Юлия Вревская - героиня русско-турецкой войны

Юлия Петровна Вревская (25 января (6 февраля) 1838 или 1841, Лубны Полтавской губернии — 24 января (5 февраля) 1878, близ г. Бяла, Болгария) — баронесса, урождённая Варпаховская. Подруга И. С. Тургенева. Во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.
Родилась в городе Лубны Полтавской губернии в семье участника Бородинского сражения, командующего Отдельной резервной кавалерийской дивизией, генерал-лейтенанта Петра Евдокимовича Варпаховского (1791—1868) и Каролины Ивановны (урождённой Блех) (1805—1870).

Ю. П. Вревская владела имением Мишково близ села Дубовик Малоархангельского уезда Орловской губернии.

Памяти баронессы Юлии Петровне Вревской посвятил свои стихи Я. Полонский — «Под красным крестом»

Семь дней, семь ночей я дрался на Балканах,
Без памяти поднят был с мёрзлой земли;
И долго, в шинели изорванной, в ранах,
Меня на скрипучей телеге везли;
Над нами кружились орлы, — ветер стонам
Внимал, да в ту ночь, как по мокрым понтонам
Стучали копыта измученных кляч,
В плесканьях Дуная мне слышался плач.

И с этим Дунаем прощаясь навеки,
Я думал: едва ль меня родина ждёт!..
И вряд ли она будет в жалком калеке
Нуждаться, когда всех на битву пошлёт…
Теперь ли, когда и любовь мне изменит,
Жалеть, что могила постель мне заменит!..
— И я уж не помню, как дальше везли
Меня то ухабам румынской земли…

В каком-то бараке очнулся я, снятый
С телеги, и — понял, что это — барак;
День ярко сквозил в щели кровли досчатой,
Но день безотраден был, — хуже, чем мрак…
Прикрытый лишь тряпкой, пропитанной кровью,
В грязи весь, лежал я, прильнув к изголовью,

И, сам искалеченный, тупо глядел
На лица и члены истерзанных тел.
И пыльный барак наш весь день растворялся:
Вносили одних, чтоб других выносить;
С носилками бледных гостей там встречался
Завёрнутый труп, что несли хоронить…
То слышалось ржанье обозных лошадок,
То стоны, то жалобы на распорядок…
То резкая брань, то смешные слова,
И врач наш острил, засучив рукава…

А вот подошла и сестра милосердья! —
Волнистой косы её свесилась прядь.
Я дрогнул. — К чему молодое усердье?
«Без крика и плача могу я страдать…
Оставь ты меня умереть, ради Бога!»
Она ж поглядела так кротко и строго,
Что дал я ей волю и раны промыть, —
И раны промыть, и бинты наложить.

И вот, над собой слышу голос я нежный:
«Подайте рубашку!» и слышу ответ, —
Ответ нерешительный, но безнадежный:
«Все вышли, и тряпки нестиранной нет!»
И мыслю я: Боже! какое терпенье!
Я, дышащий труп, — я одно отвращенье
Внушаю; но — нет его в этих чертах
Прелестных, и нет его в этих глазах!

Недолго я был терпелив и послушен:
Настала унылая ночь, — гром гремел,
И трупами пахло, и воздух был душен…
На грязном полу кто-то сонный храпел…
Кое-где ночники, догорая, чадились,
И умиравшие тихо молились
И бредили, — даже кричали «ура!»
И, молча, покойники ждали утра…

То грезил я, то у меня дыбом волос
Вставал: то, в холодном поту, я кричал:
«Рубашку — рубашку!..» и долго мой голос
В ту ночь истомлённых покой нарушал…
В туманном мозгу у меня разгорался
Какой-то злой умысел, и порывался
Бежать я, — как вдруг, слышу, катится гром,
И ветер к нам в щели бьёт крупным дождём…

Притих я, смотрю, среди призраков ночи,
Сидит, в красноватом мерцанье огня,
Знакомая тень, и бессонные очи,
Как звёзды, сквозь сумрак, глядят на меня.
Вот встала, идёт и лицо наклоняет
К огню и одну из лампад задувает…
И чудится, будто одежда шуршит,
По белому тёмное что-то скользит…

И странно, в тот миг, как она замелькала
Как дух, над которым два белых крыла
Взвились, — я подумал: бедняжка устала,
И если б не крик мой, давно бы легла!..
Но вот, снова шорох, и — снова в одежде
Простой (в той, в которой ходила и прежде),
Она из укромного вышла угла,
И светлым виденьем ко мне подошла —

И с дрожью стыдливой любви мне сказала:
«Привстань! Я рубашку тебе принесла»…
Я понял, она на меня надевала
Бельё, что с себя потихоньку сняла.
И плакал я. — Детское что-то, родное,
Проснулось в душе, и моё ретивое
Так билось в груди, что пророчило мне
Надежду на счастье в родной стороне…

И вот, я на родине! — Те же невзгоды,
Тщеславие бедности, праздный застой.
И старые сплетни, и новые моды…
Но нет! не забыть мне сестрицы святой!
Рубашку её сохраню я до гроба…
И пусть наших недругов тешится злоба!
Я верю, что зло отзовётся добром: —
Любовь мне сказалась под Красным Крестом.

1878

 В. Гюго — «Русская роза, погибшая на болгарской земле».



И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе — «Памяти Ю. Вревской».

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гопшиталь, в разоренной болгарской деревушке -- с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве -- и ни один врач даже не взглянул на нее;, больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черенке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала -- и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась -- и вся, пылая огнем
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда -- а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
Сентябрь, 1878


Фильм-портрет баронессы Юлии Вревской.
Юная красавица 16-ти лет - жена генерала-героя и сестра милосердия на полях русско-турецкой войны. Бойцы российской Армии боготворили её, болгары - поставили памятник и поминают как святую.

В 1920-е годы в Париже работал «Русский союз (община) сестёр милосердия имени Вревской».


О судьбе Ю. П. Вревской в 1977 году был снят совместный советско-болгарский художественный фильм «Юлия Вревская» (болг. Юлия Вревска). Режиссёр Никола Корабов.

Премьера фильма состоялась 23 января 1978 года и была приурочена к столетней годовщине освобождения Болгарии в ходе русско-турецкой войны. Фильм посвящён памяти Юлии Вревской и всем, отдавшим жизнь за освобождение Болгарии.

Сюжет
Муж баронессы Юлии Вревской, генерал Вревский, погибает на Кавказе. Молодая вдова становится придворной фрейлиной, среди её друзей — Василий Верещагин и Иван Тургенев, она путешествует по Европе, в Париже знакомится с Виктором Гюго.

После разгрома Апрельского восстания в Болгарии Россия объявляет войну Турции. Юлия Вревская узнаёт от болгарского ополченца Николы Корабелова о зверствах башибузуков в Болгарии. Находясь под впечатлением от услышанного и воодушевлённая всеобщим народным подъёмом, Вревская решает отправиться в действующую армию сестрой милосердия. На фронт отправляется и Верещагин, при переправе с передовыми отрядами через Дунай он получает ранение. Русскую армию-освободительницу с ликованием встречает местное население. Юлия Вревская продвигается вместе с госпиталем вслед за наступающей армией, она видит все ужасы войны, раздаёт хлеб голодным детям. Главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич встречается с Верещагиным и даёт ему задание написать парадное полотно на военную тему.

Тем временем русские войска ведут героическую битву за Шипкинский перевал. Подоспевшие русские части в критический момент решают исход сражения в свою пользу. На Главную квартиру прибывает Александр II. В ателье Верещагина император осматривает работы художника и награждает его орденом. Там же Верещагин узнаёт о гибели под Плевной своего брата Сергея Верещагина. Вревская работает в полевом госпитале под руководством доктора Павлова. Раненые солдаты и персонал госпиталя устраивают праздник по случаю взятия Плевны русскими войсками. Госпиталь посещает Николай Николаевич, он настоятельно требует возвращения Вревской в Россию, ведь враг разбит, и её помощь здесь уже не требуется, но Вревская отказывается, она не может оставить своих раненых. В Тырново торжественно провозглашают освобождение Болгарии от турецкого ига. Войну сопровождает эпидемия тифа. Ухаживая за больными, Вревская заражается тифом и вскоре умирает. Незадолго до смерти она получает адресованное ей письмо Тургенева. Верещагин и Корабелов провожают Юлию Вревскую в последний путь.

В ролях
Людмила Савельева — Юлия Вревская
Стефан Данаилов — Никола Корабелов
Регимантас Адомайтис — Василий Верещагин
Юрий Яковлев — великий князь Николай Николаевич
Владислав Дворжецкий — Александр II
Анатолий Солоницын — доктор Павлов
Алексей Петренко — Степан Князев
Николай Гринько — Савашевич
Борислав Брондуков — Тюрин
Ролан Быков — маркитант Брофт
Семён Морозов — Брянов
Владимир Ивашов — генерал
Вацлав Дворжецкий — военный министр
Коста Цонев — старый ополченец
Тимофей Спивак — брат художника Верещагина
Валентина Березуцкая — сестра милосердия
Любовь Полищук — Люба, сестра милосердия
Георги Черкелов (болг.) — Виктор Гюго
Эмилия Радева (болг.) — мать Корабелова
Димитр Хаджиянев (болг.) — отец Корабелова
Никола Корабов — фотограф
Леонид Оболенский
Дополнительные факты
В начале фильма процитировано стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской»
В фильме использованы марши, песни, танцы, гимны XIX века
Фильм снят с участием войск советской и болгарской армий

В июне 2019 года в Ставрополе установлен памятник трём ставропольским медсёстрам: Юлии Вревской — героине русско-турецкой войны, Римме Ивановой, отличившейся в Первую мировую войну, и Матрёне Ноздрачёвой — героине Великой Отечественной войны.

Материал из Интернет-сайта).


Рецензии