О Яве Летающий банан

   На страничке в Facebook 6 января 2022 года я опубликовал отрывок из своей книги «Мотоспорт – моя жизнь!» – раздел «Недопетая песня Виталия Грабовца». В нём идёт речь о моём друге, который насмерть разбился на мотоцикле Ява «Летающий банан» 9 июня 1977 года на дороге общего пользования. После публикации решил узнать, что есть в Интернете о мотоциклах Ява «Летающий банан». Набирал эту фразу в Яндекс и Googl и к своему удивлению получил вот такой ответ: На Яве растут бананы, которых нет больше нигде. О мотоциклах Ява «Летающий банан» нет вообще никакой информации! Я был поражён и решил исправить положение, рассказав об этих легендарных чехословацких мотоциклах, поскольку знал, что у меня о них есть информация в старых журналах «Чехословацкое Мотор-Ревю».
   Расхожие в наше время фразы: передовые технологии (hi-tech) или инновационные технологии (innovative technologies), в 60-е годы ХХ столетия практически не были в обиходе, НО!!! Это не значит, что прогресс замер! Нет! Он стремительно двигался вперёд! Возьмём, к примеру, чехословацкий бренд Ява, засиявший в мотоциклетостроении в 1928 году. Именно в 60-х годах прошлого века эта марка удивляла мир своими новыми моделями мотоциклов.
   Толчком послужила новая система организации чехословацкого мотоциклетостроения и создание, в связи с этим, самостоятельного исследовательского и экспериментального завода Ява в Праге. Возглавил это предприятие Йозеф Йозиф – «крёстный отец» послевоенной школы талантливых конструкторов мотоциклов в Чехословакии. Именно отсюда вышел в свет, сильно отличавшийся от своих собратьев, мотоцикл для многодневных соревнований.  Эти мощные мотоциклы, из-за необычной формы рамы и непривычного  крепления на ней двигателя, англичане назвали «Летающий банан» на соревнованиях The FIM 39th Inernational Six Days' Trial, проходивших в 1964 году в Эрфурте (Германская Демократическая Республика – ГДР), где они дебютировали. Однако не только этим удивил мир мотоспорта «Летающий банан». Дело в том, что из его блока двигателя можно вынуть кривошипно-шатунный механизм и коробку передач независимо друг от друга (!!!) и без снятия блока двигателя с рамы (!!!). Что это значит, объяснять, думаю, нет необходимости. Это был действительно прорыв в мировом мотоциклостроении. Такая характерная компоновка ходовой части и нестандартное крепление двигателя оправдали себя. Тут же под маркой Jawa-;Z была  выпущена небольшая партия кроссовых мотоциклов «Летающий банан». На них в то время выступали заводские гонщики, во главе с лидером – Властимилом Валеком. В 1965 году «Летающий банан» успешно дебютировал в шоссейно-кольцевых гонках (ШКГ). А в конце 1966 года работники завода Ява выпустили 30 мотоциклов для ШКГ, которые передали в Чехословацкий автомотоклуб. Следует отметить, что «Летающие бананы» для многодневки поставлялись в СССР и в ФРГ и снискали славу мощных и надёжных мотоциклов.


Рецензии