Почерки истории

      До недавнего времени нам не приходило в голову, что историю можно исказить, сочинить, переврать. Она была наукой и писалась учёными, посвящёнными людьми, вроде греческих или египетских жрецов. Всякая неточность, нечестность равнялась немыслимому греху, выходившему за рамки  обычных представлений. Следствием было отлучение от научного сообщества. Мышление человеческое вообще чуждалось относительности. Не было шаткости в оценках. Были антагонистически противоположные точки зрения, появлявшиеся из классово, религиозно или расовых различий. И между ними шла бескомпромиссная борьба, часто не на жизнь, а на смерть.
Но вот появилась теория относительности, сначала в физике. Потом она стала мировоззрением, мирочувствием. Всё стало можно, всё объяснимо и оправдано. Горизонты расширились. И блуждающие умы потерялись в хаосе пространства и увлекли за собой в пропасть вседозволенности множество людей.
Оказалось, что историю дозволено писать как пасквиль, как сплетню и торжествовать на развалинах некогда твёрдой истины. Софизмы и ложь подменили твёрдые критерии науки и совести. Теперь видно, что историю можно писать разным почерком: и правильным, и чистым, и красивым - и грязным, с помарками, кляксами, нарочитыми огрехами, и откровенной ложью, объясняя всё правом на свободу. Конечно, история всегда была средством войны идей, но ложь почти всегда была различима и получала отповедь. Теперь же берега между честью, честностью и бесчестием размыты - и весь ил, всю муть и грязь сточных вод можно без стеснения выдавать за источники единственно настоящей истины. А иногда не заботясь и об этом.


Рецензии