Пряничный домик

Впервые приехав в Пензу из Москвы посмотреть на родину своих далёких предков, я долго бродила по её центру в поисках старины.

Путаясь во множестве улочек, я, как слепой котёнок, многократно наталкивалась на один и тот же красивый дом, выкрашенный в нежно  -розовый цвет. Из-за обилия белоснежной ажурной лепнины он почему-то напоминал знаменитое тульское лакомство, и я про себя назвала его «пряничным».

Но вот, вернувшись очередной раз на «круги своя», я присела за уличный столик уютного кафе, размещавшегося на первом этаже этого дома. Невдалеке остановилась группка экскурсантов, и я с любопытством стала прислушиваться к тому, что им рассказывала о «пряничном доме» экскурсовод – статная дама, с красиво уложенными волосами, в длинной юбке в пол, всем своим обликом напоминающая учительницу начала ХХ века.
 
Попробую здесь, примерно, восстановить этот рассказ пензенского экскурсовода.
 «Дом под номером 60 сейчас расположен на пешеходной части Московской улицы, по аналогии с Москвой, называемой в народе «пензенским Арбатом». До революции 1917 года дом был частью городской усадьбы купцов Карповых. Он сдержан в объеме, выполнен в стиле «эклектика», и этим не выделяется среди прочих строений по Московской улице. Таковы были пензенские архитектурные каноны конца ХIХ века.
Особую выразительность усадебному дому придают великолепная белая лепнина второго этажа, возвращающая к стилю «барокко», а также симметрично расположенные пилястры и полукруглые арки и ниши, напоминающие о стиле «классицизм».

Нежно - розовый фасад дома, словно предлагает полюбоваться белоснежным многоступенчатым карнизом и узорчатым фризом с консолями, которые опоясывают весь периметр здания.

Окна обрамляют пилястры с резными капителями, напоминающими античную корзину с листьями. Сандрик над окнами заполнен объемным орнаментом. Снизу окна опираются на портики, похожие на колоннаду балконов.

Венчает здание вензель с инициалами его владельца «АК» – Андрей Карпов. В традициях геральдики, вензель вписан в картинг (свернутый лист бумаги), который держат два бородача с рыбьими хвостами – символы родоначальников торгово-промышленной династии Карповых — братья Федор и Михаил Ефремовичи.

Сдвоенное окно под картингом – словно олицетворение дружной хозяйской супружеской пары — Андрея Федоровича и Прасковьи Васильевны Карповых. А в сандрике над окном помещён страж их семейного благополучия — лев с лавровой гирляндой во рту, который символизирует почёт, благородство и долголетие.
 
Точно так же, как эти два окошка, шли рядышком по жизни недавние крестьяне, а ныне богатейшие купцы – супруги Карповы: Андрей Федорович сажал и пилил деревья (ему принадлежал весь ахунский лес в пригороде Пензы, лесопильные заводы в 11-ти губерниях, он торговал как в России, так и за рубежом), а Прасковья Васильевна полностью посвятила себя воспитанию детей и благотворительности (на улице Рождественской была Карповская богадельня, она жертвовала на постройки храмов, постоянно оказывала бедным жителям Пензы помощь деньгами и продуктами).
 
Также рядышком можно увидеть и портреты четы Карповых в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого, кисти академика живописи Ивана Кузьмича Макарова.

Первый же этаж здания выглядит гораздо скромнее и лаконичнее. На первом этаже упор делался на функциональность. Сейчас здесь размещаются популярные в городе кафе, а в ХIХ веке – просторные по тем временам торговые лавки и магазины, принадлежавшие Торговому дому «А. Ф. Карпов с сыновьями в Пензе».
 
По центру дома находился парадный подъезд, к которому в собственном экипаже подъезжали и отъезжали сами хозяева дома: сначала Андрей Федорович с Прасковьей Васильевной, а затем и семьи их  сыновей – достойных продолжателей, как отцовского дела, так и благотворительных дел своей матери.
 
Пензенские купеческие семьи жили, в основном, дружно. Не были исключением и братья Карповы. Они и владели отцовскими промыслами, и работали сообща, выступая единым строем в общественной жизни.
 
В 1918 году Торговый дом А. Ф. Карпова прекратил свое существование.
Однако надо сказать, что фасад дома не всегда имел такой вид. Раньше, с 1855 года этой усадьбой, с расположенным на ней двухэтажным каменным домом, владел знатный дворянин и помещик Андрей Николаевич Арапов. Вскоре, после покупки дворянином данной усадьбы, на Московской улице произошёл сильный пожар, уничтоживший все деревянные постройки.

Каменный дом усадьбы тоже сильно пострадал, и его пришлось перестраивать. Вот тогда и появилось это каменное двухэтажное здание с 14 окнами, но с несколько другой отделкой фасада.

Некоторые купцы и даже крестьяне после отмены крепостного права на Московской улице стали строить собственные каменные дома, а некоторые – скупать готовые дворянские усадьбы. Вот и Карповы приобрели для своей семьи этот уже готовый дворянский ансамбль в 1882 году, придав ему некоторую купеческую помпезность».
Экскурсовод торжественно повела свою группу дальше под звук шуршащее - цокающих шагов туристов по красиво выложенным плиткам.

Я же поспешила вовнутрь «пряничного дома», чтобы представить себе хотя бы приблизительно ту атмосферу, в которой обитали жители капиталистической Пензы более 120 лет назад.

Мне повезло. Весь второй этаж здания занял ресторан, оригинальный современный интерьер которого был вписан в первоначальную дворцовую анфиладу комнат, идущую по всему периметру здания. Сидя у высокого узкого окна, я словно смотрела глазами далёких предков на оживлённую, но не знающую автомобильного шума улицу Московскую. В те далёкие времена отсюда начинался тракт на Москву.


ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/01/09/1583


Рецензии