Дед

Сегодня день памяти моего дедушки... Нет, не день смерти... Потому что для меня смерти нет... Есть момент расставания, о котором мы все знаем, и которого боимся, который неизбежен и для нас, и для наших родных... День памяти...тоже не совсем точная формулировка.  Мы помним...всегда...осознанно или неосознанно, но в нас есть эта память... А иначе, чем объснить то, что, глядя в зеркало на себя, ты видишь папин нос... А шутя с родными, в твоем лексиконе всплывают дедушкины или бабушкины слова...или слова других людей, которые не были тебе близки по крови, но дух ваш был един... Дед... Я писала про него раньше... В доме этого деда прошла большая часть нашего детства... А потом уже он стал жить с нами... И это не мы заботились о нем... Это он заботился о нас... Дед был уникальным... Он был школьным учителем математики. Прожив 82 года, он сохранил ясность мысли и трезвость взглядов... Никогда не разглагольствовал о политике, но всегда восхищался достижениями человеческого разума и таланта, сокрушаясь лишь о том, что мы (видимо, помимо себя он имел в виду и нас, свою семью) внесли слишком малый вклад в развитие человечества... Ох уж эта его постоянная фраза: "Какие люди были! И мы хлеб едим" (подрузумевалось, что незаслуженно)... Трезвый взгляд... Трезвость - норма жизни. Дед совсем не употреблял  алкогольных напитков. Единственным приемлемым напитком для него было осетинское пиво, но...первого дня  приготовления... Потому что потом оно начинало бродить... Как-то спросили его почему? И он рассказал, что в девятнадцать лет был приглашен на свадьбу в соседнее село. И там, выпив стакан араки, захмелел..., желудок его отказался от принятого  им алкоголя, ему стало плохо, его тошнило и .... И он вышел из строя... Так он  сказал... Тогда я думала, что он имел в виду  танцевальный строй... (он в молодости очень любил танцевать, и люди говорят, что получалось у него это красиво). Много позже я поняла, что дело было не в танцах... Лицо одного села представлялось перед лицом другого села не только старшими, но и младшими... Он ошибся, но сделал выводы...И больше никогда не нарушал его...
Этот его принцип не мешал ему быть желанным Хистаром на любом мероприятии, будь то радостное событие или грустное... Людям нравилось, как он молился... Именно молился, а не поднимал тосты... (эта его особенность досталась папе, а теперь уже брату, так люди говорят)....
     Еще благодаря Деду, задолго до того, как мы посмотрели фильм "Унесенные ветром" (где главную героиню перед выездом в свет затягивают в тугой корсет, дабы она была умеренна в еде), мы знали это табу по Деду... Откуда бы он не вернулся, с какого застолья не пришел,  войдя в дом, переодевшись и вымыв руки, он предлагал поесть... Тем самым показывая нам, что там где он был, он был душой и сердцем, но никак не желудком...
     Дед... Он любил женщин... Он любил бабушку... Очень... В традиционной осетинской семье тех лет вряд ли были возможны проявления таких чувств на виду...даже у собственных детей и внуков... У нас было так...  Я никогда не видела между ними томных взглядов, каких-то ласковых слов, тем паче прикосновений... Об их любви я могла догадываться только по заботе, которую они проявляли друг о друге... По бесконечным  напоминаниям Бабушки, чтобы Дед принял свои сердечные таблетки (ирония судьбы, как это часто бывает, Дед был сердечником, но от инфаркта миокарда умерла бабушка)... И по Деда делам, он всегда помогал бабушке по дому (мог почистить картошку к супу, а мог и корову подоить, когда у бабушки бывало высокое давление), не видя в этом ничего недостойного для мужчины... Я поняла о Дедушкиной любви к бабушке своим детским шестилетним умом, когда услышала, как дедушка  рассказывал бабушкиным подругам, пришедшим проведать его после похорон, что в ночь, когда Бабушка ушла (она лежала в больнице в кардиологии, а он ждал ее выписки дома, в Коби) ему приснился сон, будто двое мужчин вошли в их дом и забрали (на осетинском языке  "отрезали" и "забрали"  можно выразить одним словом) его правую руку и унесли её... Он просил их оставить ему руку, сокрушаясь о том, что не знает, как жить ему без неё... Без НЕЁ, его правой руки... Он говорил спокойным тихим   голосом...но  какие-то микровибрации его голоса отозвались в моей душе  его болью и тоской по ней...
     Эту любовь и заботу к Бабушке Дед перенес на нас с сестрой... Многими моментами можно отразить это, но есть один, который мы с сестрой всегда помним... В пору осенних заготовок, когда мы запасались на зиму  огурцами-помидорами- аджиками, Дед Никогда не разрешал нам чистить лук и чеснок, отправляя нас мыть овощи и банки, зелень-мелень, и беря на  себя этот фронт работы... Первое время мы сопротивлялись...но Дед улыбался и со словами "Ваши руки  будут потом пахнуть чесноком и луком" придвигал их к себе, держа уже в руках приготовленный нож...
     Дед...наш защитник... Почему он нас всегда защищал... Перед учителями... Перед родителями... Я могла легко подговорить его на пособничество мне в каком-нибудь важном для меня  деле (в основном это касалось родительских собраний),  и мы с ним устраивали все дело так, чтобы родители "не успевали на них", и тогда он шел в школу представлять и, самое главное, отстаивать мои интересы... Тогда мне казалось, что Я  его ЛЕГКО уговариваю ... Наивно полагая, что  хитрость моя имеет власть над ним... Это Он ЛЕГКО соглашался... Тем самым, сохраняя немалую толику родительских и моих нервов... Училась-то я неплохо, а вот с поведением были проблемы... При чем не у меня, а у моих учителей... Родители тревожились, гипертрофируя и без того раздутые "тревоги" учителей... Дед же каким-то внутренним чутьем понимая, что за моими шалостями не последует ничего дурного, держал перед учителями слово... И иногда даже позволял себе давать им советы...исключительно педагогические...
     Дед... Дед был известным сватом... На досуге он вдруг осознавал, что вот там-то и там-то есть хороший парень, а в другом месте, не знакомом парню, есть хорошая девушка... И браки, которые  сложились по совету Деда, отличались хорошим качеством (прочностью и надежностью), потому что критериев "хорошего парня"и "хорошей девушки" у Деда было много, а вот критерий их совместимости - только один... Дед озвучивал его осетинской поговоркой "Каерсаен йае аемпузаен йае хицай къуамае уа" , в русском переводе означавшей "У тулупа  заплата должна быть из такой же ткани", подразумевая под этим не столько внешние факторы, сколько душевный склад и взгляды на жизнь...
    Дед.... Он Есть... Он Есть для нас всегда... Он называл одним ласковым словом нашего брата... Потом Дед ушел... И слово "забылось"... А спустя какое-то время оно всплыло  у Папы... И Папа стал так называть брата, хотя  тот был уже студентом... Потом Папа ушел... И слово тоже куда-то "кануло"... А спустя десять лет пришло снова в наш дом... Совсем неожиданно для себя и для всех  домашних я Так обратилась к племяннику... А обратившись, вдруг осознала, Чьё это слово.... Теплое и родное... Наше слово...
     Дед...он ушел в канун Нового 1992 года... Он был первым родным мне человеком, которого я провожала осознанно... Когда ушла бабушка, мне было шесть лет. Мне ее очень не хватало. Я ведь "вылитая Вера" была. Но тот уход прошел для моей детской души по-другому...я довольно быстро нашла для себя утешение в том, что "мы встретимся потом", всё-таки в детстве  мы иногда бываем разумней, разумней душой, а не головой...
Я провожала Деда осознанно... Мы все знали, что он уйдет... Рак... Но так уж получилось, что в тот самый момент взрослых рядом не оказалось... Они были, конечно, мои тети, папины сестры, и мама была, но они оказались неготовыми...
     Дед попросил помочь ему сесть в постели.... Он был спокоен... Мой двоюродный брат приподнял его... Сестра, которую Дед неизменно называл "Дохтыр" (хотя она училась в колледже и о дальнейшей учебе вроде как не помышляла), стала искать нашатырь на тумбочке рядом с Деда кроватью...
   А я? Я взяла Деда за руку, заглянула ему в глаза и сказала: "Ба, не бойся, смотри я улыбаюсь! Если бы ты умирал, разве бы я улыбалась?"
Кого я этим утешала... Вряд ли его...
Скорее себя....
Смерти нет... Все те, кто был дорог нам, рядом с нами...
     Я не живу прошлым... Настоящая моя жизнь полна событий, разных по важности и значимости, разных по эмоциональному окрасу.... И я не оглядываюсь в прошлое.... Мне не за чем туда оглядываться... Я знаю, что там стоят мои родные и близкие... Они подсвечивают мой  путь.... Чтобы я не оступилась....Не поранилась.... Чтобы  спустя отведенное мне время я могла встать рядом с ними...


Рецензии