Любовь Дмитрия Писарева к Марко Вовчок

Нарядный бело-голубой храм, что близ Сафари-парка неизменно привлекает внимание путников. Нарядный и строгий, стоит он поодаль от трассы.

Каменная церковь иконы Божией Матери "Знамения" была построена на средства помещика А.И. Писарева в 1775 году. Название храма дало имя и селению.

По переписи 1926 года - деревня с 25 дворами и 125 жителями. В 1932 году в ней проживал 131 человек. На 1 января 1997 года в Знаменке было 13 дворов и 24 жителя.

Здесь, в имении Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии, родился и провёл своё детство русский публицист, литературный критик, философ-материалист и революционный демократ Д.И. Писарев (1840-1868). У талантливого на грани, в его жизни не было истории нравственного мира, а был ряд взрывов, немедленно отражающихся на идейном процессе писателя. Вся действительность производила на него впечатление мистификации, а его "Я" возрастало до грандиозных размеров. В припадке мании величия он принялся за изучение Гомера с целью доказать одну из своих "титанических идей" о судьбе древних. Мания окончилась настоящим умственным недугом.

В детские годы в Знаменке бывала также Мария Вилинская - будущая писательница Марко Вовчок (1833-1907), приходившаяся родственницей Писаревым. Вовчок была объектом страсти Дмитрия Ивановича. И именно с ней и её сыном он отправился к Рижскому заливу на морские купания, дабы поправить своё здоровье, где 4 (16) июля 1868 года утонул в Дуббельне (Дубулты). 28-летнего Писарева нашли через час, но вернуть к жизни уже не смогли. Пока в Риге два дня делали свинцовый гроб, Мария сидела у тела Писарева в маленькой православной часовне на побережье. В течение этого времени она ничего не ела. Гроб с телом Дмитрия погрузили на пароход "Ревель". Но по пути начался шторм. Мария Александровна, пережившая один удар за другим и к тому же измученная морской болезнью, услышала, что матросы узнали, что на борту перевозят покойника (а по морским поверьям покойник на борту - к беде). Они уже хотели выбросить тело за борт, но Мария уговорила их не святотатствовать.

Когда утром пароход причалил в Санкт-Петербурге, у Марии Александровны началась нервная горячка. В дом её внесли в полубессознательном состоянии. 29 июля, в день похорон Писарева, она метались в горячке, звала Дмитрия и пугала сына Богдана тем, что никого не узнавала.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии