Ленин и печник

            
                «И видел очень далеко,
На много лет вперёд…»
Что-то из Ленинианы.
   
           Немного о ФОПе. Факультете общественных профессии Работа на нём строилась таким образом, что институты нашего  областного центра могли творчески состязаться не только внутри  себя, между факультетами и направлениями, но и друг с другом в рамках ежегодных  межвузовских конкурсных вечеров, а периодически проводимые региональные, республиканские фестивали и конкурсы открывали  дальнейшую дорогу истинным дарованиям в Москву. Внутривузовские финалы приурочивались к празднику Великого Октября (7 ноября, если кто забыл), а межвузовские- к Дню рождения В.И. Ленина (22 апреля).
     Именно к весне страсти накалялись донельзя.

     Творческое соперничество, в основном, шло между тремя институтами нашего города, доверху переполненными талантами: медицинским, рыбным и педагогическим. Единственное  профессиональное «творческое»  учебное заведение  «конса», - консерватория, странно, но была не конкурентоспособна.
     Такую тягомотину из классики разводили на сцене, тоска!

     Но в этот год, -  105-ой годовщины Ильича, -  партийное руководство области поставило задачу местной культуре, так сказать «углубить, расширить и увековечить» на сцене Лениниану. Далее цитирую почти по памяти: «В советском искусстве ленинская тема занимает совершенно особое место. К ней обращаются  деятели культуры разных поколений и национальных школ. Они стремятся запечатлеть революционный дух нашей эпохи, ее великие коммунистические идеалы. И именно в жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина — революционера и мыслителя, вождя международного пролетариата, основателя Коммунистической партии и Советского государства — творческая интеллигенция видит наиболее полное и концентрированное воплощение нашей эпохи».

     Во как!
     В общем, «конса»,   начинавшая творческий марафон,  к дню рождения Ильича подготовила бомбу!
     Чего от неё никто не ожидал.
     И все мы припёрлись смотреть, чего на этих «кислых» вечерах вообще  никогда не бывало.
    То есть, почти полный зал!
    Что это за «бомба», держалось в строжайшей тайне, и только на   финальном конкурсном вечере, который по традиции проходил в местном ТЮЗе, мы и должны были увидеть шедевр, который изорвал бы в клочья наши надежды на призовое место.
    И мы увидели…

    Занавес долго не открывали.
    Напряжение  достигло апогея. и даже  конкуренты, из числа сидящей в зале молодёжи и студенчества, несколько раз срывались на нервные аплодисменты. Верные служительницы Мельпомены – билетёрши, монументальные какие-то тётки, бдели у дверей огромного зала, и всем  своим видом, как бы предупреждали: цыц! это вам не дискотека!! это храм искусства!!!
     Одна из них в охранительном угаре даже пришла с собачкой,  знаете,   крохотным таким пинчером с вечно слезящимися выпученными базедовыми глазками и трясущимися ножками. И на самом верху зала, у входа в бельэтаж,  посадила  его в кресло, предусмотрительно, чтоб не сбежал, привязав поводок к подлокотнику.

     Наконец  занавес зашевелился, в нём образовалась щель, пропустившая на сцену дородную матрону неопределённого возраста, которая брезгливо поджав губы отчеканила:
     «Ленин и печник».
     Оратория.
     Исполняют студенты и преподаватели государственной консерватории».
     Не смотря на угрозу, зал робко зааплодировал.
     Да-а, - подумалось, - беспроигрышный вариант, сразу «быка за рога». Вот  как нужно начинать!…

     Между тем занавес поплыл,  явив зрителям огромный, человек в семьдесят, хор, стоящий на высоченном, трёхъярусном постаменте. Хор, по идее,  должен был изображать народ (и наши подозрения вскоре подтвердились).  Довольно плотного телосложения женщины, как бы, «бабы» -  были экипированы  в сарафаны до пят и высокие кокошники. «Мужикам», для дородности что-то подвязали под длинные сатиновые рубахи, подпоясанные, как положено, верёвочными поясками.  Все они, как на подбор, были чернявые и завито-кудрявые, с привязанными к подбородку диковатыми бородами. Гримёры явно переборщили с румянами и «мужики» издалека сильно смахивали на цыган-конокрадов. В общем, сцена должна была являть сытость и благополучие трудового крестьянства.

      Раздался нарастающий  грохот, и компания ржущих молодых людей выкатила на авансцену огромный черный рояль «Bluthner».
     Заиграла музыка.
     На сцену без предупреждения ворвался  Печник  (родной клон конокрадов) и  не замедляя шага, что-то запел, не попадая в ноты.
     Всякий уважающий себя человек должен знать о чем идёт речь в произведении (очень хорошего!) советского поэта Александра Твардовского, где повествование ведётся от имени участника незабываемой, фантастической встречи с тем, который «живее всех живых» - с Лениным. В результате, у  представителя народа, – столбняк, природа которого уже подробно исследована в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьём», где солдат Иван Щадрин в течение всего экранного времени приходит в себя от счастья встречи с Вождём.

      Когда зал пришёл в себя от неожиданного появления Печника, и зрители  начали разбирать некоторые слова, до меня донесся речитатив, который я не читал в оригинальном тексте, что-то вроде: «Я пришёл и увидел его! Кого? Да того самого верного, самого близкого, самого родного человечного человека, знающего всё про нас, вобравшего в себя всех нас, защитившего  нас от вас и работающего за нас…»
     И всё это глиссандо от низких нот к самым верхним - по восходящей!
     И, когда голос певца, как работающая на максимальных оборотах бензопила готов  был уже сорваться в фальцет, хор, отвечая Печнику, удивлённо взревел:  «Ленин?!».

     А тот опять за своё, по нарастающей.
     И опять невежды в хоре  засомневались: «Ленин??»
     Повторение – мать учения.
     Когда участники действа пошли по третьему кругу, казалось, барабанные перепонки уже не выдержат. В самый кульминационный момент, когда  Печник закончил свои глупые вопросы на самой высокой ноте, а хор, начал набирать воздух в лёгкие, чтобы ответить бестолковому – в односекундной гробовой тишине раздалось:   
     «У-у-у-у-у. Вау - ау – ау»
      И опять.
     «У-у-у-у-у.»
      Пинчер.
      Собака!

     Забытый хозяйкой пёс украсил ораторию ярким контрапунктом.
     Зал взорвался.
     Хор начал разваливаться, как карточный домик. Первыми рухнули тенора, за ними посыпались баритоны и басы. Рыдая от смеха люди падали с постамента и  расползались кто-куда по кулисам.
     Никогда в жизни больше не слышал таких громовых аплодисментов!


Рецензии
Надо же, хор паузу держал, а собачка не утерпела. Как, однако же, на неё искусство подействовало. Прониклась.
От смеха, если он неожиданный, умереть можно. Помню, мне дали прочитать пародию (или цитату из текста, не помню уж что) а в ссылке на стихотворение-первоисточник об опасности не предупредили. Я, когда страничку открыл, то увидел заголовок и выдохнул, а вдохнуть не смог. Думал, помру.
Ну, не буду уточнять. Там всего лишь поздравление с днём рождения.

Написано классно. Очень ярко всё представляется.

Дмитрий Маштаков   16.12.2023 07:36     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Самое интересное - и не мне Вам рассказывать - что большинство историй не выдуманы, а реально имеющие место быть. Всё лежит на поверхности и, всего-то, нужно увидеть и поднять. Немножко приукрасить и приврать. Ну, совсем немного... Остальное, дело техники. Как раз её-то у меня нет. Пишу, "как Бог на душу положит". С уважением, уже граничащим с почитанием (Святая правда! посмотрел широту разброса Ваших интересов в науке, прозе и поэзии). Евгений

Евгений Дегтярёв   16.12.2023 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.