Лесной устав

Лес во все времена помогал человечеству жить на нашей планете: защищал и оберегал, кормил и поил, согревал зимой и давал блаженную тень в летний зной.

Основным владельцем лесов в дореволюционной России было государство. По официальным данным, с учетом Финляндии и Кавказа в целом по империи, государству в 1913 г. принадлежало более 70 % лесов.
Остальные лесные угодья находились в частновладельческой собственности, в том числе, крестьянские частные леса и леса крестьянских обществ составляли около 10 %.

Декрет о земле, принятый 8 ноября (26 октября) 1917 года отменил право частной собственности на землю, в том числе и на лесные угодья.
 
Государственные леса в XIX – начале ХХ века чувствовали себя значительно лучше частных благодаря постоянному обязательному уходу. На их территориях регулярно проводились санитарные мероприятия, (лесовозобновление, борьба с вредителями и т. п.), финансирование которых щедро велось из казны. Огромные государственные лесные территории и отсутствие необходимости немедленного извлечения прибыли позволяли рубить древостои выборочно и постепенно, обеспечивая качественное лесовосстановление.
 
Ранее лесоуправление, например, при Петре I, имело целью обеспечение нужд военного флота, соответственно, охрану корабельных лесов. В то время, как со времён Екатерины II оно приобрело экономический характер: одной из главных целей стало пополнение казны за счет дохода от лесов.
 
В 1798 г. был создан Лесной департамент, что стало датой создания государственного лесного хозяйства. Основным нормативным актом лесного законодательства того времени был «Лесной устав», утвержденный 11 ноября 1802 г. Некоторые статьи Устава, взятые из Соборного уложения 1649 г., продолжали действовать вплоть до 1917 г.

С целью упорядочения мер по защите лесов было подготовлено Положение о лесной страже (1869). Каждый человек, находившийся в лесу, обязывался повиноваться законным требованиям чинов лесной стражи.
 
Поясняя народу посредством органов печати, что истребление лесов губительно для климата, правительство в 1888 г. принимает лесоохранительный закон, запрещающий «опустошительные рубки».
 
Но соблюдались ли эти имперские законы? Наибольшее уничтожение лесов наблюдалось в 60-е гг. XIX в., когда помещики, опасаясь передачи земли крестьянам, спешили срубить и продать свои леса.
 Обратные действия, уже со стороны крестьян, последовали в ходе революционных событий 1905– 1907 гг., когда они самовольно массово стали срубать леса в частных владениях.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/01/09/1602


Рецензии