Марк Вайль - Смерть Мастера

Неисповедимы пути судьбы. Человек, поднявшийся до вершины Олимпа и овладевший секретами древнегреческой трагедии, в ночь с 6 на 7 сентября был буднично зарезан двумя подонками в подъезде своего дома в духе реалий нашего времени. Собственная смерть не входила в планы Марка Вайля, и уж тем более, накануне нового театрального сезона «Ильхома», открывавшегося кровавой трагедией Эсхила «Орестея», и потому последними словами режиссера перед уходом в небытие были те, которые могли принадлежать только Мастеру: «Я открываю завтра новый сезон, что бы ни случилось». Понадобилось время, чтобы доставить пострадавшего в больницу и приступить к операции. Но этого времени у Марка Вайля уже не было…

Сезон открывали уже без него. Смерть известного режиссера Марка Вайля породила множество версий, в том числе – самых невероятных. В созданный им театр «Ильхом» каждый день приходили соболезнования со всех концов света. Горестными комментариями на гибель Марка Вайля были полны и все интернетовские форумы, где каждый считал своим долгом почтить память  человека, оставившего столь яркий след в истории мирового театра: «Невероятно, ужасно, больно. Почему? За что? Зависть? Заговор? Слов нет. Как будто потеряла близкого человека»; «В наше и без того бездушное время это ужасная потеря!»; «Смерть человека - это всегда трагедия жизни. Смерть человека искусства – это трагедия общества»; «Я был и являюсь поклонником театра «Ильхом», в чем неоценимая заслуга Марка Вайля. Очень надеюсь, что в память об основателе «Ильхома» театр продолжит свое существование»; «Такие люди, как Марк Вайль, не исчезают бесследно. Его ученики уже нашли в себе силы и мужество сыграть сегодня спектакль: такой театр и такие самоотверженые люди достойны своего учителя!»; «Сегодня Ташкент умер для меня, и, думаю, что не только для меня, теперь в нем нет отдушины. Было единственное сильнейшее звено, скреплявшее многие души воедино и заставлявшее оставаться, творить и любить те места, откуда рвешься сбежать куда угодно. Марк Яковлевич невидимой паутинкой соединял тысячи ташкентцев, и не только - людей со всего мира своей деятельностью и притягивал в одну точку - театр "Ильхом". Ради него стоило здесь оставаться и сюда возвращаться. А теперь свеча погасла, тепло скоро уйдет, станет холодно и никого не останется. Больше меня в Ташкент не тянет»; «Средства массовой информации Узбекистана вот уже пять дней не замечают трагической гибели Марка Вайля, режиссера и художественного руководителя ташкентского театра «Ильхом», убитого в ночь с четверга на пятницу 7 сентября. В пятницу об этом знала уже вся столица. В субботу об этом рассказывали крупнейшие газеты и информационные агентства мира. Но только не газеты, радио и телевидение Узбекистана. Смерти человека, благодаря которому многие за границей узнавали о самом факте существования республики, местная пресса не посвятила ни строчки»; «Марк и его «Ильхом» торчали, как плохо перевязанный большой палец на руке. Свободолюбивые спектакли, международное признание Узбекистана в ипостаси, далёкой от национальной.  Русскоязычный театр, да ещё во главе с человеком по фамилии Вайль! Рассадники либеральной культуры! Я удивлен, что этого не произошло раньше. То, что подобный театр просуществовал в такой стране до сего момента - уже само по себе чудо»; «Наш хрупкий мир пытаются расшатать. Хочеться кричать, а получается беззвучное мычание. И это все мы. Прости нас, режиссер»; «Светлая память Мастеру. Несмотря на все подтверждения - не верится. Какими же надо быть уродами, чтобы сделать такое! И ведь никто не понесёт наказания. Милиции некогда - они урожай взяток ещё не окончили собирать, да и не пойдут они против тех, кто сильнее законов»; «Не стало Марка Вайля. Рано или поздно это бы все равно произошло, но от того, что сейчас, здесь и таким образом – в душе только ужас и безысходность, которые мешают думать о чем-то другом. Кто-то строит «версии», ищет подоплеку; кто-то рассуждает о том, что будет дальше: выживет ли «Ильхом» после гибели Человека-Театра или нет; кто-то банально копается в чужом «белье». И от этого становится еще хуже: вдруг сознаешь, что после ухода Мастера серости на земле как будто бы стало на порядок больше. Но ничего уже не исправить. Поэтому настоящий подвиг сегодня и завтра - продолжать играть музыку, сочиненную Маэстро. Лишь это имеет реальный смысл. Чтобы память о нем надолго пережила его самого, а «Ильхом» стал ему нерукотворным памятником! Спасибо всем ученикам Вайля за мужество и талант!»
 
За два месяца до своей гибели Вайль побывал в Израиле, куда он приезжал вместе со своим театром, чтобы принять участие в Иерусалимском фестивале. На встречу с режиссером съехались все его бывшие актеры и друзья, ныне живущие в Израиле. Встреча происходила в Рамле – во дворе дома одного из «ильхомовцев» Марка Сорского. Событие снималось на видеопленку и фотокамерами. Никто и представить себе тогда не мог, что это последняя встреча с Марком, ради которого, собственно, и собирались. На одной из фотографий, позже перекочевавшей на официальный сайт театра «Ильхом», Марк снят на фоне Мертвого моря с известным драматургом, основателем израильского театра «Ковчег» Семеном Злотниковым, по пьесам которого он ставил в свое время спектакли. Снимок сопровождает подпись: «Два классика!»

***

Семен Злотников:

- Я до сих пор не могу прийти в себя от полученного известия. Совсем недавно Марк был здесь на гастролях, мы виделись почти каждый день. Я возил его на Мертвое море, где он никогда до этого не был. Мы сидели на берегу, и он выглядел абсолютно счастливым человеком: его жизнелюбию можно было позавидовать. Помню, он сказал мне такую фразу: «В Израиле опасно жить», а я ответил: «Марк, сейчас везде жить опасно». После случившегося я все время возвращаюсь к тому разговору, словно пытаюсь отыскать в нем какой-то скрытый смысл, и невольно думаю о том, что если бы Марк жил здесь, может быть, этого бы с ним и не случилось. Мне кажется, все наши беды происходят по причине чьей-то зависти, а талант вызывает раздражение у многих.

Марк был гениально одаренным человеком. Режиссер, обладающий таким умом и степенью образованности, мыслящий концептуально, не терялся в любые времена: он всегда  опережал своих коллег на полшага, знал, о чем надо ставить и на каком языке разговаривать со своим зрителем. Марк постоянно был в поиске новых форм, понимая, что у театра появился сильный конкурент – кабельное телевидение, и результат этих поисков всегда был успешен.

Мы познакомились с ним в начале 1970-х, в одном из Дворцов культуры, куда меня, журналиста и руководителя собственной художественной студии, затащили на самодеятельный спектакль, поставленный по повести Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете». Режиссером его был никому тогда неизвестный Марк Вайль, которому было от силы девятнадцать лет. Спектакль меня поразил: он был слишком сильным и «мускулистым» для самодеятельности. И актеры ходили за Марком словно загипнотизированные, я помню, с каким восхищением они смотрели на своего режиссера.  Марк уже тогда распространял вокруг себя очень мощную ауру, обладал каким-то невероятным магнетизмом. На последнем фестивале, который проходил в Иерусалиме в июне я увидел, какими глазами смотрели на Марка члены его нынешней труппы, и это очень напомнило мне событие тридцатилетней давности. У него всегда было удивительное взаимопонимание со своими артистами и учениками. Марк добивался своих целей, потому что умел общаться с людьми и повсюду находил единомышленников.

Он рос в обычной еврейской семье – непонятно, откуда взялась эта немецкая фамилия. Был прекрасным семьянином: жена и дочери  его боготворили. Марк мог бы жить с ними в Сиэтле уже много лет, но он не мог оставить свое детище – театр «Ильхом» (в переводе с узбекского – вдохновение – Ш.Ш.). Детей вообще нехорошо бросать, а такого успешного ребенка, как «Ильхом» - тем более. Его ученики разбросаны по всему миру (в одном только Израиле их не менее полутора десятков), иные стали известными режиссерами и актерами - тот же Тимур Бекмамбетов, режиссер нашумевшего блокбастера «Ночной дозор» и многие другие.

Марк умел слушать людей, и потому рассказывать ему о чем-либо было сплошным удовольствием. В последний приезд в нашу страну он вдруг заинтересовался историей царей Израиля, и я охотно рассказывал ему притчи о царе Соломоне и царе Давиде. Помню, что я с определенным намеком (каждый режиссер – это своего рода царь в собственном театре) произнес тогда такую фразу: «Знаешь, что отличало царя Давида? Потрясающее чувство справедливости», на что Марк тут же с улыбкой отреагировал: «Я пытаюсь быть справедливым». И это было правдой. Я не раз бывал на его репетициях и не помню, чтобы он повысил на кого-то голос. В нем совершенно не было этого диктаторства, истеричности, свойственных многим режиссерам. Марк любил своих артистов и относился к ним очень бережно. Многие годы театр не имел никакого статуса, и люди приходили к Марку репетировать по ночам, не получая за это ни копейки: они зарабатывали на жизнь в других театрах, но душой устремлялись в приспособленный под студию подвал, где царило настоящее творчество.

***

Марк Сорский, артист, бывший член труппы театра «Ильхом»:

- Если бы три месяца назад мне кто-то сказал, что я вижу Марка Вайля в последний раз, я бы, скорее, подумал, что речь идет о моей собственной смерти, настолько полученное известие не вяжется с его жизненной силой: он был полон планов и все время говорил о них. Марк не просто рождал идеи, он умел их гениально воплощать. Для нас, «ильхомовцев», он был ВСЕМ. Я знаком с ним 30 лет и был в числе тех, кто начинал вместе с ним театр, который придумал Марк: «Ильхом» с самого начала был «авторским».  Как Марку удалось пробить свою идею в застойные времена, умудрившись сохранить полную независимость, я до сих пор не понимаю. Да и он не вполне это понимал. Однажды, уже после перестройки, Марк сказал мне в одном из разговоров: «Я только сейчас начинаю сознавать, что мы вытворяли, и поражаюсь - как нас только не пересажали и не уничтожили в те годы, и почему нас пронесло тогда по мутной реке мимо всех валунов и не разбило». После смерти Марка я невольно начал думать о том, что все-таки это произошло, правда, с опозданием, и с ним свели запоздалые счеты. Версия о том, что он наткнулся случайно на двух наркоманов, которым помешал «уколоться», звучит слишком наивной.

Марка нельзя назвать врагом властей, но и другом назвать нельзя. Я помню, как в брежневские времена у нас в «Ильхоме» вышел спектакль по пьесе Шварца «Дракон». Уникальность его была в том, что в основу была положена пьеса без купюр: наш человек сидел в центральном литературном архиве и украдкой переписывал недостающие места. Я видел эти листочки, где текст шел сплошняком, без знаков препинания, потому что писался в большой спешке из-за страха обратить на себя чей-то недобрый глаз. Название у спектакля было соответствующим: «Дракон. 1943». В нем были кадры хроники: выступления Гитлера; похороны Сталина; фрагменты, запечатлевшие известных диктаторов. Впервые в истории пьеса Шварца ставилась в своей полной версии. Даже сейчас кажется непостижимым, как Марк решился на подобное в те времена? Он был удивительно независимым человеком и всегда понимал, что «кто платит за музыку, тот ее и заказывает». И потому первые пятнадцать лет мы выживали на чистом энтузиазме: все делали своими руками – приспосабливали подвальное помещение под зрительный зал, изготавливали декорации, устанавливали свет.

Помню, как в свое время «Ильхом» пыталось прибрать к своим рукам министерство культуры, но Марк предпринял титанические усилия для того, чтобы этого не случилось. Была еще одна неприятная история, когда некая бизнес-структура пыталась отобрать у «Ильхома» его помещение, но после того, как здание, где  находился наш «подвал», прибрели немцы, это стало невозможным. Марк всегда умел находить среди любителей нашего театра единомышленников и спонсоров, которые поддерживали «Ильхом» и помогали ему выжить. Благодаря им мы умудрялись ездить в 1980-е годы на зарубежные гастроли и международные фестивали, когда большинство театров были «невыездными».

Размышляя о случившемся, я думаю о том, что Марк занимался в «Ильхоме» буквально всем – генерировал идеи, ставил спектакли, договаривался о гастролях, находил спонсоров, вел при театре актерские курсы, где готовил учеников. И если кому-то понадобилось по той, или иной причине «убить» театр, то для этого надо было прежде всего физически устранить его создателя. Марк не подготовил преемника: кто в 55 лет думает об этом? К тому же у него постоянно возникали новые идеи, он строил грандиозные планы. Сколько театр еще сможет продержаться на его спектаклях? Очень жалко ребят. Я играл на сцене «Ильхома» восемнадцать лет, пока не уехал в Израиль, и могу сказать, что это был не просто театр, это был еще и «дом» для всех, кто в нем работал.

Я внимательно следил все дни за событиями, которые происходили после гибели Марка. Люди писали на местных Интернет-форумах, что сообщение о случившемся появилось в узбекских новостных выпусках далеко не сразу. Все предпочитали помалкивать. Когда же, наконец,  объявили, это прозвучало как-то нелепо на фоне того, что о трагедии уже все знали: «сарафанное радио» сработало оперативнее.

Я не знаю, что еще сказать. Извините за напыщенность, но сегодня Марк Вайль – это знаковая фигура в мировой культуре, для которой он успел сделать невероятно много. А сколько бы он мог сделать еще, если бы его жизнь не оборвалась так нелепо. Я никак не могу свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Хожу и бормочу себе под нос: «Марик, как же так? Что же это такое было?»

***

Пресс-секретарь посольства Узбекистана в Израиле Джахангир Аминов ответил на запрос редакции «Вестей» следующее: «В настоящее время в Ташкенте силами правоохранительных органов проводится расследование убийства Марка Вайля. На сегодняшний день полностью исключена версия о том, что преступление совершено на антисемитской почве. Не идет речи так же и о политическом преследовании: Марк Вайль, основатель известного во всем мире театра «Ильхом», был очень уважаемым человеком в нашей стране, и его гибель является для нас большой утратой. Мы с нетерпением ждем из Ташкента сообщений о результатах расследования этого преступления».

***

12-14 сентября в Ташкенте и Москве прошли гражданские панихиды в связи с гибелью Марка Вайля, на которые пришли тысячи людей. Затем его тело было кремировано, и урна с прахом была доставлена для захоронения в Сиэтл, где проживает его семья. Земная жизнь режиссера закончилась, наступило бессмертие Мастера.

***

В качестве исторической справки (сведения взяты с официального сайта театра «Ильхом»):

«Театр «Ильхом» - один из первых в истории бывшего СССР профессиональный негосударственный театр – был основан в 1976-м году. Как истинно независимый, в чем-то опередивший время, он успел многое сказать миру перед грянувшей Перестройкой.

Театр «Ильхом» всегда идентифицировал себя как ташкентский театр – театр города, где все давно перемешаны и на улицах звучат разнообразные наречия, на его сцене звучит одновременно и русская, и узбекская речь. За последние 15 лет спектакли театра «Ильхом» были представлены на более чем 30 международных театральных фестивалях в 21 стране мира, а так же в 15 гастрольных поездках за рубежом. Под художественным руководством Марка Вайля были проведены международные театральные фестивали «Театр: Восток-Запад» (1993) и «Ильхом-ХХ» (1996).

Марк Вайль ставил спектакли в Ташкенте (Узбекистан), Москве (Россия), Болгарии, Югославии, США. Многие его спектакли, такие как «Мещанская свадьба» (Б.Брехт), «Кломадеус», «Счастливые нищие» (К.Гоцци) были представлены на международных фестивалях в Австрии, Голландии, Югославии, Ирландии, Норвегии, Германии, США.

Он также является автором многих телевизионных фильмов. Его последняя большая работа - документальный фильм «Конец века. Ташкент» был показан на международных фестивалях в Голландии, Германии и Франции.

В 1995 году Марк Вайль открыл Школу драматического искусства при театре «Ильхом». Читал лекции в школах драматического искусства и университетах в разных странах: Ташкентском театрально-художественном институте, Московской Академии театральных искусств, Колумбийском университете,  Университет штата Вашингтон, Гавайском университете, Университете штата Северная Айова, Университете штата Калифорния, школе драматического искусства Осло и Болоньи.

Под руководством Марка Вайля были осуществлены многие совместные международные проекты театра «Ильхом» с коллегами из разных стран: «Носороги» Э.Ионеско - совместная постановка театра «Ильхом» и Кэрролл-колледжа (штат Висконсин, США) в 1997-м году; «Отель Вавилон» - на Европейском Театральном Фестивале в Германии - театр «Ильхом» и модерн-балет «Shapiro&Smith Dance» (США) в 1998-м году; «Медея/Алкеста» Еврипида - на Европейском Театральном Фестивале в Германии - театр «Ильхом» и Европейский Театральный Фестиваль (Реклингхаузен) в 2000-м году; «Бесплодные усилия любви» В.Шекспира – мировая премьера на Рурском Международном театральном фестивале (Реклингхаузен, Германия), театр «Ильхом» - Folkwang-Hochschule Эссенского Университета (Германия), Yoram Loewenstein Studio г.Тель-Авива (Израиль), School of Drama Вашингтонского Университета г.Сиэтла (США) в 2001-м году; «Подражание Корану» А.Пушкина - мировая премьера на Рурском Международном театральном фестивале (Реклингхаузен, Германия) в 2002-м году;  «Самоубийца» Николай Эрдмана - School of Drama Вашингтонского Университета г.Сиэтла (США) и другие.

Фото из Интернета

;


Рецензии