, в том числе из зарубежных музеев и частных коллекций. За время действия выставки её посетило более 400 тысяч человек. Согласно данным пресс-службы музея, выставка Серова стала самым посещаемым мероприятием искусства за последние 50 лет, на которое выстраивались многочасовые очереди — руководство музея устраивало полевые кухни, чтобы кормить людей горячей едой. По мнению главного редактора газеты The Art Newspaper Russia Милены Орловой, выставка обязана успехом деятельности директора музея Зельфиры Трегуловой, а также выбору экспонируемых полотен — многие картины Серова были впервые привезены в Россию из частных коллекций.
Проведённую в том же году выставку в Новой Третьяковке картин Ивана Айвазовского посещало около 5,5 тысяч людей в день. В музее было представлено более двухсот экспонатов: 200 живописных полотен и 55 произведений графики, предметы из фарфора, личные документы, макеты кораблей. По некоторым данным, успех выставки Айвазовского побил рекорды экспозиции картин Серова. В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной рядом с главным зданием галереи, должно быть построено в 2018-м. Согласно проекту, новый корпус Третьяковской галереи будет высотой в 4-5 этажей, а общая площадь составит около 35,1 тысячи м;. В 2017 году Третьяковская галерея презентовала новую концепцию развития музея. Проект был выполнен совместно с британскими компаниями Event Communications и AEA  (англ.) (рус., которые работают на рынке музейного и выставочного проектирования. В соответствии с проектом выставочный комплекс на Крымскому Валу был переименован в Новую Третьяковку, а у музея разработали новый логотип и сайт.
В августе 2018 года стало известно о вхождении в состав Третьяковской галереи мастерской Ильи и Эмилии Кабаковых, расположенной на Сретенском бульваре, 6. По словам Эмилии Кабаковой, в мастерской будет организовано дополнительное выставочное пространство современного искусства. 27 января 2019 года в рабочее время из галереи вынесли картину Архипа Куинджи «Ай-петри. Крым». На следующий день её нашли неповреждённой, похититель арестован. По следам этого происшествия в Третьяковской галерее была установлена новая охранная система. Также в феврале 2019 года, в связи с предстоящей выставкой работ Ильи Репина, Третьяковская галерея заключила дополнительный контракт с Росгвардией. Ведомство обязуется установить дополнительный пост охраны в здании Третьяковской галереи на Крымском валу.
Как сообщил 27 февраля 2019 года директор департамента музеев Министерства культуры Владислав Кононов, созданный при Третьяковской галерее некоммерческий фонд за 2017—2018 годы перевел на поддержание деятельности и уставные цели музея более 2,6 млрд руб. По мнению Кононова, подобные фонды должны создаваться при каждом музее. В апреле 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Третьяковская галерея впервые опубликовала полный фотоархив своих выставок. Фотографии с 47 экспозиций были размещены на платформе «Яндекс.Коллекции». Потери галереи за три месяца простоя в условиях карантина составили 2,7 млн евро.
Филиалы за пределами Москвы
- Фабрика-кухня (Самара).
- Филиал Третьяковской галереи в Калининграде — строящийся.
- Филиал Третьяковской галереи во Владивостоке — строящийся.

Теперь биография Павла Третьякова:
Родился 15 [27] декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье, в родовом гнезде Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн рублей. Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложнённой менингитом, умер Иван, всеобщий любимец. Павел Михайлович сильно горевал по этому поводу. Старший сын, Михаил, родился больным и слабоумным. В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.
О том, как Третьяков собирал коллекцию, написано выше.
При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово-промышленные дела  – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах. Существенную часть своей жизни Третьяков посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, состоял членом Коммерческого суда. В 1893 году Третьяков был выбран в действительные члены Академии художеств. Третьяков носил титул советника коммерции, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года, Павел Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания галереи.
В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти. 16 декабря (4 по старому стилю) 1898 года Третьяков скончался. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
Память.
- Памятник Павлу Третьякову в Москве, установлен перед зданием Третьяковской галереи.
- Третьяковский проезд в Москве сооружён на деньги братьев Павла и Сергея Третьяковых и назван в их честь. Это небольшая живописная московская улица в Китай-городе между Никольской улицей и Театральным проездом. Проезд был построен в 1870-1871 годах братьями-меценатами Третьяковыми. При этом в Китайгородской стене рядом с Птичьей башней были прорублены Третьяковские ворота, стилизованные под русскую старину. В настоящее время проезд занят модными бутиками. Это единственная в Москве торговая улица, построенная на частные средства.
- Улица Третьякова в Липецке.
- Ледник Третьякова в проливе Маточкин Шар архипелага Новая Земля.
- В СССР и России были выпущены почтовые марки и цельные вещи, посвящённые Третьякову.
Поскольку я родился и жил на Пятницкой улице, то я неоднократно бывал в Третьяковке. Многие картины и фамилии художников глубоко врезались в мою память. И среди них Суриков занимает одно из главных мест. Сначала я расскажу о всех произведениях Василия Ивановича  Сурикова, которые я нашел в Интернете. Я посмотрел 232 изображения (https://gallerix.ru/album/Surikov#google_vignette). Буду рассказывать только о понравившихся.
- Меншиков в Березове (1883). – Изображен старый, больной человек в бедной избе. Рядом дети. Сразу после смерти Петра, Меншиков, опираясь на гвардию и виднейших государственных сановников, в январе 1725 года возвёл на престол жену покойного императора Екатерину I и стал фактическим правителем страны, сосредоточив в своих руках огромную власть и подчинив себе армию. Однако, после  смерти императрицы Меншиков был отстранен, арестован и сослан с семьей в северный сибирский город Березов, где и умер через два года. Третьяковка.
- Сибирская красавица (Портрет Е. А. Рачковской) (1891). - Жена красноярского врача П. И. Рачковского (1850—1921), позировала художнику В. И. Сурикову для ряда картин. В частности: «Боярыня Морозова» (1887), «Взятие снежного городка» (1891). Не простая красавица. Третьяковка.
- Посещение царевной женского монастыря (1912) - «Посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина Сурикова. Полотно не несет в себе смысловую нагрузку какого-то значимого события, которое было в реальности в определенный период времени. Она отражает, прежде всего, сам быт и уклад Руси до восхождения на престол Петра I. Картина повествует зрителю о безрадостном событии. Дело в том, что в те времена религиозные устои не позволяли царевнам выходить замуж. Доля девушек из царской семьи была незавидна. Все их богатое приданое отходило к монастырю. Третьяковка.
- Боярыня Морозова. 1887. – Пожалуй, самая знаменитая картина Сурикова. С детства памятная. Феодосия Морозова - деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имений, а затем сослана в Боровск и помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом. Есть несколько вариантов и эскизов. Третьяковка.
- Искушение Христа (1872). – Рисунок карандашом. По Сурикову, дьявол, искушающий Христа – молодой, здоровый красавец, зовущий его насладиться жизнью, а не углубляться в служение Богу. Описанное в Новом Завете искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения. В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им Дьявола — как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения. Третьяковка.
- Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту (1875). - Изобразив столкновение христианства, римского язычества и иудаизма, он расширил тему, включив в композицию дополнительных персонажей, завороженно слушающих вдохновенную речь Павла. Это, конечно, библейская история. Если и было нечто похожее, то наверняка никто не слушал его разинув рот. Это из серии баек о становлении марксизма. Картина на библейскую тему вышла живой и выразительной, после нее молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя.  Эта первая и последняя заказная работа дала живописцу материальную базу для дальнейшего свободного творчества. И вот это уже правда. Третьяковка.
- Взятие снежного городка (1891). – Динамичная веселая картина, тоже памятная с детства, хотя она хранится в Питере, в Русском музее. Значит, видел ее там. Взятие снежного городка обычно праздновался на шестой день масленицы. Как правило, группа крестьян, состоявшая из крепких мужичков строила на полях, на реках в окрестностях сел из снега городки с воротами и башнями, потом состав крестьян разделялся на защитников и нападающих желавших взять только, что построенный городок силой, то есть разрушить его. Русский музей.
- Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870). – Какая-то черная, мрачная, я бы сказал даже, зловещая картина. Может быть иллюстрацией к поэме Пушкина «Медный всадник». Ночь, светит луна. Вроде бы, первая самостоятельная картина, написанная в период обучения. Русский музей.
- Степан Разин (1906). – Тоже известная картина. Разин, думающий думу. Русский музей.
- Исцеление слепорожденного Иисусом Христом (1888). – После смерти жены он создавал ее для себя, исцеляя свою душу. Иисус на картине какой-то отрешенный, он думает не об исцелении, а о своей душе. Московская духовная Академия.
- Первый Вселенский Никейский Собор (1876). – Это случай, когда понять картину нельзя, не зная исходного события. Собор Церкви, созванный римским императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов. Храм Христа спасителя.
- Покорение Сибири Ермаком (1895). – Динамичное изображение решающего сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Русский музей.
- Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника (1888). – Она была моделью для многих картин. Но омрачало их счастье  болезнь жены – врожденный порок сердца. Они жили в Москве. И Сурикову захотелось свозить ее в Красноярск, познакомить с матерью. Однако та сразу невзлюбила невестку. И это отразилось на здоровье жены. По приезде в Москву она слегла и уже не встала. Умерла в 1888 году. Художник до конца дней винил себя. Больше не женился. И находил забвение только в работе. Музей-усадьба Сурикова.
- Утро стрелецкой казни (1881). – Тоже знаменитая картина из Третьяковки. Стрельцы со свечами и поникшими головами, которые вот-вот отрубят. На коне - Петр на коне, подавивший бунт. В Москве казни начались 10 октября 1698 года. Всего было казнено более тысячи стрельцов, около 600 были биты кнутом, клеймены и сосланы. Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично. Пять месяцев трупы казнённых стрельцов не убирались с места казни. Трупы трёх стрельцов, повешенных у окон кельи царевны Софьи, держали в руках челобитные, «а в тех челобитных написано было против их повинки». Следствие и казни продолжались до 1707 года и завершились казнью Артемия Маслова, одного из руководителей восстания, который летом 1698 года зачитывал (настоящее или подложное) послание к стрельцам царевны Софьи из заточения в Новодевичьем монастыре. Последующая военная реформа 1699 года закрепила замену стрелецких войск подконтрольной правительству регулярной армией. В то же время в гарнизонных пограничных городах Старых служб служилые люди, включая стрельцов, находились на службе до конца XVIII века. Третьяковка.
- Автопортрет (1915). – Самый известный автопортрет. За год до смерти. Русский музей.
- Иллюминация Москвы (1882). – Оказывается, что иллюминировали Кремль и 140 лет назад. И даже какие-то прожектора. Не известно где.
- Монах (1900-е). – Запоминается на фоне других портретов неизвестных людей. И написан, кстати, аккуратно. Не известно где.
- Нерукотворный образ (1872). – Оказывается, что это икона, изображающая полотенце, на котором, по преданию, отпечатался Лик Спасителя, когда Господь отер Лицо Свое. Нерукотворный Образ считается самым точным изображением Христа. Русский музей.
- Переход Суворова через Альпы в 1799 году (1899). – Знакома с детства. Классика. Конечно, не понятно, как при этом можно не свернуть себе шею. И даже сам Суворов на коне может вот-вот рухнуть в пропасть. Но это впечатляет. Русский музей.
05.01.22.
- Юродивый, сидящий на снегу (1885). – Последняя картина на сайте. Лицо и одежда выписаны хорошо. Молодой человек. Оказывается это этюд к «Боярыне Морозовой», но не попавший в картину.
- Благовещение (1914). – Последняя картина Сурикова. Молоденькой Марии довольно молодой Бог сообщает радостную весть. За спиной и нее окошко, в котором просматривается силуэт Московского кремля из «Стрельцов». Хранится в Красноярском художественном музее.

Это все заслуживающее внимания. 21 картина, а остальное из 232 на сайте - не очень аккуратные рисунки, эскизы: женщины, дети, казаки, представители разных народностей, виды Москвы, Красноярска и Италии, пейзажи какие-то блеклые. Это его рабочие материалы.

Теперь о жизни Василия Сурикова (из Википедии):
Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Принадлежал к казачьему сословию. Дед — Василий Иванович Суриков (1786—1836) служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка. В его честь, согласно записям Максимилиана Волошина, назван остров Атаманский на Енисее. Дед по матери Фёдор Егорович Торгошин. Отец — коллежский секретарь Иван Васильевич Суриков (1806—1859). Мать — Прасковья Фёдоровна (в девичестве Торгошина, 1818—1895), родилась в Красноярске. В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Праправнучка — Ольга Семёнова.
В Красноярске. В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома. Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске). После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.
В Санкт-Петербурге. 11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. 4 ноября 1875 года окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.
В Москве. Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето.
25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963).
Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков. 1899 г.» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916) — известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга — гитариста Федора Федоровича Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.

Важнейшие картины.
«Утро стрелецкой казни». В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Меншиков в Берёзове». П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.
«Боярыня Морозова». В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. 
Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года он наблюдает полное солнечное затмение и пишет два этюда (101 — полное затмение и 102 — затмение, идущее на убыль, который под названием «Вид Красноярска» хранится в Тверской картинной галерее).
В 1887 году Суриков начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
«Взятие снежного городка». 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль, Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В игре участвовали крестьяне деревни Базаиха. За картину «Взятие снежного городка» на Международной выставке в Париже (1900 год) Суриков получил именную бронзовую медаль.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.
«Переход Суворова через Альпы». В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.
«Степан Разин». Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние — с его сына. Исследователем творчества А. Дёмкиным было высказано мнение, что в создании картины «Степан Разин» нашли отражение собственные глубокие переживания Сурикова, связанные с обстоятельствами его жизни в те годы. Первый эскиз картины 1887 года, созданный художником ещё до смерти его супруги Е. А. Шаре, изображал Разина с персидской княжной во главе целой флотилии судов, выступающих в поход; причём отмечается, что в образе княжны, расположенном в центре композиции, художник, судя по всему, изобразил свою Елизавету Августовну. После смерти жены в 1888 г. изменилась композиция картины и её эмоциональный настрой: на эскизах 1900-х годов остался только один чёлн, исчез образ персидской княжны, Разин, погружённый в тягостные раздумья, не связан чувствами и переживаниями с другими казаками. Отмечается схожесть образа Разина с фотографиями и автопортретами Сурикова тех лет. Суриков продолжил работать над лицом Разина даже после продажи картины в 1907 году и закончил её только в 1910 году. Высказывается мнение, что в результате огромная картина, возможно, стала своеобразным эмоциональным автопортретом художника. Эмоциональную оторванность Разина от окружающих его персонажей, отличающую эту картину от предыдущих Ермака и Суворова, долгую работу над образом Разина, наряду с другими особенностями композиции и кажущимися недостатками исполнения, отмечал и его современник Максимилиан Волошин . Картина экспонировалась владельцем на Всемирной выставке в Риме (1911).
В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников. Параллельно со «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695—1698 годов участвовали предки Сурикова — Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».
Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.
«Посещение царевной женского монастыря». После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.
Последние годы. В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы. Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей —"Красноярск в районе Благовещенской церкви", «Плашкоут на Енисее» — и несколько акварелей. Последней работой художника стала картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
В 1915 году Суриков уезжает на лечение в Крым. Скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. А жена умерла от врожденного порока сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище (21 уч.).
Критика. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых «пороках» именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё, что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
Увековечение имени.
- В 1948 году Московскому художественному институту присвоено имя В. И. Сурикова.
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году установлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне — Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии Дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёром Анатолием Рыбаковым.
- В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
- Улицы имени Сурикова — в Екатеринбурге, Красноярске, Липецке, Новосибирске, посёлке Сокол в Москве, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Ленинске-Кузнецком, Нижнем Новгороде; в селе Сухобузимском Красноярского края.
- В Казахстане, в городе Рудном есть переулок Сурикова.
В Красноярске:
- Улица имени В. И. Сурикова;
- Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
- Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
- Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
- Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
- Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул., 5);
- Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
- Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
- Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Речные суда:
- танкер «Василий Суриков» — Енисейское речное пароходство;
- теплоход «Василий Суриков» — Московское речное пароходство.

Дочь Сурикова Ольга вышла замуж за Петра Кончаловского. Их дочь Наталья вышла за Сергея Михалкова и у них родились Андрей, женившийся на Юлии Высоцкой, и Никита, женившийся на Анастасии Вертинской.

Таким вот был Василий Иванович Суриков, наш выдающийся живописец.




Если Вас, читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов на электронную почту atumanov46@mail.ru, или пришлите сообщение на номер 925-700-29-04, или напишите рецензию, если Вы зарегистрированы на сайте проза.ру.


Рецензии