Илья Муромец - первый в мире стратегический

Знаменитый самолёт «Илья Муромец» наиболее наглядно демонстрирует возможности российской авиапромышленности накануне Первой мировой войны.
Самолёт был разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством Игоря Ивановича Сикорского
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение.
Первая машина построена в октябре 1913 г. После испытаний на ней установили несколько рекордов грузоподъёмности:
12 декабря 1913 г. – 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг),
12 февраля 1914 г. в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И.И.Сикорский.
Весной 1914 г. первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан. Он оставался крупнейшим гидропланом до 1917 г.
К началу войны (1 августа 1914 г.) было построено уже 4 «Ильи Муромца».
10 (23) декабря 1914 г. Император утвердил постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915 г.
Таким образом «Илья Муромец» стал первым в мире примером дальней стратегической бомбардировочной авиации.
Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 г. произведён опыт бомбометания крупнейшей в мире, на тот момент, 410-килограммовой бомбы. Последние модели ИМ несли бомбовую нагрузку до 1,5 т, оборудовались электросбрасывателями бомб.
В 1915 г. начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916 г. – Г-2, в 1917 г. – Г-4. В 1915-1916 гг. выпущено три машины серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918 г. Самолёты Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м (по тем временам – мировой рекорд), использовались в Гражданскую войну.
За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбит 1 самолет, подбито – 3.
Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи – из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.
В 1918 г. не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе – сентябре 1919 г. Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.
В 1920 г. совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 г. состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
С 1 мая 1921 г. работала почтово-пассажирская линия Москва – Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев». В 1922 г. Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва – Баку.

Самая массовая модель ИМ-В. В 1914 – 15 гг. было выпущено 30 единиц – половина из общего числа.
Технические характеристики этой модели самолёта:

длина 17,5 м;
размах крыльев 29,8 м;
масса с грузом – 5 т;
длительность полёта – 4,5 часа;
потолок 3500 м;
максимальная скорость – 120 км/час;
экипаж – 4 - 6 чел.;
пулеметов – 4;
бомбовая нагрузка 417 кг.

Игорь Иванович Сикорский (1889 – 1972) – создатель «Ильи Муромца». На иллюстрации он – слева в гражданском, справа (с бородой) М.В.Шидловский.
Сикорский в 1908 – 1911 гг. построил 2 первых вертолета, в 1910 г. – первый самолёт С-2, аэросани, в 1912 – 1914 гг. построил многомоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец». В 1911 г. получил диплом летчика, поначалу, был единственным, кто мог водить самолеты ИМ. С 1919 г. проживал в США. Создал 15 типов самолетов. В 1939 г. вертолёт Сикорского Vought-Sikorsky 300 стал первым в мире, на базе которого стали выпускаться серийные машины. Вертолёты Сикорского S-51 – S-65 широко применялись в армии США, а также для гражданских целей.

Михаил Владимирович Шидловский (1856 – 1921) внёс огромный вклад в индустриальное развитие России в начале XX века.
Выходец из шляхетского рода Шидловских. Окончил Морской кадетский корпус и Александровскую военно-юридическую академию. Мичманом участвовал в кругосветном плавании на клипере «Пластун». Выйдя в отставку, поступил на службу в Министерство финансов. Являлся членом Государственного Совета Российской империи.
В 1908 г. был избран председателем Правления Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода. Руководил производством первых русских автомобилей «Руссо-Балт», получивших мировую известность. Стал выдающимся промышленником.
В апреле 1912 г. М.В.Шидловский предложил двадцатитрёхлетнему студенту Киевского политехнического института Игорю Сикорскому возглавить производство самолётов на РБВЗ. Михаил Владимирович прозорливо поддержал идею создания многомоторного пассажирского биплана, и в мае 1913 г. первый в мире комфортабельный пассажирский самолёт поднялся в воздух. Через год усовершенствованный самолет, получивший имя «Илья Муромец», побил все мировые рекорды грузоподъёмности.
С началом войны, видя неэффективность использования бомбардировщиков, Шидловский предложил собрать их в эскадру. В декабре 1914 г. Шидловский приказом императора был призван на действительную военную службу с присвоением звания генерал-майор и назначен начальником эскадры тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». В 1915 г. Шидловский руководил изготовлением первого в России авиационного двигателя. В том же году был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени.

В апреле 1917 г. Временным правительством М.В.Шидловский, как «монархист», был снят с должности. И созданный им отлаженный механизм «Руссо-Балта», и эскадра тяжёлых бомбардировщиков стали разрушаться. После прихода к власти большевиков этот процесс усугубился. С началом красного террора, спасаясь от расправы, эмигрировал И.И.Сикорский.
В отличие от него, Михаил Владимирович остался в России. В 1919 г. он был арестован, обвинён в шпионаже и расстрелян 14 января 1921 г.

Реабилитирован Михаил Владимирович в 1998 г., а усилиями летчиков Дальней авиации в Москве ему открыт памятник.
В таких людях как М.В.Шидловский, И.И.Сикорский, плодах их труда заключались величие и мощь России. Не нашлось в февральской, а затем в октябрьской России никого, кто был бы в состоянии хотя бы задуматься об этом. Да и нынче не слишком утруждаемся.


Рецензии