Понимание как здравый смысл

(Из цикла «Грани понимания»)
               
               
                Здравый смысл говорит нам, что Земля плоская.
                Альберт Эйнштейн.               
                               
                Ум начинается там, где кончается здравый смысл.
                Клод Гельвеций.               
       
      Почему многочисленные словари и научная психология затрудняются дать удачное определение понятию «здравый смысл»? Причин много: «здравый смысл» вовсе не тот сокровенный смысл, который мы постигаем и обретаем как значимое переживание сознания, как «суть дела». Это и не то знание, которое мы как умозаключение получаем в результате разумного мышления. Тем более, это не естественная эмоция, возникающая как реакция на происходящее. Что же такое как будто понятный каждому здравый смысл?

      Когда нет собственного понимания, пользуются общественным мнением. Такой способ оценки ситуации и принятия решений в жизни называют здравым смыслом.  Это не значит, что человек не в состоянии самостоятельно разумно мыслить, но говорит о его способности легко ориентироваться в системе общепринятых представлений реальности. Это похоже на то, как человек руководствуется не индивидуальной совестью, а моралью общества.

      Разумность и здравый смысл – совершенно разные вещи. Это только кажется, что здравый смысл – умение рассуждать разумно. В жизни важно не столько «правильность» мышления, сколько качество его исходных посылок. Только здравый смысл может защитить нас от иллюзий нашего разума и спасти от возможных ошибок в жизни. (Но «Как только в игру вступает любовь, здравый смысл говорит «до свидания». Керстин Гир).

     Предпосылкой «здравого смысла» служит социальное чувство человека, связанное с общественным сознанием – культурным образованием, которое подобно генетическому инстинкту стадности служит для выживания, приспособления к социальной среде. Это осознанное руководящее чувство позволяет не только оценивать и принимать беспристрастные решения, но и служит зачастую основанием наших представлений правды и справедливости, когда мы не умеем или не хотим слышать свой собственный внутренний голос совести и доводы разума.

      Логика «здравого смысла» состоит в том, чтобы принимаемые решения не противоречили общему набору образов мыслей, ценностей, и норм поведения, характеризующих культуру данного социума. Так как суждения «здравого смысла» строятся не на предписании разума индивида, а на основе общественного опыта жизни, они не выходят за рамки своей культуры, эпохи, которой они служат. Только свободное мышление, не связанное логикой здравого смысла, открывает дорогу творческим возможностям субъективного познания. Разум начинается там, где кончается «здравый смысл».

      Здравый смысл — чисто практический, наиболее распространенный способ мышления человека, который не осмысливает и не подвергает свои представления сомнению или критике. Это – интуитивная способность принимать быстрые решения, свободные как от эмоциональной предвзятости, так и точного, но медленного размышления. Человеку трудно объяснить, почему он принял такое суждение или решение, что говорит о подсознательной природе «здравого смысла».

      Такой ограниченный способ мышления настолько привычен для нас, что мы замечаем только его отсутствие. Несмотря на многочисленные ошибки быстрого метода принятия решений, без «здравого смысла» повседневная жизнь была бы просто невозможной. Впрочем, ошибки свойственны так же и разумному, и интуитивному мышлению.

      Для быстрого суждения и принятия решений интуитивное схватывание оценки ситуации и направленности хода мышления оказывается предпочтительнее медленного надежного логического рассуждения. Интуитивное знание здравого смысла, воспринимается как догадка, полученная внелогическими средствами. Определить источник и достоверность суждения не представляется возможным. Только практика применения может подтвердить или опровергнуть догадку.

      Чтобы легче передвигаться по жизни, мы склонны к поспешному суждению поведения других, не затрачивая время и энергию на понимание окружающего. Прояви мы больше наивного любопытства, у нас появилась бы возможность взаимодействовать с другим миром, с другими людьми, а не с поспешными представлениями о них. Нам легче было бы понять, чем они руководствуются: своим ли выбором или они вынуждены так поступать.

      Тогда мы получили бы более объективную информацию о ситуации и людях, позволяющую не следовать за своим предвзятым суждением. «Человек не является только тем, кем он вынужден быть». (Л. Бинсвангер). Ошибочное мнение о наших отношениях с людьми часто возникает потому, что мы судим двойными стандартами: себя – по своим намерениям, а других — по их действиям. Когда склонность судить людей заменяется суждением обстоятельств, наше реагирование не вызывает дискомфорт.

      Сталкиваясь с чужими желаниями, обнаруживая различные подходы и рассуждения других людей, мы непроизвольно упрощаем сложность взаимоотношений. Мы торопимся выяснить – с кем иметь дело, а кого избегать. Мы судим не только из-за личного или делового интереса, но потому, что это – кратчайший путь, чтобы узнать и как-то понять мир.

      В бессознательном процессе восприятия обращение к памяти опыта так редко переживается, что в большинстве случаев субъект не в состоянии отличить собственное понимание от простого общепринятого «здравого смысла». Ассоциативный механизм формирования суждения работает как в процессе узнавания при восприятии, так и в логике «здравого смысла» с той лишь разницей, что в узнавании рефлексия обращена на индивидуальный опыт, а в здравом смысле – на общественный.

      Любое познание начинается со «здравого смысла». Можно сказать, «здравый смысл» дает чувственное понимание предмета или ситуации, которое не столько отражает сущность, сколько определяет направленность дальнейшего разумного познания, поиска подлинного смысла познаваемого. Пренебрежительное отношение к «здравому смыслу» как способу мышления ничем не оправдано.

      Человек с недостатком или лишенный здравого смысла при встрече с незнакомой ситуацией не знает, что ему делать, на что важнее обратить внимание, что именно он не понимает. Он чаще всего выглядят растерянным, удивленным, не способным вписаться в ситуацию. Такие люди после рассказанного анекдота чаще других спрашивают – а что было дальше?

      Всем нам, прежде всего, необходим здравый смысл. Он подсказывает, предупреждает, избавляет, спасает, велит и Бог знает, чем еще может быть полезен в нашем общении с окружающей действительностью. Эта удивительная социальная часть нашего интеллекта всегда на переднем крае нашего взаимодействия и взаимопонимания с другими людьми.

Киев 2021.


Рецензии