Сценарий Звезды над Урманом 167-188 часть

Предыдущая страница: http://proza.ru/2022/01/08/423 


167. Инт. Юрта царевича Алея.

Действие:
Маметкул, расталкивает охрану, вбегает в походную юрту Алея. Тяжело дышит.

                Маметкул
 – Поднимайся, достопочтенный царевич Алей. Урусы идут!



                Алей
 – Ты что, Маметкул? Урусов никогда не видел? Иди, я не звал тебя!
 
                Маметкул
– Они не здесь. Урусы плывут на ладьях по реке Туре с севера. Они перетащили челны через камень. Много челнов. Чиги-Тура в опасности. А при ее падении дорога на Искер будет открыта!

                Алей
 – Иди.  Когда я приму решение, то позову тебя!

Действие:
Маметкул в бессильной злобе на надменного венценосного мальчишку выбегает из юрты.

168. Нат. Лагерь царевича Алея.

Маметкул выбегает из юрты. Не касаясь стремени, влетает в седло и, стегает камчой коня.
Маметкул мчится вдоль лагеря. У костров встают воины и приложив руки к груди, смотрят в сторону взбешенного полководца.

                Маметкул
                (скачет, кричит, стегает коня)
 – Один – щенок молодой! А другой – дурень слепой и старый! Сказывал я вам, что не на Азов казаки сбираются! Булгарский каганат захотели?! Сибирь потеряете, глупцы!

Действие:
Проскакав версты три, Маметкул останавливает взмыленного коня. Сидит молча в седле, успокаивается, разворачивает скакуна, пускает его обратно шагом.

                Голос за кадром
Может, придремал Маметкул, а может, сознание чуть помутилось от перенапряжения. Но увидел он старца, сидевшего на пеньке.


Видение:
Гостомысл поднимается с пня.

                Гостомысл
– Здравствуй, храбрый воин Маметкул.
 
               
    
                Маметкул
– Здравствуй, старый человек. Откуда знаешь меня?

Гостомысл
– Слава о твоих подвигах по свету впереди тебя идет.
 
                Маметкул
 – Ты хотел мне что-то сообщить, аксакал?

                Гостомысл
 – Хотел сказать тебе, что ждет тебя служба у государя Иоанна, почет и уважение. А дядю твоего – слепота, нищета и расправа родичей его.
 
                Маметкул
– Уйди прочь, собака!

Действие:
 Всадник, замахивается на старца камчой.
Но старик исчезает, растворяется в вечернем воздухе.

Конь, увидав плеть, хрипит, срывается с места. Маметкул едва удерживается в седле.
 
                Смех Гостомысла
                (за спиной Маметкула)
– Сопливый мальчишка командует батыром!

Действие. Маметкул останавливает коня, крутится на месте. Но видение старца пропало.


                Голос за кадром
Утром, не заходя в юрту царевича, Маметкул поднял и повел передовые конные отряды навстречу урусам, нарушившим все планы его дяди.

169. НАТ. Движется отряд Маметкула. К нему на встречу подъезжает гонец.                Гонец подает грамоту.
 
                Маметкул
                (читает вслух)
– На берег выходят редко. А ежели и выйдут, сразу рвы копают и частокол сооружают. Челны под высокий берег ставят. Никак не подобраться к ним. Большой урон чинят пальбой из пушек и пищалей. Ведет их Ермак Тимофеев, с ним вольный люд до трехсот душ, да немецкие наймиты до пятидесяти аскеров.


                Голос за кадром
                (на фоне движущегося войска)
Племянник хана не был вовсе отсталым степняком. Бывал он и в Бухаре, и в Польше. А про Русь и говорить не стоит, почитай, раз в три года хаживал, уму-разуму набирался, пушкарное и огненное дело постигал. Владел Маметкул языками многими. Знал тактику сражения стрельцов и ополченцев. Встречался в стычках и с вольными людьми, зовущими себя на татарский лад – казаками. Отличались они лихостью и стойкостью. Рубились до последнего. В плен их не брали, потому что после битвы брать было некого.


170. Инт. Сибирь. Лог. Баня Архипа. Архип парит Угора.

                Архип
 – Куды на пол, ну-ка давай назад на полку!

Действие:
Архип зачерпывает второй ковш, плескает на каменья.
Вогул сидит на корточках у входной двери.
Архип размахивает двумя вениками.
               
                Угор
– Не могу я терпеть ад такой!
 
                Архип

– Залазь, залазь, я тебя сейчас веничками березовыми попотчую.

Действие:
Вогул нехотя лезет на полок. Архип, не касаясь спины товарища, раз семь проходит двумя вениками от головы до пят. Шаман, закрыл глаза.
Терпит причуды друга.

                Голос за кадром
Уже более полугода ходил Угор мыться с этим русским великаном, а все привыкнуть не мог к жару бани.
 
                Архип
– Парить тожа умеючи надобно. С дури-то палец в носу сломать можно. А тут легкость нужна, чтоб усталость и хворь вытянуло, да силы березовый дух придал. Ну-ка ноги загни в коленях, я по ступням пройдусь.

Угор
– Ты чаще веники мочи, ирод! Когда веники холодные, лучше париться!

                Архип
– Можа тобе еще льда на задницу принести?

Угор
– Да лучше уж в прорубь головой.

Архип
– Вот поддам, и к проруби сбегаем.

Действие:
Архип, набирает разбавленного кваса в ковш, плещет на каменья.
Придавливает к полке своей огромной лапищей друга.

Архип
 – Э, э, куды раком пятишься? Терпи, казак – атаманом станешь!
Душой и телом чист будь, так и в Писании сказано. Вспомни, лыцарь в рабстве с нами был, что фехтованию учил сынов Узун Бековских. Так он совсем мыться не любил. Бывало, сидит, воняет в саманной избе нашей да блох ловит. Пока по лбу от меня не получит, так и не пойдет купаться. Они, лыцари, говорят, два раза моются. Когды родятся, и когды их хоронят. А я на печи с тобой сплю, не хочу твоих баранов давить по ночам.

171. Нат. Сибирь. Лог. У бани Архипа.

Действие:
Дверь бани хлопает, и мимо идущей с квасом Ксении пробегает дымящийся голый вогул.
 
                Ксения
– Ты пошто нагишом? Дети ж тут!

                Угор
                (огрызается беззлобно, падая в снег)
– С твоим дурнем без шкуры останешься.
 
                Ксения
                (кричит через дверь бани мужу)
 
- Я кваску принесла, у порога поставила…
               
                Архип
                (из бани)
– Ксюш, заходь! Попарю!


                Ксения
 – Нельзя мне, Архипушка, молоко скиснет. Я уж потом, когда жар спадет, с детьми и Рамилей пойду, а Ванюшку сейчас пришлю. Полинка проснется, ее тоже искупну.

                Голос за кадром
Как и предсказал шаман, так и вышло. Родилась зимой у Архипа с Ксенией дочка.
 – Мало я тебя сегодня отодрал вениками, язык шершавый, – присев на лавку в предбаннике и отпив кваса, пробурчал кузнец, который все-таки надеялся на рождение сына.



172. ЮЖНЫЙ УРАЛ. Перевал Сим. Стан царевича Алея. Догорают костры. Алей выходит из юрты. Основного отряда нет.

                Голос за кадром
К обеду, проснувшись, царевич Алей вышел из юрты и заскрипел от злобы зубами.
Стан был пуст, и только догорающие костры говорили о том, что недавно тут стояло войско. Всех увел Маметкул, оставив Алею сотню всадников для охраны.
 
                Алей
– Ты ответишь, собака, за дерзость! В первый же день моего правления будешь повешен кверху ногами на воротах Искера!



173. Инт. СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН. Стойбище Еркена. Юрта Исатая.

Ботагоз вбегает в юрту. Лицо ее сияет.

                Ботагоз
– Наш сын пошел! Он сделал первые шаги!

174. Нат. Северный Казахстан. Стойбище Еркена.

Исатай выходит из жилища и, прищурившись от яркого солнечного света, смотрит в степь.
По ковыльному полю топает маленький человечек. Косолапя и останавливаясь, он, набираясь уверенности, идет навстречу своему будущему.
 
                Исатай
– Я объявляю той! Мой сын сделал первые шаги! Зовите на праздник гостей! Готовьте дастархан!

                Голос за кадром
Через три дня начали собраться почетные гости необъятной степи. Днем Ботагоз разбирала подарки. Исатай встречал званых гостей. Отар и Еркен занимались разделкой и подготовкой мяса. Женщины стойбища хлопотали у костров.
Молодежь, как всегда, днем забавляла себя играми и скачками. Вечером же, раскачивая девушек на качелях, молодые люди пели песни и читали стихи.
Взрослые с наступлением прохладных сумерек слушали Еркена, который, играя на кобызе , рассказывал легенды и старинные сказания о своей земле.
 
176. Инт. Юрта Исатая. Вокруг достархана сидят званые гости. Еркен играет на кобызе. Гости его слушают.

Действие:
Еркен откладывает музыкальный инструмент в сторону. Принимает пиалу с кумысом у женщины.

                Еркен
– А кто из уважаемых гостей знает, почему у кобыза отверстие под струнами в виде сердца?

                Валихан
– Расскажи нам, дорогой Еркен.
 
                Еркен
– Это было в давние времена, когда миром правил Чингисхан. Велики были его владения, и управлять ими поставил он своих сыновей.
Быть повелителем нашего улуса Дешти-кипчак выпала честь любимому младшему сыну Чингисхана, Жоши. И однажды во время охоты споткнулся конь под правителем. И упал Жоши с горы.
Собрал визирь своих подданных. Весть о смерти сына должен был доставить черный гонец, участь которого была одна – смерть от руки Чингисхана.
 – Я поеду, – встал жыршы Кетбуг.
И поехал Кетбуг, взяв собой только кобыз. Подъехав же к стану Чингисхана, он снял седло, положил его наземь и сел на него, день играл кобыз, и звучала такая грустная мелодия, что сжалось у хана сердце. На второй день вновь зазвучал кобыз, и рыдал Чингисхан.
На третий день вышел он из юрты и подошел к Кетбуку, который вновь с рассветом стал играть на кобызе.
 – Черный гонец! Ты принес мне весть о гибели моего сына Жоши? А ведь кто произнесет его имя, должен погибнуть! – вскричал хан, выхватывая меч.
 – Я не назвал его имя. Ты сам, великий хан, назвал его. А поведал тебе плохую весть музыкальный инструмент. В чем вина моя, повелитель?
Опустил беспомощно меч Чингисхан и повелел вылить ковш расплавленного серебра на кобыз. Так и образовалось отверстие под струнами в виде сердца – уж сильно любил великий хан сына своего.

Действие:
Исатай встает.

                Исатай
 – Уважаемые, я благодарю вас за то, что уделили мне честь прибыть на праздничный той. У меня нет ни отца, ни матери, меня воспитывал дядя. Поэтому называю сына именем Ваулихан, в честь деда уважаемого Валихана, жизнь которого однажды спас мой тесть Еркен.

Действие:
Гости радостно и одобрительно кивают.
Валихан встает и обнимает Исатая.

                Голос за кадром
И вновь зазвучали звуки кобыза, но теперь они были веселые и жизнерадостные.


177. Нат. Казахстан. Берег реки Ишим. Шалаш волхвов. Гостомысл и Никита купаются в реке.

                Никита
– Скажи, отче, почему рубцы на твоем теле разные? На спине, знаю, то рубцы от розог княжьих, а на плече и груди – будто от меча.

                Гостомысл
– Не всегда я был волхвом. Поведаю я тебе, отрок, историю свою и предков наших.

Действие:
Гостомысл полощет рубаху, развешивает ее на ветки тальника и, присаживается возле костерка.

                Гостомысл
– Жили пращуры наши у берегов Скифского моря. И звали вороги это море черным, северным, негостеприимным. Потому как покорить не могли жителей, брега его населявших. Всячески получал отпор завоеватель, когда нога его ступала на нашу землю.
Но в три тысячи девяносто девятом году от сотворения мира ушли князья со своими родами и подданными в поисках земель новых. И четырнадцать лет искали они, где им поселиться. Наконец-то вышли к огромному озеру и назвали они озеро Илмеры, по имени сестры своей. И были два князя – Словен и Рус, сыновья князя Скифа.
Словен со своим родом поселился у реки Мутной, поставив град Словенск, что сейчас называется Великим Новгородом. С этого времени и стали называться скифы-скалоты словенами. Река же, впадающая в Ильмень-озеро, названа Шелонью, по имени жены Словена.
А князь Рус основал град Рус. Теперича это Старые Русы.
Наследовавшие за ними князья стали зваться словенами и русами. Управляли они огромными землями от океана студеного на севере до реки Обь на востоке. Ходили походами на Египет, Грецию и другие страны.
Один из потомков Словена был князь Вандал, и именно при нем зародилось Русское государство. Жили в мире и согласии в нем словено-русские племена и другие народы, такие как весь, меря, чудь, мурова и мордва.
У Вандала народилось трое сыновей: Избор, Владимир и Столпосвят. Каждый имел свой град. Потомок князя Вандала в девятом колене, князь Буривой, был моим отцом.

Действие:
Гостомысл подбрасывает хворост в костер и тяжело вздыхает.
 

Никита
– Это как же, отче? Ведь Буривой, почитай, тысячу лет назад правил? А ты сын его?

                Гостомысл
 – Наказ богов наших – не умереть мне, покуда Русь в начальные границы не верну. А наказание такое дадено за то, что род прямой на мне прервался, поэтому мне и бдеть над всем, что происходит на Руси. А еще нужно мне опознать и наказать убийцу наставника Веденея. И ты мне поможешь. Но об этом позже будет разговор.

Действие:
Гостомысл надевает просохшую рубаху.

                Никита
 – А я и гляжу, пошто у тебя борода далее не растет. Почитай, год вместе, а не меняешься никак и волосы не срежешь.
 
                Гостомысл
– Тебя, Никита, дальнего потомка князя Столпосвята, я разыскивал долго. Потерял я вас с отцом в Коломне, когда вы кремль строили. Да нашел тебя в рабстве басурманском. И побег твой из плена не обычный случай. Готовлю я тебя к миссии важной, но рано еще об этом говорить, не пришло время.

                Никита
– Так про себя расскажи, отче. Уж дюже интересен твой рассказ о жизни давней.

                Гостомысл
– Ну, слухай, коли интерес имеешь, отрок. Княжил я после отца своего. Смог порядок восстановить на Севере, разбил варягов и изгнал их. Мой-то отец от них поражение терпел и был вынужден отступить в град Бярмы на реке Кама, где народ коми жительствует и поныне. А чтобы мир хранить, выдал я замуж дочь свою Умилу за ободрийского князя Годлава. Был в моей жизни и варяжский плен, и побег из рабства, и дальние морские походы с дружинами славянских викингов, и борьба с норманнами, захватившими Новгород, беспощадная война против саксов и великая победа над хазарами, которая обошлась мне слишком дорого. В этой сече пали сыновья мои, и я, старый князь, остался последним в роду, правившим Новгородом не одно столетие. Но моя дочь родила мне внука Рюрика, которому суждено было продолжить дело своего деда, объединив Русскую землю и подарив ей великое будущее.

                Никита
– Хорошо же потчуют тебя Рюриковичи, чуть до смерти не забили розгами.
 
                Гостомысл
– Боги уже наказали Иоанна бесплодием своим да болезнями всякими. А Анастасию, дочь боярина Романова, жену его, я пожалую царским троном.
               
                Никита
– Так преставилась она?

                Гостомысл
– Род ее награжу за то, что мази присылала мне, когда спину лечили. Душа у нее безгрешная, ручка – добро дающая.

                Никита
– Но говорят, отче, Рюриковичи из варягов-то призваны были?

Действие:
Гостомысл подбрасывает хвороста в костер.

                Гостомысл
 – Приснился тогда мне вещий сон. Выросло из живота моей дочери дерево, под корнями которого весь мир уместился. Волхвы разгадали сон. И чтоб смуты не было, решили призвать внуков моих на княжение. Средь них троих и Рюрик был. А родила она их от князя ободрийского.
Вот и называли за глаза поначалу варягами их.
А шрамы от мечей получил я в битве с немецким королем Людовиком Вторым, там я был тяжело ранен.



178. Нат. РЕКА ТАГИЛ. Разгромленный стан Ермаковцев. Маметкул ходит внутри поверженного стана.

                Голос за кадром
Маметкул ходил среди трупов. Победа не радовала его.
За частоколом, куда, неся огромные потери, ворвался его отряд, оказались тела только немецких наемников. Казаки же ушли водой к Чиге-Туре.
Оставив на убой отряд наемников, Ермак без боя по течению продвигался дальше к Тоболу.

                Маметкул
– Дадим бой у слияния Тавды и Туры. Не послушал меня Алей, щенок!

Действие:
Конный отряд Маметкула скачет вперед.

                Голос за кадром
Летя впереди войска на арабском скакуне, в свисте встречного потока воздуха слышал Маметкул и ехидные слова пригрезившегося ему намедни старца:
 – Мальчишка командует Батыром! Ха-ха!


179. ИНТ. Район современного города Омск. Слияние рек Омка и Иртыша. Стан изгнанного Кучумом царевича Сейдяка. Юрта Сейдяка.

                Голос за кадром
Изгнанный царевич Сейдяк, сын Бекбулата и племянник сибирского хана Едегера, после трех зимних набегов на Кучумовские поселения находился на летнем отдыхе в районе впадения речки Ом в Эртыс. Обосновал он на высоком берегу улус, который находился в девяти днях пути от Кашира (Искера), его родины, столицы ханства, так жестоко отобранного узбеком Кучумом.
Прибывший человек из Чиги-Туры был знаком Сейдяку.
Он был сыном одного из влиятельных подданных Едигер-хана, погибшего от руки Кучумовских воинов, и даже дальним родственником самого Сейдяка.

Действие:
В юрту входит Ибрагим ( Ибрашка, тот что с Угором пришел в Сибирь из Перьми)
 
                Сейдяк
– Присаживайся, дорогой Ибрагим. Угощайся. Ты ведь голоден и только с дальней дороги. Я видел твоего коня – он весь мокрый – и велел накинуть на него плед с моего жеребца, пока ты спал в гостевой юрте.

                Ибрагим
– Благодарю тебя, почтенный Сейдяк. Быть тебе ханом на нашей земле.

                Сейдяк
– Силен Кучум. Я только и могу нападать на его людей из засад.

                Ибрагим
– Терпит нынче слепой узбек поражение за поражением. Недолго ему осталось корпеть на престоле наших предков.

                Сейдяк
– От кого терпит? Говори, если хорошая новость, то награжу тебя двадцатью лошадьми и бухарской саблей.

                Ибрагим
– Русичи скатились по Тагилу в Туру, бьют Кучума. В последнюю битву сам Кучум повел войска, но перебили его всадников урусы из-за земляного вала и окопа, который выкопали ночью. Английские и испанские пищали у них теперь бьют далеко. От злобы своей, а нам на радость, хан не внемлет советам мудрого воеводы Маметкула, предложившего окружить урусов и взять голодом. Повел упрямый узбек конницу, да и положил ее на поле перед рвом. Самого ранили, сына Алея, наследника своего, чуть к Аллаху не отправил. Теперь Кучум готовит новое, большое сражение у самого Кашира. Зазывает гонцов в степь с посланиями помочь ему в борьбе с урусами. Слышал я, почтенный Сейдяк, и тебе грамоту Кучум присылал?

                Сейдяк
– Прислал. Предложил мир и согласие. Просил забыть прошлое и выступить супротив урусов. Но я ответил, что смерть моего отца и дяди может только сгладить смерть Кучума и его выводка.

Действие:
Ибрагим протягивает пустую пиалу слуге.

                Ибрагим
 – Налей еще, уж очень вкусен чай у твоего хозяина.

Действие:
Слуга, подливает половину пиалы.
                Ибрагим
– Да лей больше.

Действие:
Слуга кланяется и отходит, недолив ни капли.
 
                Сейдяк
                (улыбается)
– Одичал ты, на Руси проживая, у нас полная чаша означает – выпил и уходи прочь. Когда же половину наливают, значит, что беседа не кончилась и тебя не гонят из юрты.

                Ибрагим
                (смеется)
– Так столь лет на Руси жил. Там коли ковш поднесенный не выпьешь, то обидишь хозяина.

                Сейдяк
– Просьба к тебе, Ибрагим, есть. Нужно съездить к почтенному Валихану и склонить его не идти на помощь Кучуму.

                Ибрагим
– Я готов.

                Сейдяк
– Писать ничего не буду. Напомни ему, что десять лет назад посещали наши владения послы Мальцев Семен и Третьяк Чебуков. После того Иоанн разрешил нам торговать без пошлины на землях княжих, вести торговлю всякую, свободно пребывать в городах на Руси. Это было золотое время. Но Кучум порвал отношения с урусами, набеги принялся вершить. С Русью нужно торговать, а не воевать, потому как ойраты с востока на нас глазами волчьими глядят. То, что Валихан победил малый отряд, спасибо ему и Исатаю, но, если пойдут на нас тумены джунгар, не выдержим мы натиска и все под монголоидами в гнете окажемся на веки вечные. А уж как вырезали под корень они роды наши, знает Валихан по легендам предков. Были тогда времена, когда всех мужчин, кто выше оси колеса арбы, резали, а кто ниже, уводили в рабство.

                Ибрагим
– Моя жизнь и так в опасности, уважаемый Сейдяк, так как моя стрела в бою ранила Кучума, а она подписана моим именем. Знает, слепой осел, что смерть его рядом ходит и ищет меня.

Действие:
Ибрагим протягивает взятую из своего колчана стрелу.
Сейдяк осматривает стрелу, на деревянной поверхности мелко выведено по-арабски: «Ибрагим мстит Кучуму».
               
Сейдяк
- Ибрагим мстит Кучуму. Ибрагим отомстит Кучуму. И Сейдяк отомстит Кучуму. В месте мы сила!



180. Нат. Сибирь. Берег реки Обь. Лог. Изба Архипа. Крыльцо.
        Архип рассматривает сеть для ловли рыбы. Которую принесла Ксения.

                Архип
– Рукодельница ты наша.

Действие:
Ванюшка, вставляет пальцы в ячею, важно добавляет.

                Ванюшка
– Почитай, трехперстная выходит. На чебака аккурат сойдет.

                Архип
– А мы ее на стерлядь поставим в протоке. Стерлядка как раз по затопленному тальнику сейчас ходит, личинок и жучков со стволов собирает. Вот мы сетеху и притопим вдоль течения под кустами. А для начала, Вань, кишки оленьи кинь на солнцепек, а как вороны налетят, так мы и жахнем по ним из пищали.
                Угор
 – А вороны тебе на что?

                Архип
– Опарышей дождемся, рядом с сетью ворон с пригрузами и притопим. Стерлядь найдет приманку и начнет там кружить, вот в сеть и залетит. Мы так на Волге ставили по большой воде. Вона зимой сколько стерлядок в морды попадало. Значит, и летом она есть. Китайские купцы придут, нужно у них еще ниток шелковых наменять.

                Угор
– Не придут нынче купцы китайские. Хан Кучум грамоты заслал, чтоб воинов к нему посылали князья остяцкие и вогульские, так как казаки уже вблизи Кашира стоят. Много челнов пришло с Туры на Эртыс и Тобол.



Действие:
Архип хватает вогула своими огромными лапами и, как ребенка, подбрасывает вверх.

                Архип
– Пошто молчал?! Сучий кот!!! Казаки пришли в Сибирь!!!

                Угор
                (оправдывается)
– Так ведь только же с Атлымских юрт пришел. Ты своею сетью мне голову заморочил, не успел и рассказать.



181. Нат. СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН. Берег реки Ишим. У шалаша волхвов. Раннее утро.

Гостомысл будит Никиту. Ярко-красный диск солнца показывается над краем степи.

                Гостомысл
– Накидку возьми, утро прохладным будет.

                Голос за кадром
Еще вчера они решили, что пойдут на сопку, проверят свое жилище.
От шалаша на Исиле до Жаман сопки было верст тридцать, и нужно было пройти половину пути до полудня, чтоб летняя жара застала путников уже в березовых околках.
Так и шли, не торопясь, в маленьких перелесках, собирая травы.
 
                Гостомысл
– Вот ты, отрок, глаголил нынче про веру православную, а она ведь еще до крещения Руси была православной.

                Никита
– Это как же, отче?

Гостомысл
– Правь – это мир богов. Истина миром правит, а она на небесах, сынок. Вот и славили пращуры наши правь небесную. А доказательством моих рассуждений есть запись, оставленная греком Велизарием, который еще задолго до крещения в девятом столетии побывал на Руси и написал: «Православные словене и русины – дикие люди. И дико и безбожно девки и мужи запираются в топленой избе и истязавши телеса своя прутьями древесными до изнеможения, а опосля прыгавши в прорубь холодившись, вновь идяще во избу истязати телеса своя».

                Никита
– Так то же про баню сказано!

Гостомысл
– И не только, Никитушко, про баню. А то, что он православными их называл в своей летописи, ты мимо ушей пропустил?

Никита
– Ой, и точно!

Гостомысл
– Будь внимателен. Зри истину в сказанном и мудр будешь. Прославляй правие, и истина тебя не покинет. Вот идем мы сейчас по земле предков наших. Земля это называлась Скифия, то бишь поселения с храмами. Но во время семилетней засухи часть племен переселилось на запад, и стали называться они скифы-сколоты. Это были потомки боярина Скотия. Они не только хлебушек выращивали, а и скот содержали. И был у них бог-покровитель – Велес. У каждого племени был покровитель свой, но над всеми правили общие боги. Я тебе давеча об этом сказывал.

Действие:
Гостомысл смотрит на горизонт.
Никита тоже глядит в сторону, куда смотрит Гостомысл. Еле различимое облачко пыли показывается на горизонте. Никита падает на землю, прикладывает ухо к земле.

                Никита
– Кони, отче. Не менее десяти. Галопом идут.
 – Кого там нелегкая несет?!

Гостомысл недовольно морщится, оглядывает местность в поисках укрытия. Вокруг путников расстилается степь, и только на горизонте синеют голубой полоской желанные лесные массивы.

Всадники выныривают из овражка и, замечая двух путников, направляют своих коней в их сторону.
 

Старший воин прижимает плетку к груди, слегка кланяется, вежливо здоровается старший воин.

                Воин
                (это Ибрагим)
– Кайрыла тан, ата.



                Гостомысл
– И тебе доброе утро, Ибрагим.
 
                Ибрагим
– Ты знаешь мое имя?

                Гостомысл
– Я знаю все, дитя мое. Ты мурза Ибрагим, дальний родственник Едигер-хана и держишь путь к Валихану. Передай ему поклон от старца Гостомысла.

                Ибрагим
– Не тебя ли поминали мои друзья Архип и Угорка?

                Гостомысл
– Меня.

Действие:
Никита выходит из-за спины старца.

                Никита
 – Так, значится, живы мои сотоварищи? Дошли они до урмана?

                Ибрагим
– Живы они да здравы, чего и тебе желают. Ты ведь никак каменотес Никита, что в степи со старцами остался?
 
                Никита
– Да, это я. Но теперича Втораком меня кличут. При случае привет моим товарищам передавай.

Действие:
Старец подает Ибрагиму курдюк с козьим молоком.

                Гостомысл
– Отведай, оно вечерошнее, прохладное.

                Ибрагим
                (берет курдюк в руки)
– Благодарю, отец.

                Гостомысл
– Передай Валихану, что из Бухары идет кайбаша Батыржан, он ведет на помощь Кучуму триста воинов. Бухарцы пройдут правым берегом Исиля, поэтому вы с ними в степи не встретитесь. Батыржан с Исатаем друзьями стали после битвы с джунгарами. И он готов тоже созывать воинов для выхода в поход к Кучуму. Ты знаешь, для чего тебя послали. Валихан мудр, он не пошлет подмогу Кучуму. Доброго пути тебе, воин.

Действие:
 Ибрагим стегает камчой коня.
 
                Ибрагим
 – Онынызга аса рахмет

Действие:
Гостомысл смотрит вослед уезжающим всадникам.

                Гостомысл
– Не нужно меня благодарить, это твоя судьбина, мурза Ибрагим.

Действие:
Пыль от конного десятка Ибрагима оседает, путники двигаются далее.

                Никита
– Откель ты его по имени знаешь, отче?

                Гостомысл
– Это Ибрагим, который зарежет Кучум Хана. Но случится сие еще не скоро. Ему предстоит пройти много испытаний, прежде чем он осуществит свою месть.

Действие:
Гостомысл и Никита идут по степи.

                Гостомысл
- Про западных скифов, от которых наш род идет, я тебе, отрок, поведал. Теперь слухай про северных наших родичей.

                Никита
 – Сказывай, сказывай, отче, уж больно у тебя умно получается.

                Гостомысл
– Во времена второго Харийского похода в Драведию или, как сейчас называется, Индию, поход возглавлял Сканд. Было это в три тысячи пятьсот третьем году. Шли они научить народ с цветом кожи мрака синего не приносить кровавые жертвы Черной Матери и Змеям-драконам из мира Нави. Несли они веды им и веру. И назначили верховным жрецом богини Тары над всеми людьми Дравении хана Умана. Перестали приносить они жертвы кровавые, осознали дравении, что люди они, а не звери лесные. Ведь Перун, когда победил темные силы, воткнув меч в землю, запретил жертвоприношения кровью. Внемли они ведам нашим, поэтому и почитают до сих пор Сканда и людей белых, принесших им веру.
Делились тогда люди на племена харийцев, дарийцев, словенов и русов. Но были одним общим народом и жили в согласии.

Действие:
Гостомысл присаживается на придорожный камень.

                Гостомысл
 – передохнем, давай, отрок, чтой-то слабоват я стал на ноги последние сто лет.

Действие:
Никита ложится на спину подле старца, грызет травинку, глядит в небесную синь.

                Никита
– А что далее было?

                Гостомысл
– Сканд вернулся в Асгард Ирийский. Его благословил на переселение великий Один. И повел наш народ бог Моксий.
 
                Никита
– Моисей, что ли?

                Гостомысл
– Не путай меня, Вторак. Моисей там рядом не ступал. Шел с Моксием волхв из Асгарда.

                Никита
– А где он находился-то, град Асгард?

                Гостомысл
 – На впадении речки Омь в Эртыс. Там ныне улус хана Сейдяка, откуда наш Ибрагим едет. Монголы Асгард разрушили семь веков назад. Искали богатства великие, про которые ходили легенды по всему свету. Но не нашли ничего, так как богатством были вера и знания.
Дошли племена до реки Мутной и повстречались с князем Словеном и его народом. Пошел Сканд дальше. Только реку Мутную именем волхва опосля назвали, так как помер он именно в этом месте. Привел Сканд племена на север. А когды помирал князь, то повелел народам не уходить с этих мест, потому как душа у него тут остается. Вот и назвали страну Душою Сканда. А душа перевод имеет со скифского и Навией зовется. Вот и вышло название Скандинавия. И теперича эта земля охраняется душой князя Сканда.
На большой стороне жили потомки скифов, и языком словены пользовались общим, друг дружку понимая. Ты вот сейчас что лицезришь?
               

                Никита
 – Вол пасется. Юрта стоит. Бешбармаком пахнет.

                Гостомысл
 – Ну, пойдем тогды к юрте. Водицы попьем. Может, полечить кого потребуется, так и на бешбармак выслужим.

Действие:
Проходят мимо пасущегося вола.

                Гостомысл
 – Вол пасется на лугу.

                Никита
– Ты чего это, отче?

                Гостомысл
– На русском так будет. А на древнеиндийской сакди как будет это звучать?

                Никита
– Не ведаю, – косясь на вола, ответил Никита.

                Гостомысл
– Так же: «вол пасется на лугу»!

                Никита
– Ух ты, как по-нашенски.

                Гостомысл
– На древнешотландском, и на древнеисландском, и на древнеирландском: «вол пасется на лугу». Потому един язык был. А кто по-нашему не говорил, тех немыми обзывали. Немцами, однако. То были и римляне, и индусы южные, и северяне-самоеды, и джунгары.


Действие:
Подходят к юрте.
Гостомысл здоровается с хозяином стойбища. Отпивает из пиалы воду поданной хозяином. Из юрты слышен плач ребенка.
               
                Гостомысл
- Не нужна ли какая помощь.




                Хозяин стойбища
Мой сын Какен пятую ночь не спит, плачет и жалуется на боли возле пупка.

182. Инт. Юрта хозяина стойбища.

Гостомысл заходит в юрту, подходит к двухгодовалому ребенку, который, увидев незнакомого старца, вновь истошно голосит.
Но увидев раскачивающийся маятником шар, замолкает.

Гостомысл кладет ребенка на колени, водит пальцем округ пупка, шепчет.

                Гостомысл
– Мать тебя, Какен, носила, мать тебя выносила, мать за тебя болела. А теперь мать грыжу черную заедает, с младенца Какена снимает. Грыжу черную, грыжу красную, грыжу желтую, грыжу белую, грыжу родимую. Загрызать буду грыжу любую, подъяичную грыжу, подколенную, ясную. Закусывать буду грыжу ревучую, грыжу тянучую, грыжу едучую. Все грыжи я заем, от всех заговорю, Какена здоровьем крепким наделю. Чтоб не было у него никакой грыжи в новом месяце и новом году, ни в новом месте, ни на старом месте, ни сейчас и никогда. И утром, и ночью, и вечером, и днем будь спокоен, Какен, спокоен и угомонен. Спи крепко, расти быстро. Слова мои верны, слова мои сильны, острее ножа они, острее меча они, копья сильнее они. Заговор ключом своим закрываю да в море ключ тот бросаю. Никому не отговорить, никому слова не изменить. Да будет так.

Действие:
Волхв бережно кладет уснувшего мальца в люльку. Рядом стоит, вытирает слезы уголком платка женщина.

                Гостомысл
                (женщине)
– Будет спать до ночи глубокой. Завтра кушать попросит, кумыс и шубат не давай, они живот пучат. Чаем напои, шурпы дай.

Действие:
Кушают в юрте. Хозяйка подносит угощения. Хозяин благодарит Гостомысла.


183. Нат. Степь. Видна Жаман Сопка. За спинами путешественников стойбище.


Гостомысл и Никита идут по степи в сторону их сопки. С боку из оврага выезжает отряд в пятьсот сабель. Нагоняют волхвов, окружают. Кружат на лошадях вокруг Никиты и Гостомысла, размахивают саблями.

                Богато одетый воин
 – Кто утром проезжал этой дорогой? Говори, старый осел!
 
                Гостомысл
                (снимает с шеи шар на цепочке)
– Не ведаю, почтенный.

                Богато одетый воин
– Следы показывают, что всадники останавливались и говорили с тобой.

                Гостомысл
– Они спрашивали, как найти реку Есиль, вдоль которой на север идет отряд Батыржана.

                Богато одетый воин
– Батыржана? Это тот, что ушел самовольно в Бухару, оголив проход на Туре?
               
                Гостомысл
– Да.

                Богато одетый воин
– Хан Кучум объявил его изменником.

                Гостомысл
                (качая шаром на цепочке)
– Да, и к нему присоединится десяток Ибрагима, который ранил стрелой твоего хана, Самед.

                Богато одетый воин - Самед
– Что-то много ты знаешь, старик. Откуда имя мое тебе известно? – замахнувшись саблей, не своим голосом закричал воин. – И прекрати качать шаром! Он меня раздража…

Действие:
Далее, как в тумане, все джигиты полусотни слышат громовой глас с неба.
               
                Громовой глас
– Кто вытащил саблю из ножен или стрелу из колчана, увидит в руке ядовитую змею!


Действие:
Глаза Самеда расширяются.  Вместо сабли он держит в руках за хвост кобру. Змея извивается, норовит укусить его за лицо.
Самед испуганно отбрасывает ее на землю.
За его спиной звенят падающие сабли, луки и колчаны, раздаются испуганные вопли.
Змеи-сабли ползают под ногами коней, извиваются в колчанах, выползают из ножен.

                Голос за кадром
Когда Самед пришел в себя от гипнотического сна, уже смеркалось. Отряд на конях гарцевал вокруг него. А на земле валялось брошенное оружие.
Волхвов же и след простыл.

Действие:
Самед спрыгивает с коня, поднимает саблю. Толкает коней, пробуждает своих воинов.
                Самед
- Поднимайте оружие. Это были колдовские чары. Поднимайте оружие! 



184. Нат. Степь. Отряд Батыржана едет навстречу отряду Самеда.


Батыржан с тремя воинами выезжает для встречи.
Но полусотня ногайцев, вдруг опускает копья, мчится на Батыржана.

                Голос за кадром
Триста воинов Батыржана не ожидали такой развязки. Безумные всадники неслись в атаку на своих!

                Батыржан
– Стой! Опомнись, Самед!

Действие:
Наконечник копья Самеда, блестя на солнце, неумолимо приближается.
Воины, скачущие позади Самеда, поднимают копья и приостанавливают коней, они узнают союзников.
Но их начальник как заколдованный гонит коня прямо на Батыржана.

Узбек отбивает копье и рубит плашмя обезумевшего ногайца по шлему. Самед слетает с лошади и на время теряет сознание.



185. НАТ. Степь. Воины спешились. На тюфике лежит Самед. Открывает глаза. Видит лицо Батыржана.

                Батыржан
– Ну, очнулся? Зачем налетел на нас? Что, насвая объелся?

                Самед
                (пытается встать)
– Ты, Батыржан, изменник! Смерть тебе!

                Батыржан
– Я так не думаю. Мы сражались с джунгарами, чтоб они не напали на ханство с востока.

                Самед
– Зато на нас напали урусы.

                Батыржан
– Если на Сибирское ханство напали урусы, почему ты здесь, а не там? Обвинить в измене легче, чем добиться истины. Я иду на помощь хану Кучуму. И ему решать, как со мной поступить. Ты задержал меня на полдня. Возможно, уважаемый Кучум-хан спросит с тебя за это.


Действие:
Самеду из реки приносят ведро воды. Он выливает холодную воду себе на голову и отбрасывает в сторону ведро из кожи.

                Самед
– Во всем виноваты колдуны-урусы. Сначала они превратили наши сабли в змей, а потом послали помутнение в мой рассудок. С ними нельзя разговаривать, иначе они напустят колдовские чары.

                Батыржан
– Тебе повезло, Самед, что никто из наших людей не убит. Мы идем на север. Ты с нами?
                Самед
                (своим десятникам)
– Пошлите дозоры в степь и вперед по Исилю. Всех, кого обнаружите, ведите сюда! Если встретите двух колдунов-урусов, убейте их!



186. Нат. Сибирь. Русло реки Обь. Вблизи лога и избы Архипа.



                Угор
 – Вот это улов!

Действие:
Вогул и Ванюшка собирают со дна челнока стерлядь в мешок.

                Ванюшка
– Меня дядька Архип этому научил, подсказав, как правильно поставухи ставить. Сам бы ни в жизнь не додумался. А рыба вся тут в кустах и собралась. Она ил роет, с веточек жучков и улиток собирает под водой. Вона, дядька Угор, смотри, какие носы! Как у хряков


Действие:
Угор приглядывается. Ванюшка тоже разглядывает предмет на поверхности воды, который плывет по течению.
               
                Угор
 – Ну-ка, ну-ка, погодь. Что там по течению спускается?
 
                Ванюшка
– Ладья боком плывет. Людей не видать. Пустая что ль? Ловить ее надобно. Сидай, дядя Угор, в мой челнок, сейчас мы ее споймаем!
 
Действие:
Угор прыгает с берега в челн.

                Угор
– Давай, выгребай, а то проплывет мимо, не успеем перехватить.

187. Нат. Русло реки Обь.

Посередине Оби, мерно качается на волнах, плывет по течению большая ладья с опущенным парусом.
К ней наперерез гребут на челночке наши друзья.
Подплывают.
Челнок, стукается о борт ладьи.
Вогул подтягивает борт и заглядывает вовнутрь.
 
Казак Семен, выглядывает из-под шкур. Он смотрит на вогула и Ванюшку пьяным взглядом.

                Семен
– Вот я зараз как дам палицей в лоб! Не шалить!



Действие:
Семен узнает Угора. Садится на лавку, мотает головой.
               
                Семен
– Вот так бухарское вино! Веселит шибко, да и на сон пришибает. За Каширом начали пить его, а токмо тут и очнулись! Хорошо, мимо избы не прошли!
                Ванюшка
– И не страшно вам, дядя Семен? Татар кругом туча, а вы спите крепко, нападут ведь ненароком и кончат сонных.
 
                Семен
– Нет ныне татар, сынку! Наш теперь град Кашир! Мы его Тобольском пере назвали! Кучум побит и в степь убег, а рыбоеды вовсе разбежались. Как там мой друже Архип? Я ему два бочонка вина везу. Награда, значит, от атамана Ермака за пособье в деле нашем.

Действие:
Семен пинает ногами спящих попутчиков. С ним два купца и два казака. Те шевелятся под парусом.

                Семен
– Ну-ка, подымайтесь! Да беритесь за весла, лентяи.

188. Нат. Берег. Лог.

Архип, выйдя на берег, поджидает челнок и ладью.

                Архип
                (кричит)
– Сильней загребай! А то снесет вниз по течению.

Действие:
Ладья причаливает к берегу.
Ванюшка на своем челноке гребет к месту, где лежит в траве пойманная стерлядь.

Семен и Архип обнимаются.
Купцы и казаки сносят на берег пожитки.

Семен и Архип присаживаются на береговые камни.
 
                Архип
– Давай сказывай, как вы Кучума одолели, да поподробнее. А то намедни были тута остяки, которые с битвы от казаков убежали. Так они наперебой говорили о белом князе, что на Чувашском мысу побил хана. Да толком ничего я и не понял. Только кланялись они и просили, чтоб я за них слово заступное молвил.

                Угор
                (предлагает)
 – Пошли в избу, там и расскажет Семен про поход их.
 
                Семен
– Ты, Архип, не серчай, один бочонок, что Ерема в награду тебе дал, мы по дороге выпили. Так что не обессудь.
 
                Архип
                (поднимаясь)
– Ничего, ничего, у меня медовуха стоит в леднике, на меду да соку березовом. Пошли до избы.

                Голос за кадром
Архип был на небесах от счастья. Наконец-то в этот глухой край прибыли соплеменники! Но надолго ли? А вдруг скатятся казачки? Не удержат столицу Сибири? Не приживутся?..

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/09/491


Рецензии