Поколения

Вдруг отчётливо понял, что почти полностью ушли два поколения, которые я очень хорошо знал - поколения моих бабушек-дедушек и родителей. Эти люди, их опыт и образ мысли были частью моей жизни. А теперь - я вроде не изменился, а их нет.

Описывать целое поколение, тем более, описывать одной фразой - дело пустое: люди все разные. Но всё же.

Первое - это люди, сформировавшиеся после революции. Не верившие в Бога, но верившие в построение нового мира. Потом увидевшие, что новый мир заканчивается тридцать седьмым годом. Пережившие войну - главный водораздел их жизни и главный источник их взглядов на всю оставшуюся жизнь («лишь бы не было войны»). Победившие и продолжавшие верить - те, кто остался в живых.

Вообще мне кажется, что люди без веры (как нынешние) - хуже, чем люди, верящие даже в иллюзорные вещи.

А второе поколение как раз в войну начало себя осознавать, и это отразилось на них даже в мелочах. Папа мой любил есть луковицы, как яблоки, потому что лук был единственным источником витаминов в войну. А ещё он создавал запасы крупы, соли и прочего, что очень помогло в начале 90-х.

Эти люди (условно назовём их «физики и лирики»: я не люблю слово «шестидесятники») уже не верили в дежурную коммунистическую риторику, высмеивая ее на кухне и в анекдотах. Кстати, они выработали в себе иммунитет к лицемерным лозунгам, чего на Западе не произошло: после падения «железного занавеса» стало понятно, что тамошние люди гораздо более brain-washed.

Они по-прежнему не то, чтобы не верили в Бога, но, скорее, были агностиками. Зато коллективно верили в разум и учёное знание, а равно в культуру, порядочность и достоинство гораздо больше, чем в накопление материальных благ. Поэтому то поколение полетело в космос и проникло в атомное ядро, породило Бродского, Тарковского и Высоцкого.

Понятно, что в обоих поколениях была масса отъявленных мерзавцев: в них наша Родина ни в какие времена нехватки не испытывает. Палачи, стукачи, аппаратчики, демагоги всех мастей. Но мне повезло вырасти среди других людей.

Теперь эти люди остались только в моей голове и других головах моего поколения. Ну, ещё в книжках советских классиков, да их никто не читает.

И я вот думаю: смысл жизни - очень простой: нести два поколения двум поколениям. Если повезёт - то три трём.


Рецензии
Совершенно с Вами согласна. Так и в нашей семье, моё поколение
ещё помнит бабушек, а дедушками мы были не богаты. Их практически
не было. Родители всегда нас хвалили и баловали, пройдя страшную и жестокую
войну. Мы читали запоем. Стихи учили на спор, кто больше выучит за день.
Про отъявленных мерзавцев не знаю, не встречались.
Надеюсь генетическая память совести передалась по наследству.

Спасибо за публикацию.

Галина Поливанова   26.05.2022 17:36     Заявить о нарушении