Маша Трауб Тур по Заполярью? Красиво звучит!

Жить без приключений нам никак нельзя. 9 декабря 2021-го года в Североморске ждали Машу Трауб,  известную, особенно в женских кругах, российскую писательницу, однако вовремя она не прилетела – задержали рейс. Встречу с читателями пришлось отменить. Однако на следующий день, несмотря на цейтнот, она не могла отказать себе в удовольствии побывать в столице Северного флота. Вечером в Центральной городской библиотеке им. Л.Крейна состоялась встреча с почитателями ее таланта.

Коротко представим Машу Трауб широкому кругу читателей. Ей 45 лет, настоящее имя – Мария Киселева, замужем за журналистом Андреем Колесниковым. Написала более 30 книг прозы, автор двух детских книг. Большинство посвящено теме материнства, воспитания детей, образу жизни среднего класса. Маша — журналист, поэтому ее книги не спутаешь с другими. Она легко улавливает острые проблемы, нюансы отношений. Ее романы серьезные и трогательные, она бывает беспощадна и в то же время легка и остроумна.

По бестселлеру «Дневник мамы первоклассника» был снят художественный фильм. Кинолента режиссера Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами» снята по ее повести «Домик на юге». По книге «Съедобные сказки» поставлена детская опера на сцене Детского музыкального театра.

Во время встречи журналисты и библиотекари имели возможность задать Маше вопросы, поэтому дальше о себе автор расскажет сама.

- Маша, как Вы начали писать книги?

- Все началось с харассмента (улыбается). Я окончила МГИМО, владею французским, английским, работала журналистом-международником, брала интервью у Жака Ширака. А мой будущий муж был как раз моим начальником в газете «Известия». Так начались наши отношения. Когда мне исполнилось 28 лет, а сыну уже было 6, он сказал, что хочет иметь в доме хозяйку, а не вечно мотающегося повсюду репортера. Тогда я ушла в семью, можно сказать, заново познакомилась со своим сыном. Но без дела просидела только 2 месяца. Нужно было чем-то заняться, и я села и написала повесть. А поскольку я была довольно известным в узких кругах журналистом, решила взять псевдоним и отправить в три издательства. Поспорили с мужем на шоколадку, что мою работу заметят. И я каким-то чудом выиграла. Из одного издательства позвонили и спросили, есть ли еще что-то. Я, конечно, сказала, что есть, и за месяц написала вторую повесть. И пошло-поехало.

- Откуда у Вас такой интересный псевдоним?

- Это девичья фамилия свекрови - мамы моего мужа, ее уже нет в живых. Наверное, это самый дорогой подарок, который мне сделал супруг. Дело в том, что сейчас не осталось в живых ее носителей, а он хотел, чтобы фамилия осталась в семье, чтобы дети знали, что она принадлежит их роду. Еще живы подруги свекрови, поэтому для меня это колоссальная ответственность, я не имею права в своих книгах схалтурить.

- Где Вы берете сюжеты для ваших книг? Они автобиографичны?

- Я не описываю жизнь от начала до конца - это художественная литература. Хотя, конечно, зачастую есть прототипы. Вот чужих детей могу описывать целиком. Там невозможно ничего придумать, даже и пытаться не стоит. В данном случае, жизнь – лучший рассказчик. Я вкладываю в свои книги душу, любовь, именно поэтому пишу про детей. Сюжеты? Наблюдаешь за реальностью, что-то добавляешь. Как говорится, одну ягодку берешь, на другую смотришь, третью примечаешь, четвертая мерещится.

- Откуда у Вас силы столько работать?

- У меня достаточно жесткий график. Но я не могу иначе, это мой темп. Кто-то пишет роман пять лет, кто-то справляется за год, у меня - три романа в год. В работе, как правило, несколько рукописей. Недавно сдала рукопись, которая выйдет в марте. Уже пишу следующую, которая планируется к выходу на сентябрь. Сейчас продвигаю новинку. Я спринтер. Люблю короткие дистанции, рассказы писать. Выложилась – и все. Иначе я устаю: от романа, от своих мыслей о нем. Кроме того, я вернулась на образовательный интернет-портал «Мел», где веду колонки, то есть стараюсь работать как журналист. А то что закрылся «Огонек», где я выступала в качестве колумниста, было очень обидно.

- Вы довольны тем, как продаются ваши книги?

- Тиражи растут, последняя книга вышла тиражом 9 тысяч экземпляров. По нынешним меркам это очень хорошо. Работаю в огромной команде в издательстве ЭКСМО, где я всего лишь шестеренка, помогающая двигаться всей машине. В ней и менеджеры, и PR-директоры, и маркетологи, и оптовики, и продавцы, и библиотекари, и художники.

- Помогают ли фильмы в продвижении Ваших книг? Как Вы относитесь к интерпретации сюжетов?

- К кинофильмам отношусь, как к отдельному произведению искусства, имеющему право на существование. Однако фильмы снимаются по мотивам. Это отдельный сценарий, к которому я не имею отношения. Я не Джоан Роулинг с «Гарри Поттером», где сохраняется дословная детализация. К интерпретациям отношусь с благодарностью, они продлевают книге жизнь, давая ей второе дыхание. Но у нас кинообложки не так популярны, как на Западе, они не приводят к резким повышениям тиража. Кинообложка «Мама первоклассника» продавалась неважно.

- Хотели бы войти в хрестоматию?

- Нет, конечно. Однажды я вошла в задания по олимпиадному русскому. Нужно было придумать какое-то уместное прилагательное, эпитет, а текст был взят из моей книги. Мне позвонили все, кто только мог. Спрашивают, какой, а откуда я знаю, я не помню. А вообще уверена, что дети должны воспитываться на классике. Мои дети, к примеру, меня не читают и не собираются. Я для них мама. Мой сын Вася, когда был маленьким, считал, что все писатели умерли и висят на стене. Только после этого ты имеешь право именоваться гордым званием писатель.

- Как появилась возможность приехать в Кольский край? Первые впечатления?

- Это мне предложили в издательстве - «Тур по Заполярью», по-моему, очень красиво звучит. Мурманск, Североморск, Оленегорск. Я уже напросилась на следующий визит. Возможно, появятся новые сюжеты. Сюда приедет мой сын, потому что у него тут однокурсник живет, который его давно зовет. Знакомые спрашивают, видела ли я уже северное сияние. Уже не хочу, потому что я увидела здесь сияние людей, окруживших меня таким теплом, такой заботой, так согревших меня на Севере, что я давно такого не помню.

- Наконец, Маша, расскажите о Ваших детях.

- У меня трое детей. Старшего – Ивана - я не рожала, но с 10-летнего возраста воспитываю, сейчас ему 34. Живет отдельно, приезжает в гости, есть уже внуки. Васе 21 год, он заканчивает бакалавриат МГУ кафедры физики ускорителей и радиационной медицины. Поступал как олимпиадник на бюджет. Собирается поступать в магистратуру, возможно даже за рубеж. Серафиме 12 лет. Недавно она бросила художественную гимнастику и поступила в Детскую художественную школу имени Серова.


Рецензии