Так уж случилось Коньки

По отцу я Кривой, а по матери Велиас, точнее Вяльяс.
Папины предки были кузнецами, и один из них получил свое фамильное прозвище, после того, как в кузне окалина отлетела ему в глаз.
Мамина же фамилия Велиас (Вяльяс), в переводе означает «за дверью», «на улице». В средневековье, несколько рыбацких семей бежали от грабежа и насилия псов рыцарей (англо-саксов) на небольшой эстонский остров Даго (Хийумаа), где обосновались и живут там по сей день. На старом кладбище Ингу сохранились плиты времен тысячилетней давности. Моя тетя Вилля мне их показывала. У островитян издревле сохранился обычай – утонувшему в море рыбаку ставили надгробный камень на пустую могилу.
В первый класс школы я пошел как Гаррик Кривой. Мои одноклассники, шутя, без злобы, посмеивались над моей фамилией. Я не подавал виду, хотя приходил домой расстроенным. Тогда, мой папа, Еремей Борисович, добрый человек, сказал маме: Твоя фамилия, Сальма, красивее моей, и, пусть сыновья наши будут Велиас!»
В село Силовка, что под Одессой, где проживал мой прадед Густав с семьей, пришло письмо из Гапсаля от матери Ольги. Она сообщала, что отец ушел в плавание на полгода, хозяин парусника, на котором тот был капитаном, заключил выгодный контракт с одной восточной компанией. Супруга пыталась отговорить капитана, но тот ей сказал: «Ты, Эльза, пойми! Просто так бросить это судно и команду, с которым столько пережито, я не могу! Но даю слово, как вернусь, далеко уходить уже не буду!».
Но ты же знаешь упрямство своего отца, он мне ответил: «Ты, Эльза, права! Но просто так взять и уйти, бросить судно и экипаж, с которым столько пережито, я не могу! Но, я даю тебе слово, как вернусь, далеко уходить больше не буду!»
На улице сейчас холодно, и мы с Артуром, сидим вечерами дома. Я тебе пишу, а он выполняет занятия по литературе. По воскресеньям мы ходим в гости к друзьям, но никуда не хочется идти. Мне очень беспокойно, я очень переживаю за отца, где он находится в это время года – бушуют сильные шторма, а его корабль – деревянное корыто, хотя и красивое с виду, но совсем ненадежное.  Будем надеяться, что Бог будет милостлив к нам! Оля! Ты не забыла? Твоему братику в декабре, исполнится 12 лет, нам одним скучно, и мы приглашаем вас с Густавом в гости, на его День рождения! Артур стоит возле меня, и передает вам большой привет, он просит купить ему в подарок русские коньки с теплыми ботинками. Его друзья, говорят, что они хорошего качества. Он еще не умеет кататься, и очень хочет научиться».
Густав с Ольгой поехать в гости не смог, он купил у графа Орлова ценных рысаков, и накопилось слишком много неотложных дел. Ольге пришлось поехать одной.
Она привезла брату коньки, они были блестящие, из нержавейки, с теплыми ботинками – все как он мечтал, да еще и размер подошел как раз под его ногу. Артур был в восторге от подарка,  и расцеловав сестру,  в тот же день убежал с друзьями на каток. Мать ему крикнула вслед: «Будь осторожен! Ты же еще не умеешь даже стоять на них!»
Мальчишки же ее успокоили: «Мы его научим! Не волнуйтесь!»
В полдень воскресного морозного дня, на катке оказалось много народу. Играл оркестр, нарядно одетая публика громко разговаривая и смеясь, скользила по кругу. Артур, впервые одевший коньки, неуверенно стоял на льду, радостно улыбаясь. Друзья, слегка его поддерживая стали учить делать скользящие шаги. Подбадривая его, они говорили: «Не бойся, Артур, смелее, на лыжах – ты катаешься лучше нас!». Артур, быстро освоился и уверенно заскользил по льду.
«Все, друзья, спасибо, теперь я сам! Вон там, сбоку покатаюсь!»
-Лады, Артур, мы по кругу прокатимся и сразу к тебе! А ты не торопись, и от края не отходи.
Зеркальный блест катка давно манил ребят и они, толкая друг друга и смеясь скрылись среди катающихся.
Артур с каждой минутой, чувствуя себя увереннее, радостно скользил по льду, не замечая, что отъезжает от края все дальше. В это время, какой-то долговязый спортивный парень, на большой скорости, поравнявшись с ним, шутя, с силой толкнул его сзади. От неожиданности, он со всего размаху упал затылком о лед. Удар оказался смертельным. Мальчишки, подъезжая, увидели, там где катался Артур, столпившихся людей. Приблизившись, они увидели своего друга, лежавшего на льду бледного, с широко раскрытыми неподвижными глазами.
Ольга, после гибели брата, сообщила Густаву, о постигшем их горе, что не может бросить мать в таком состоянии. Она останется с ней до возвращения отца. Весна пришла ранняя. И в один из таких прекрасных дней, на рейде показался долгожданный старый парусник – красавец.
Он вернулся из своего последнего дальнего рейса, выдержав с честью нелегкие испытания. На пристани столпились встречающие своих близких. Моряки, узнавая издалека родных – радостно махали им руками.
Капитан Теер души не чаял в своем сыне и часто обнимая его говорил: «Ты тоже станешь капитаном!» Мальчик всегда прибегал на берег встречать отца. И люди, зная сына капитана, пропускали его вперед. Отец видел видел его издали, размахивающего букетом цветов.  Но в этот раз он до рези в глазах всматривался в толпу встречающих, и не мог его увидеть.
«Что же случилось, сынок!? И Эльзы не видно!»
У капитана защемило сердце, он почуял недоброе – дома беда!
Ольга с матерью не отважились пойти на пристань встречать его с такой горькой вестью, - они сидели притихшие на светлой веранде, с тревогой его ожидая. Вскоре женщины услышали его тяжелые шаги. Вошел он молча, с мрачным лицом, не глядя на них и сел в кресло возле стола.
Тяжко вздохнув, он спросил: «Расскажите мне как он умер!?»
Выслушав, взволнованных женщин, он достал из серванта виски, налил себе полный стакан, и выпив залпом, хрипло сказал: «Эх , сынок, лучше бы я утонул!».
Мать с дочерью расплакались навзрыд.
«Не вините себя, родные мои, это судьба! Так уж случилось!»
Теер поднялся, попросив жену и дочь встать тоже.
«Помянем, нашего Артура, молитвой!»
Ольга, видела слезы отца единственный раз в жизни…


Рецензии