Секретарь райкома комсомола. Часть 4

На снимке:  Олег Васильевич Антошкин   — капитан рыболовного сейнера, Герой Социалистического Труда (4.07.1986) Награждён двумя орденами Ленина (1986 и 1982 гг.), орденами Октябрьской Революции (1974 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), медалями.

Командировка в район лова

Летом 1962 года своего жилья у меня ещё не было, и друзья пристроили нас  в комнате своих знакомых, которые уехали в отпуск. Это был район Нагаевской бухты, той части её побережья, с которой открывалась бесподобная панорама Охотского моря.

Однажды вечером зашел мой хороший знакомый Олег Антошкин. Он был одним из лучших учеников знаменитого капитана сейнера Кулашко, удачливого рыбака, слава которого гремела по всему побережью. В то время Олег уже сам стал капитаном, возглавил комсомольско-молодежный экипаж.

У него проблема: выгнал механика, который в связи с молодостью капитана пытался взять на себя лидерство и даже поднял на него руку. Вещь, конечно, беспрецедентная, на море слово капитана закон, а в порту он разошёлся.

Путина в разгаре, а он простаивает, не имея возможности выйти в море. Тут и план трещит, и зарплата плачет, и команда не в восторге. Просит помочь найти подходящего человека. Прямо с утра (я тогда работал в Магаданском обкоме комсомола) мы раскрутили все наши связи, и к вечеру проблема была решена: подходящая кандидатура судового механика была найдена. Укомплектовав команду, капитан получил возможность выйти в район лова. Олег давно приглашал меня  к себе на сейнер в гости, и тут появилась возможность воспользоваться его гостеприимством. Некоторое  время спустя, я оформил командировку и вышёл с ним в море на лов.

Погода была  редкостная - почти  штилевая.  Августовские ночи тёмны, и косяки искали кулашкинским методом, «на фосфор». На судне гасились абсолютно все огни, в том числе и ходовые, и бытовые – словом все. На носу устраивался наблюдатель, обычно сам капитан, и внимательно смотрел вниз, в воду. Когда попадал косяк, рыба бросалась врассыпную из-под форштевня, оставляя яркий фосфоресцирующий след. Тут главное было в том, чтобы отличить настоящий косяк от мелочи. Когда становилось ясно, что рыба внизу серьезная, выбрасывался светящийся буй – простой поплавок с лампочкой и батарейкой. Сейнер, не снижая хода, делал циркуляцию вокруг светового сигнала, выбрасывая сеть-кошелёк уходивший от поверхности метров на 30-40 в глубину,   сводил нижние концы воедино,  и быстренько через лебёдку затягивал трос, проходивший через кольца в нижней части. Дело сделано, остается всю эту махину вытащить и посмотреть, что там удалось зацепить.

Понятно, что взаимопонимание и сработанность команды требуется как в цирке, но всё же решающий фактор опыт и сноровка капитана. Сделали пару замётов – пусто. Я осмотрелся, попросил робу и встал вместе со всеми в один ряд – держал и отпускал по команде какие-то концы. Роба сплошь прорезиненная, но её главной особенностью было полное отсутствие пуговиц и застежек с выступающими деталями, чтобы зацепившись за ячею кошелька не оказаться вместе с  ним в морской пучине. Крутиться приходилось совсем рядом с черной бездной – ночью-то да без огней. Были несколько случаев, теряли людей. Списывалось на оплошности пострадавших. После сброса сети до её выборки, кажется, прошло не более получаса. Смотришь на циферблат – там отстукало часа 3-4. Рыбы нет - но трудозатраты практически те же самые. Пара  заметов - считай рабочий день. Но кто ж на путине с этим считается?

 Когда усталость одолевала до невозможности, потихоньку спускаешься в кубрик. Там большая семейная чашка с хлебом, вторая со сливочным маслом, третья с сахаром, четвёртая с красной икрой до краев. И чайник литра на три с горячим хорошо заваренным чаем. Быстренько заготавливаешь один-другой бутерброд на ширину булки, подзаправляешься – и через 15-20 минут снова готов к работе.

Когда все умотались до опасной черты, когда утрачивается координация движений, капитан объявил отбой. Судно бросили в дрейф, даже не оставив вахты, и все упали прямо на палубе, кто где стоял.

А вокруг такая сказочная картина. Во все стороны до горизонта гладкая, как зеркало, вода, совершенно незаметно переходившая в небесный свод. И посредине этой фантастической сферы наш сейнер со спящей командой на палубе.

Через пару часов - за дело. Никаких перерывов на еду. Так поочередно, подменяя друг друга, спускались в кубрик перекусить и взбодриться чаем все, включая капитана.

После очередного замета стояли в темноте с огнями, приводили в порядок снасти для следующей попытки. Обходились без меня, и я  находился в рубке, наблюдая от нечего делать за вращающимся на зелёном экране лучом локатора. Вокруг плотная дымка, в ночное время схожая с настоящим туманом.   Вдруг прямо по курсу замечаю возникшую точку – какая-то цель. Но дело в том, что она стремительно шла прямо на нас – прямо визуально видно, ползет, как полусонная муха по стеклу визира. Убедившись, что не ошибся, побежал искать капитана. Тот к моему сообщению отнесся серьезно и сразу же прибыл на локаторный пост. Когда цель приблизилась совсем близко, приказал включить все прожектора и запустить сирену. Бесполезно, «муха» и не думала сворачивать. И тут мы слышим, гул моторов, на высоте не более 100 метров над нами проходит самолет – разведчик. Летом ищет косяки, зимой оценивает ледовую обстановку.

Набрав кое-как трюм рыбы, на малых МРС*  их ёмкость всего около 60 тонн, пошли на приемную базу на острове Завьялова.  Видимость была неважная, и мы с Олегом стояли на верхнем мостике – есть такой на сейнере для любителей свежего воздуха – ничего лишнего,  ни тента, ни тормоза, ни газа, только штурвал и переговорная трубка в машину. Шли как обычно, узлов 12-13, что соответствует примерно 18-20 км в час. И вдруг сквозь шум ветра и волн стал прослушиваться какой-то посторонний шум. Олег сразу же сбавляет ход, мы ещё внимательнее смотрим вперёд по курсу. Так и есть - шум прибоя. Мы приблизились к скалистому берегу острова, на котором располагалась приемная рыббаза. Пошли вдоль береговой линии метрах в 150 от прибойной полосы и через полчаса были у цели.

Так закончилась моя «экскурсия» в район морского лова. Путина оказалась удачной, но уже без меня. Возвратился примерно через неделю с попутным заправочным танкером, который шел пополняться в порт.  Олег «передал» меня с рук на руки капитану, оказавшемуся его товарищем по мореходке, для доставки на берег.

Удобства кают и техническая оснащенность танкера после спартанских условий МРС впечатляли. Уже через несколько часов я был на суше. Первые часы  ходил по земле, высоко поднимая ноги: почва подо мной явственно покачивалась. 

*МРС - малый рыболовный сейнер.
См википедию: Антошкин, Олег_(Альфред)_Васильевич 


Рецензии
Добрый день, Георгий!Интересный взгляд на труд рыбаков!

Ольга Сангалова   30.10.2023 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и участие в обсуждении.

Георгий Иванченко   30.10.2023 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.