Баден-Баден. 4. Тургенев и Виардо

Одновременно с Достоевским в Баден-Бадене жил другой колосс русской литературы Иван Тургенев. Одно время последний поддерживал Достоевского в финансовом плане. Однако отношения между ними были довольно сложные, и  я не хочу здесь затрагивать эту тему.
               
Баден-Баден был для Тургенева не райским «уголочком», как для Жуковского, не «адом», как для Достоевского, а просто местом, где он счастливо прожил почти десять лет.               

При упоминании Баден-Бадена всплывает в памяти также имя Полины Виардо - французской певицы, согласно школьному курсу литературы, близко дружившей с Тургеневым. Полина Виардо, полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо - испано-французская певица, вокальный педагог и композитор. Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга.               

Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.

У Виардо было много поклонников. Тургенев страстно влюбился в певицу, услышав ее исполнение в «Севильском цирюльнике.

В 1845году он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а ее положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.               

Характер отношений с Полиной французы обозначают куда определеннее - «брак на троих». Луис Виардо до удивления мирно уживался с возлюбленным своей жены.               

В Баден-Бадене Тургенев написал роман «Дым» (1865-1867), а также 8 повестей: «Призраки»(1861-1863), «Довольно» (1864), «Собака» (1864), «История лейтенанта Ергу-нова» (1866-1867), «Бригадир» (1867), «Несчастная» (1869), «Странная история» (1869) и «Степной король Лир» (1870).
Баден-Баден помнит и чтит Тургенева. В Лихтентальской Аллее ему установлен памятник.


Рецензии