Материалы по Кавказской Албании
Исторической науке уже давно известны факты свидетель-
ствующие о великом прошлом Кавказских народов и их огромную
роль в истории человечества. До сих пор историю вели-
их Кавказских народов древности-хурритов,урартов и других
историки рассматривают как часть истории народов
Ближнего и среднего Востока.В представлении большинства историков, не говоря уже о массовом сознании,древний мир отодвигается все дальше от Кавказа, рядом
с которым он находился и с которым был связан изначально. А между тем, история древнейших цивилизации
Междуречья это одновременно и древнейшая история Кавказа. То,что именно Кавказ, Юго-Западная Азия и прилегающие к ним территории(т.е. зона расселения прикавказских первобытных племен) на территории, которых возделывали хлебные злаки,зерновые,бобовые культуры и лён, доказал еще академик Н.И.Вавилов.
Самым раним источником о древнем государств
Кавказской Албании были античные источники. Гмилетского
(6-5вв до н.э.).Геродота(от484-425гг.до н.э.).Фундоментальные работы Страбона(1в.до н.э.),которые ссылаются на более ранние источники Патрокла и Эратосфеена(3в.до.н.э.)
Далее Моисея Хоренского(5 в. н.э.)и других историков и
географов.Мы здесь хотим остановится на некоторых
материалах как известных, мало известных и не очень
известных. Исключительно богатым источником по истории
Кавказской Албании являются труды албанского историка
Моисея Куланвацви "История Агван"(История Алгъван),
название искажена армянскими переписчиками,
посколько сам автор жил в 7 в.и являлся очевидцем
многих значительных событий того времени.(по происхождению лезгин а не армянин, как пишет в некоторых источниках).
Свои материалы мы приведем в форме вопрос-ответ.
1.Скакого времени вспомнили что на Кавказе существовала
государства Кавказская Албания? Кавказская Албания до последних времен оставалось почти неразгаданной страной. И вот в 1937 году в Метен дараннском архиве г.Ереван,был обнаружен Албанский алфавит. А в 1947- 1954гг. были найдены уже в Мингечеуре (Рес.Азер.),археологические материалы с
албанской эпиграфикой и т.д. Отсюда можно сказать и начался изучения и восстановление истории Кавказской Албании.
2.И что случилось далее с Албанским алфавитом ?
На основе многочисленных анализов ученые доказали что албанский алфавит существовал, и был восстановлен полностью. Критикуя А.И. Мкацаканяна В.Гукасян пишет:
"А.Мцаканян всеми силами пытается отрицать наличие албанской литературы и бездоказательно отрицает мнение всех тех исследователей, которые считали, албанцы имели свою литературу в V - Vlll вв., что албанский язык был государственным языком церкви. Однако автору мало и этого: он прямо утверждает, что когда речь идет об албанской литературе, то надо подразумевать только армянский язык и армянскую литературу в Албании".
Что здесь можно сказа по этому поводе. Читатель пусть сам разберется .Мы же добавим, что эта персона, и не исследователь и не ученый а так простой клерк...
К Албанскому Алфавиту далее мы еще вернемся.
3.Почему армяне так ненавидели Кавказских Албанцев?
На этот вопрос нам трудно ответить. Наверно потому что мы их приютили здесь на Кавказе, и дали им возможность
построит свое государство. За гостеприимство вот вам и награда... З.М.Буниятов в свое время утверждал, что
"растворив"Албан в своей среде, армяне вместе с тем
планомерно переводили существовавшую албанскую литературу на армянский язык (Грабар), а оригиналы
беспощадно уничтожили и т .д. Оставим все это на совести этих горе историков и переписчиков.
4.Когда возникло, образовалось государства Кавказская Албания?.
Исследователи пишут ,что Кавказская Албания сложилась на основе племенного союза в 4 в.до н.э. И начала играть определяющую роль в политической, социально-экономической и культурной жизни Закавказья и современного Дагестана.
Арриан,историк 2в.н.э., повествует об известной битве при Гавгамеле 331г. до н.э., сообщает, что в составе Ахеменидской армии был Албанский отряд. К.В. Тревер, ссылаясь на это сообщение, писал"здесь повторяется указание на какой-то привилегированное в военном отношении положение албанцев, которые среди других могли быть рассмотрены в центре построения, в ближайшем окружении Персидского царя и его гвардии"
5.Кто наиболее подробно упоминает о Кавказской Албании?.Наиболее подробную информацию о Кавказской Албании историки находят у Страбона в его "Географии" и Моисея Куланвацви "История Агван"(История Алгъван).
А также в "Албанской книге" неизвестного автора, выдержки которого здесь мы и рассматриваем.
В современности Книга автора Г.А.Абдурагимова.
Кавказская Албания -Лезгистан (история и современность).
1995.607 страниц.
6.*Как звучало самоназвание Кавказских Албанцев в древности?
Во времена царства Урарту, область или страна на Севере-
-Востоке от Урарту называлось "Кухаалгъван" ,
(Куха + алгъван),что переводится с лезгинского как :
"Куха"-горный, или горный склон. "Алгъван" как цветок,
дословно "Горный цветок", на русском яз. рододендрон .
В последующем она стало называться без первой части -
"Алгъван".Так называлась и страна и народ в этой стране.
(более подробно см. в статье Кавказская Албания в моем
редакции на Прозе.ру.).
7.Какова были первоначальные границы Албании?
На этот вопрос отвечает также Страбон. В частности он сообщает: "граница проходила вдоль побережья Каспийского моря, а с Севера по линии Кавказских гор,которые возвышаются над обеими морями -Понтийским и Каспийским,разделяя их с севера-Сарматские равнины".
Страбон пишет, что: "Главным образом современные авторы могут рассказать кое-что о народах Кавказа:
об Албанах и Иберах ".(от автора. А где же здесь "великая" Армения?).
8.Какие племена жили на территории Кавказской Албании? Страбон указывает на 26 племен, однако он не приводит полный список этих племен. Эти данные мы находим в "Албанской книге". Мы приведем этот список, полностью первоначально их было 31-но племен: Кирки, гарги, мики, уди, леки, хелы, лезы, цахи, гавы, нихи, касы , куры, гилы, билы, раны, мушки, шеки, чеги, алаки, шарвы, арцы, барзы, мухи, леги, келы, сулы, чуры, хеби, цехи, хечи, секи. А во времена царя Албании Ваче их ,племен стало 30. (на одного меше).
*Анализируя названия данных племен я обнаружил
интересную закономерность как:
Назовем ее "Парное родство Албанских племен".
Все племена изначально делились на пары по родству.
1.Кирки и Гьары.("мастера по обжигу глины и металлурги").
2.Мики и Уды.(мики и удины)"умные и музыкальные"
3.Леги и Хелы/Гелы.("журавлиные и различные племена",
из различных частей племен.
4.Лазы и Цахи. (Лазики и Цахуры)
5.Гавы и Нихи.(так называемые " бычье племена")
6.Касы и Куры.(каспии и куьринцы)
7.Гилы и Билы.("морские и разведчики")
8.Раны и Мушки.("Царские и человечные")
9.Шеки и Чеги. ("годовалые животные овцы и бараны")*
10.Алаки и Шарвы.("дорогие и царские")
11.Арцы и Барзы.(воины и "волчья стая")
12.Мухи , Лекьи и Келы.("ячменые,орлиные ,крепостные" от слова "келе").
13.Сулы и Чуры .("горные и дикие")
14.Хебы и Цехи. ("бараны и козы")
15.Хечи и Секи. ("меченые", крест и метка на лбу ).
Из 31 -го племени 10 животноводческие племена ,
а 21 другие различные имена ,и названия в т.ч. тотемные значения .При этом
общие вопросы для всех племен Албанцев были следующие:
* Они разговаривали на родственные языках.
*жили на одних и тех же территориях.
*придерживали с другими племенами родственные
отношения.
*оба племени носили единый тотемный знак и жили по установленным общинным законам и т.д.
9.Какие из них были ,наиболее большими и сильными племенами?
Это следующие племена как: Кирки, гаргары, удины, леки,
касы, куры, мушки, алароди, арцы, лазы(лезы,лазики) и др.
10.Какие племена ушли в другие области и регионы в т.ч. и вне Кавказа? Это такие племена как:
Кирки, Гаргары, Мушки, Кассы, Удины и Мики и. др.
рассмотрим каждого в отдельности:
КИРКИ.
Кирки(курки),ушли в Индию. Индийский этнограф Д.Н.
Мажумдар считает, что Курки проникли в Индию с самой древней вольной Средиземноморцев - европеондов .
Конечно Индийский этнограф мог и не знать откуда они эти Кирки родом, а они были родом из Кавказа а именно изКавказской Албании. Они как раз находятся в списке Албанских племени и т.д. Этимология данного этнонимас лезгинского языка (предположительно) означает, мастера по обжигу глины, т.е.гончарных дел мастера.(кирк, курк, курчи т.д.).
ГАРГАРЫ.
Большая часть албанских Гаргар(Гьар+ гар), ушли в Малую Азию и там растворились среди других племен и народов.
И только определенная часть осталось здесь на Кавказе,
среди родственных, ингушей,чеченцев ,лезгин ,аварцев и других народов Дагестана и Кавказа. Другая часть была асимилированна грузинскими и армянскими народами и т .д. Этимология этнонима см.на сайте "Проза.ру", более подробно в моем редакции.
МУШКИ.
Племя Кавказских Албан в Xll- IX вв.до н.э. переместились на территорию Анатолии. ПроМушки упоминают Ассирийские источники. А откуда они родом в источниках не упоминаются. В разных источниках название упоминается по разному как: мушки, мосхи, месхеты, мушкини, моссинеки и т. д. В источниках упоминается о Восточных и Западных Мушках. Восточные Мушки-обосновались в царстве Капподокия в 12в.до н. э.,они же и завершили разгром Хеттскгого царства. Западные Мушки- в 8в.до н.э. поселились в Табол и создали здесь союз с Кархемией против Ассирии и т.д. Этимологи этнонима муш, мушки, предположительно означает "добрые",
"человечные".
КАСПИИ, КАССИТЫ.
Это Кавказское племя Касы, Каспии - область Каспиана. В
источниках мы встречаем разные формы произношения
Касситов как: Кашшу, коссей, касы, касситы, каспии и т.д.
Одно из больших и сильных племен Кавказа .В свое время они совершили набег на Месопотамию и захватили всю Месопотамию в.т.ч. и южную В 18в. до н.э.
Касситы совершили поход на Вавилон. В 1595г.до н.э.
им удалось свергнут Аморейскую династию и установит контроль над Вавилоном, они правили здесь 16-12 вв.до н.э и т.д .Этимология этнонима" Кас"означает с лезгинского языка "человек".
УДИНЫ.
Это одно из больших и сильных племен Кавказских Албан.
В списке Албанских племен упоминается про уди, удины.
Про них пишут и античные авторы как Плиний, Страбон и другие. Албанский этноним, Уди разные народы произносили по разному как : уди, ути, утик, удины, кути, гути, вити и т.д. Греки их называли оты а область Отеной. Первоначально Уды, жили на территории к Юго-Востоку от озера Урмия (современный Иран). В Западной части иранского нагория, в III- II тыс.лет. до н.э. здесь жили, племена, под общим названием Кутии (Гутии).
В 2228 г.до н. э. Удины под названием Кути господствовали в покоренной Месопотамии более 125 лет. К концу этого периода племена Кутиев в некоторой степени ассимилировались с культурно развитыми племенами Аккада и Шумера и т. д. Во время царя Персии Дария I-го (521- 486гг.до н.э.) Утик (отена) входила в Персидскую сатрапию под №14. Сюда же входили и племя Мики родственное Албанское племя, которое со временем ассимилировали персы и т.д.
На наш взгляд в персидские сатрапия входили южная част земель Удин и юго-запад Каспианы. А сама Албания не входила в какие либо сатрапия Персии.
Потому что такой информации нет нигде в источниках. Вот что написано в "Албанской книге"."Царь Албании Ран, объединил вокруг себя роды влиятельных (буквально, ценных) племен.
Он создал мощною царство в междуречье рек Арц и Куры, за ним пошли племена гары, уды, куры, и арцы".
Этимология этнонима "УД"это многозначное слово.
Прежде всего это один из языковых форматов древних Кавказских Албан.
1.Уд-это имя собственное.
2.Уд-это один из древнейших музыкальных инструментов
3.Уд -это один из танцевальных мелодий Удинского народа, (как и лезгинка).
4.Уд, уди -это этноним ,одного из древних племен Кавказских Албанцев.
*5. Уд-буба - это имя святого патриарха- музыканта Удинского народа. Виртуозного музыканта от бога. От
данного имени Патриарха происходит -этноним Удины.
В известном рефрене говорится : "Мы агъваны и по нации утийцы". (армянский перевод). На лезгинском будет так:
"Мы Алгьваны и по нации Удины".(исправления автора).
Источник.Архив внеш.пол.России.1724 г.№4,27./Уч.Зап.
Института Востоковедения.1951.т.3.с.138.Про Удин см.на Прозе.ру. "Лкзгинская группа народностей",в моем реда-
кции.
МИКИ.
Мики,Микар,одно из древне Албанских племен. Они
числятся в списке Албанских племен под №4.рядом с Удинами. Племена Удины и Мики входили в 14 сатрапию Персии .Это еще раз говорит о том, что они родственные племена так как персы строили сатрапия по родственному и региональному признаку.
В "Албанскойкниге" указанно, что племена после стихийного бедствия разошлись во все стороны. У Миков было 26 царей ,первого звали Кукра, а последнего Микир, это было во время персидского царя Дария в битве с великим Филипом Искендером т.е.в 330 г. до н.э. Скорее всего Мики полностью были асимилированы персами и т.д.Этимология этнонима означает, Мик, Микил - это "народ ", а Микид- это" наука", дословно "Умный народ" и т.д.
11.Кто такой был И.А.Орбели и какой он имел отношение к Кавказской Албании?
Феномен братьев Орбели: Из древне Удинского рода.
1.Рубен Абгарович Орбели . 1880- 1943 гг.
2.Леон Абгарович Орбели . 1882- 1958 гг.
3.Иосиф Абгарович Орбели . 1887- 1961 гг.
Это династия (армянских) , не армянских а Удинских
деятелей науки и культуры, известных еще с 12 в. Несколько поколении они жили в Российской империи и далее в СССР.
Все три брата легенды Науки:
Р.А.Орбели. Основатель подводной археологии СССР, профессор археологии, историк, юрист.
Л.А.Орбели .Академик, физиолог. Герой Социалистического Труда. Один из создателей эволюционной физиологии.
И.А.Орбели. Академик АН.СССР. Академик АН, Армянской
ССР, и первый ее президент ,он же ее и создал (с 1943по 1947гг). Советский востоковед, кавказовед, филолог, археолог , историк .
С 1934 по 1954гг. Директор Эрмитажа.
И.А.Орбели в свое время собрал 300 надписей с Албанских памятников и подготовил монографию. В 1919г.издал свой труд под названием "Надписи Гандзасара"и сам же скупил
весь тираж .И далее судьба ее стало не известной. И что это выло непонятно? Кто за этим стоял можно только догадаться. Получается академика заставили насильно пойти на этот шаг. Говорят ,что один экземпляр данного труда сохранился... Вот как не чистоплотные люди бояться правды. Высочайшим Повелением Царская Россия упразднила Албанскую Автокефальную Церковь, ее историю, имущество, все приходы передали армянской церкви. Короче была команда "Терзать"и т.д.
12.Какое отношение Иранский Шах Хосров Ануширван имел к Удинам?
Знаменитый Иранский шах Хосров Ануширван годы правления (531- 579гг.).он правил 48 лет и многое сделал для укрепления ДОС. Дербентских оборонительных сооружении и т. д. Он был женат на красавице Удинке из благородных албанских кровей из области Ширван. Ее
звали по имени Ширин.(что значит"сладкая").
Отсуда и произвише шах Хосров Ану-Ширван. Это указывает на династические связи Иранских и К.Албанских царей.
(Далее мы остановимся на этом вопросе).
13.Почему древних Удин на сегодня так мало?.
В Албанское время древних Удин было намного больше.
это был один из больших племен Албан. В частности об
этом писал и З.И.Ямпольский. Он пишет ,что в древности и
от части в раннем средневековье Удины были довольно
многочисленным народом.На наш взгляд,основную скрипку по ассимиляции удин -здесь сыграли армяне и персы, и
миграция Удин в другие края и области.
14.Какие династические связи были между Ираном и Албанами?.
Имена Иранских царей. Имена Албанских царей.
1. Сасан. 208г. Ашт1ик.
2.Папак 224г. Какас
3.Арташир 240г. Басла
4.Хвармуз 302г. Арак1ил
5.Шапур 370г. Урнайр
6.Ездегирд 399г. Ваче-1.
7.Фаруз(Пероз) 423г. Ваче- 2.
8.Кавад (Ковад) 488г. Ваче-3. (Вачеган).
9.Хасров Ануширван 579г. Виру (Варз-Григор).
10.Ездегерд-3. 632г. Джуваншар(616-699гг.)
Прмечание:
Составлен автором из "Албанской книги"и других источников.(перевод проф. Я.Яралиева.). Некоторые годы проставлено примерно из разных источников.
Династические родственные связи между царями Ирана и Албании были таковы:
Сасан - имя собственное.
Данное имя принадлежит этническим нахам (вайнахам).
Само название чеченцев произносится по разному как:
Сасан, шашан, цацан и чачан, при этом значение остается неизменным. Сасан был жрецом в прикаспийской области в храме Аннахиты,и она занимала обособленное среди других положение. Почему ?
Коротко остановимся на термине Анахит,Аннахит Ан-нах-ит,"Ан"-это не иран,"нах"- это нахи, и "ит" это окончание слова.Потому ,что здесь жили не этнические Иранцы а нахи. Поэтому данный храм и назывался для "нахов и не нахов и т.д. Но вернемся к имени Сасан. Обратите внимание на образования слова (имени),образования множественного
числа повторением данного коря. Это метод принадлежит нахам и лезгинам .Например ,Какас, нана, нене, чечен, сасан, хасхас, кака, дада и т.д. Боле того царь Сасан именует своего сына именем Папак, по старой традиции отцов.
Сам Сасан был женат на дочери правителя Фарса(Перси)
это юж.область под таким названием. Один из родов под названием Гочихра Барзангирдов ( Борз, барз и гирд,гард), эти имена нам напоминают названия Албанских племен, Союза албанских племен, как Барзы и Гарды, по соседстве с Касами ,каспианы на юге-западе Каспийского моря. Царь Сасан делает все возможное для продвижения своего сына Папака, исползуя так же и родственный связи как на севере с Албанами так и на юге с Барзангарами и т.д.
Первый царь династия Сасанидского Ирана,САСАН (примерные годы жизни 172-209 гг.).
Последный царь Сасанидов по имени Иездегирд-3.(632-651гг.)
Родственные узы.
*Сасан поженил своего сына Папака на дочери Албанского царя Какаса, и они породнились.
*Албанский царь Басла был зятем Иранского царя Арташира.
*Царь Албании Аракил был женат на дочери Бахрама.
*Сестра Иранского царя Шапура был замужем за Урнайра (Басла).
*Дочь царя Ирана Ездегирда,сестра Фаруза был матерю албанского царя Ваче-2. А племяница Фаруза была женой Ваче -2го. и т.д.
16. В какие сатрапия Персии входили Кавказские Албаны?
Кавказская Албания сама как государство не входила ни
в какие сатрапия Персии. Напиример: В сатрапию под №11
входили Каспии племя Албан. под №14.входили племена
Удины и Мики. под №15. входили племена Каспии и Саки. под №19. входили племена Мушки, Хьарибы, Колхи/
Лазы и др. А вот Армения входила полностью в 13-ую сатрапию Персии.
17. Какие отношения имели Албаны с Курдами в этническом плане?
Мне кажется данный вопрос не изучен до конца, это
вопрос к исследователям. Довольно богатый и интересный вопрос. Я же могу на него ответит коротко так ссылаясь на
некоторые языковые материалы как:
Курды безусловно были родственными племенами древним Удинам, Касам, современным Лезгинами Вайнахам, а также Талышам и т.д.
*Кавказско- Албанский Таргьум ,Быблейский -Таргамос,это
один из патриархов не только К.Албанцев.
У Курдов это имя также существует под названием Лешон
Таргом, это уже говорит о многом, и означает это язык Таргум. К армянам это имя не имеет ни какого отношения.
У Курдов мы встречаем словосочетание как "Кордррик мокк",а это на современном чеченском и лезгинском языках означает "Курдский язык".
Слово"Аршак"(арцак) происходит от Албанского племенного названия арц или аракс. арцак (от рек Аракс), переделанный армянскими переписчиками. Данное название есть и у Курдов.
Курды или Корды, в древности жили на берегах р.Аракс и в др.Мидии. Возможно племя Араксы полностью ассимилировались с родственными Курдами и т.д.Мне кажется, что сейчас можно коротко пересказать что же написано в
"Албанской книге "без титульного листа, и поэтому неизвестного автора Может быт это сделано было специально.(обезличили книгу).
Напомним читателю ,что написано в "Албанской книге"на
первой странице.
"Бог создал Адама. Десятый потомок Адама был Ной.Третий
сын Нойя был Яфиз. У Яфиза было 8 сыновей. Его младший сын -Гомер, у него было 3 сына.Его младшего сына звали
ТАРГУМ" (на лезгинском Таргьум). Вот откуда идет корни данного имени. В библии она звучит в форме Таргамус и т.д. Возвращаясь к языку Патриарха Таргума выходит ,что
Кавказско-Албанские и др.Курдские племена разговаривали на одном языке ,языке Таргьума.
У Таргума было 8 сыновей младшего звали Алуп, его основными племенами были(см.на верху в вопросе №8.)
Написано "...его основными племенами были"...,значит были и другие племена, однозначно, это так.Имя Таргум
произносится в разных формах. Таргу, Таргум, и сегодня топоним Тарги,носит гора в Дагестане под которым расположен г.Махачкала столица Дагестана"Тарги"название горы с добавлением тюркского"Тав",тоже "гора"...
18. Какие же вопросы освещены в данной книге?
Это огромный вопрос ,анализа Албанской истории. Коротко остановимся на них.
1.После царя Алупа, Албанский цар Ран объединил вокруг себя ценных племен как : Гаргар, Удин, Куьров, Арцов...
Ран назвал свое государство "Домом Алупа".(по именисвоего прадеда).Имя Ран мы и фстречаем у Леонти Мровели среди племен и т.д.
2. У устья реки большого Куьринского рода Муки организовали царство.Значит племя Муки входили в состав
Куьров. Шаки поселились в больших крепостях .
Цахи - организовали свое царство в горах.
Мушки-поселились у устья р.Кулан вац (сов.р.Самур).
Сулы и Чуры-поселились на склонах горы Джалган. На самом же горе был построен общими усилиями не большой крепость и он получил название "Кве-вар", двое ворот (северный и южный).
3.Выше этой горы, высокогорные места были заняты большим племенем (Кюры).Куьре. Объединились и другие племена как:Хелы, Леги, Гьилы, Лезги, Кирки, и другие мелкие племена. Лезги организовали очень мощное царство у реки
Кулан(р .Самур).Силой государство Албанию нельзя было преодолеть. Его Слава была распространена по всему Миру.
Его сила стало больше ,чем у Айратов(Армян) и Картли
(Грузин).
4. Далее описывается о какой то катастрофе. Река Арц потекла в спять она после чего соединилась с р. Кура .
Каналы высохли, посевы, травы высохли и от жары сгорели дотла, многие племена разошлись в разные стороны, многие села превратились в совиные гнезда. Так говоря древние Куры и Лезгины, когда села превращаются в развалины .Судя по тексту мне кажется в районе междуречья Куры и Аракса произошла сильная природная катастрофа(жара, ветер, пожары и сильное землетрясение и т.д.).
5. Автор как в древности указывает и связывает исторические даты и факты с другими событиями как: например с названиями тех или иных царей, Микийский царь Албании умер, после того как распался Персия при царе Дарии в битве с Великим Филипом Искендером.
Во время царя Албании Вачеган в Чурское владение Мушков пожаловал выдающееся Илиш(Елисей),прибывший из Ярусалима,он начал обучат местных племен Христианству и т.д.
6. В это время царями разных племен были:
У Мушков-Сэн. У Лазов-Килав. У Пакцев -Вукал. У Шаков-
Гивил . У Цахов-Илин. У Миков- Сам. У Куьров-Хави.и т.д.
Здесь мы видим цари областей и племен и над ними был общий Албанский царь. На что я обратил внимание ,эти
7 областей, сохраняются на протяжения веко под разными названиями(к этому вопросу мы еще вернемся).в то же время был и общий албанский царь.
7. Слава Албанского царя распространился на вес Мир,
весь мир завидовал, красоте и богатству Кепелинскому Владыке.Это столица Албании-"Кве-пеле"(Капала).
Поэтому Римские цари пытались захватит Албанию, и сюда отправили большую армию во главе с полководцем Помпеем. Они пересекли р.Кура и остановились на одном из равнин. Здесь произошло большое и невиданное битва,
она продолжалось 7дней.Албанский царь Косик был ранен и умер. После этого бой прекратился .Римляне проиграли семи дневной ожесточенный бой повернули обратно.
В римских источниках этого конечно нет, они пишет что они победили. Однако спрашивается, где это победа и где взятие столицы К.Албании, ее просто нет. Автор пишет правду ,римляне почувствовали силу Албанских войск и
повернул обратно, чтобы не остаться здесь на всегда.
Убитых албанских воинов мужчин хоронили в шести курганах, а девушек и невест в одном кургане.Над курганами горели костры,на мужских три дня на женских четыре дня и т.д. / В современных источниках упоминается/.
Ясно одно дорогу себе Римляне на Кавказе пробивали
с большим трудом. В 65г.до н.э.Помпей столкнулся с Албанскими Войсками 60т.пехоты и 12т.ковалерией.После
чего обе стороны подписали временное заключение о перемирии. Далее Помпей хотел разведать торговый путь в Индию и выйти на Каспийское море, и не просто на море а на крепость - форпость Дербент. Откуда можно было контролировать все торговые караваны ,в этом и заключался их цель.Об это, что то ни кто не вспоминают. Об
этом Рим думал около 100 лет. В 36г.до н.э. Марк Антони, хотел напасть на К.Албанию не удалось. Для усмирения Албан и Иберов он оставил в Армении армию Красса.
В 84-96гг.н.э.в целях разведки на землях Албании побывал еще один легион,однако и на этот раз также не получилась. В результате у Рима к 1 в.н.э. на Кавказе остались лишь воено - стратегические интересы. В Анкирском памятнике в начале l в.н.э.тексте о деяниях Октавиана Августа рассказывается об установлении между Албанским царством и Римом прочных дипломатических отношении. и т.д.
8. Далее автор указывает(В "АК".) Албанские владения как:
1.Муьшкурский. 2. Лазикский. 3. Пакулский. 4. Шаканский.
5.Цахский. 6.Муганский. 7. Куьринский.Албанский царь АШТИК собрал всех владык областей на Консультативный Совет в большом городе Чур .Вопрос стоял один о постройке на горе Джалган большой и сильный крепости
Было два мнения как :Попросит у Ираского царя Сасана помощь или же построит своими силами .Остановились на втором варианте. И спустя некоторое время уже начали строит Дербентскую крепость, всеми областями Албанского Государства и населением. Здесь речь идет о периоде правления царей Сасана и Аштика (204г.н.э.).см. о династических связях царей.
9.В то время когда иранским царем был Йездегир,армянским царем был Варам шапух, Великим
Алупанским царем был Эсваген, святой Месруп создал(не создал а возобновил Албанский алфавит из 52 букв автор.А.К.), хороший алфавит, состоящий из 37 букв и соответствующий языкам 24 племен,проживавших в 7 макилах Великой Албании.(обратите внимание на количество племен первоначально их было 31 долее их стало 30 и после уже 24.).
Как известно у Страбона было 26 племен.
Начиная с этого момента все усердно начали читать и писать и т.д.
10. Тепер посмотрим сколько было макилов /областей в Албании при Хосрове Ануширване.
Хосров Ануширван переселил в Албанию 10 тыс семей из Ирана,и поэтому его прозвали"Хиджран шах"(царь-разлуки)
Далее он переименовал все области в шахства как:1.Лазган-шах (это Лазикия).2.Филан шах.3.Шарван шах.4.Лекизан шах.(это Лезгистан)5.Цахуран шах.6.Шакан шах. 7.Гардан шах,при этом он также сохранил количества областей ит.д.
19.Когда была принято христианство в Кавказской Албании.
Исследователи спорят по этому поводу.
Мы же скажем ссылаясь на Ф.Мамедова, Христианство была принято в Кавказской Албании в начале IVв. (313 году).
20.Какова была борьба против арабских завоевателей?
Первым против арабов выступил и начал защищать свои земли Великий князь К.Албании Джеваншир (Джуваншар).
Он совместно с Сасанидами против арабов выступил на их же территории и воевал около 7 лет. Возвратившись с Ирана воевал уже на своей территории против арабов.
М.Куланвацви пишет: "Албанский полководец "...ринулся в толпу с сильными мужами, поверг наземь двух противников и получил в бою три тяжелые раны. Лошадь его была ранена в четырех местах"... Его одежда и оружие были в крови"и т.д. Победив в сражениях Иранских войск при Нахиванде(642г.)арабы устремились в пределы Кавказской Албанию. В период их вторжения Албания находилась в состоянии политической раздробленности. Такие как:
Лакз, Маскут, Чог. Шахбани, Ширван, Табасаран, Филан.
Чтобы описать всю эту история нам необходимо будет много времени и по этому мы коротко опишем ее на примере города Дербент.(Эти вопросы хорошо описано в книг Г.А Абдурагимова .1995.).Приведем хронологию:
*Арабы в 651 г.захватили г.Дербент.
*В Албанский князь и арабский халиф Муавийа в 667г.
подписали документ о зависимости от арабов, это произошло после 25 лет сопротивления арабам.
*В 707 г.арабы захватили Дербент. Уже после 40 лет после подписания документа.
*В 709 г. арабы вновь захватили Дербент.По главе стоял полководец Масама ибн Абдулах.
*В 714г.арабы после 3-х месячной осады города захватили Дербент, под руководством полководца Маслама.
*В 732г.(спустя 18л).арабы захватили Дербент под руководством полководца Маслама.
*В 743г.арабы под руководством полководца Исхак ибн Муслима, напали на Дербент.
*В 754 г. Халиф абу Джафар назначил правителем г.Дербент
Язида ибн Усада из местных арабов. Таким образов арабы более 100 лет не могли закрепиться в городе-крепости Дербенте, как стратегического Форпоста на Кавказе и т.д.
Такие же примерно события происходили и на других землях Кавказских Албанцев и т.д.
21. Вы обещали вернутся к Албанскому алфавиту.
Что касается Албанского алфавита во 2 гл.своей кн.Я.Яралиев подробно описывает о нем. Мы же здесь коротко остановимся на некоторых моментах, связанных с данным алфавитом. Исторические источники однозначно доказывает, что кавказские албанцы имели свою письменность. В книге"История Албан" М.Каланкатуйского прямо указано,"имеющие письменность народы суть еврей, латыняне, испанцы, греки, мидйцы, армяне, и албанцы." Это сообщение свидетельствует не только о том, что албанцы имели письменность, но и о том, что эта письменность, исчезнувшая 12 веке н.э., существовала еще в дохристианское время, в I в.до н.э. возможно, еще раньше. На территории Закавказья до пятидесятых годов прошлого столетия выявлено несколько сот разноязычных эпиграфических памятников, датируемые от 8 в.до н.э.и позднее и т.д. Немного хроники:
*В 1886году Н.Карамянц опубликовал,где говорится,что
автору удалось найти Албанский алфавит 1535 года.,
находящийся в в Бернинской Кайзеровской библиотеке.
Это рукопись имеет приписку-"Албанское письмо".
*В 1837году Е.Борз в своей докладной записке Французской Академии сообщает,что ему удалось обнаружить в одной рукописи Эчмиадзина Албанский алфавит.
*В1858году армянский епископ Саргис Джалалян в разных местах своей книги "Путешествие по большой Армении"указывает на надписи неизвестными знаками на неизвестном языке, которые по его мнению, должны быть Албанскими, (а кроме как албанские там других , не могло и быть это однозначно ,соседи все таки..., А.К.)
Не смотря на эти и другие подобные факты, история изучения Албанской письменности фактически начался с 1937 года. Когда И.В.Абуладзе обнаружил албанский алфавит в Эчмиадзинском фонде (архиве) Ереванского
"Матенадарана"(рукопись№7117 . 15 века).А Академик
А.Г.Шанидзе установил его подлинность в сентябре 1937 года.За что им большое человеческое спасибо .Эта дата
считается датой возрождения Кавказско-Албанской
письменности. А.Г.Шанидзе указывает на подлинность
Албанского алфавита и на количество букв в нем-52ед.
Я.Яралиев.кн.1995. с.44.Если сравнит Албанский и Армянский алфавиты то мы увидим ,что буквы похожи между собой. Еще А.Г.Шанидзе обратил внимание на
этот факт ,что буквы албанского алфавита расположены в не обычном порядке.Они сходны по начертаниям с армянскими и грузинскими, однако по произношению они не совпадают с ними.Это дало право ему, считать Албанский алфавит самостоятельным и подлинным. Теперь о количестве букв В Албанском алфавите 52 буквы(52+2), в армянском 39 букв.(37+2). Даже если взять 52-39=13, то получается на13 букв в албанском алфавите больше чем в армянском. Этот факт очень важен,для исследователей.
Мы полагаем, что это важный аспект для языка. Албанский язык был и есть богатым: свистящими, шипящими, гортанными, переднеязычными, заднеязычными, придыхательными, непридыхательными, взрывными, мягкими, твердыми и другими звуками. Это мы и сегодня видим в Дагестанских и других языках Кавказа .Если это интересно то в последующем можно будет написать отдельную статью про Албанский алфавит и т. д.
Как говорится исторические факты не возможно скрыт.
Нельзя забывать, что знание прошлого- это объяснение и для сегодняшнего, урок для будущего.
Хочу закончить словами Великого Страбона: "...история
же - будь то древняя или новая - требует истины".
В дальнейшем к истории Кавказских Албанцев мы еще вернемся . Пока на этом всё.
Литература.
Яралиев Я.А. Алупанская (кавказско -албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала 1995.
Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания -Лезгистан.С-П.1995.
Седрединов А.К."Материалы по истории и жизни
Хаджи Зенги -буба."Махачкала.2016.
Мовсес Каланкатуйский"История страны Алуанк."Ереван.
1984.
Мамедова Ф.Д.Политическая история и историческая география Кавказской Албании Баку1986 с.6.
Шанидзе А.Г.Новооткрытый алфавит албанцев и его значение для науки.т.4.вып.1.1938. И.Абуладзе "К открытию кавказских албан .с.71.
Гукасян В.Л Удинские слова в "Истории Албан"1968.№.1.
Мнацаканян А.И. О литературе Кавказских албан. Ереван.
1969.
Буниятов.З.М.Азербайджан в Xll-lX вв. Баку.1965.
Марр Н.Я. Кавказские племенные названия и местные
параллели Пб.,1922.с.35.
Ямпольский З.И. Древняя Албания. 3-1вв.до н.э.Баку.1962.
Свидетельство о публикации №222010801624