Потери ветеранов войны в Испании

На фото: А.В. Ергунов, В.А. Муравьев, И.И. Какутич.


В ВВС РККА особым почетом и уважением пользовались «испанские летчики». Так за глаза называли участников гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. И дело было не столько в их каких-то особых заслугах и исключительных личных качествах, а в блеске боевых орденов и неоценимом опыте ведению современных боевых действий.

Благодаря боевому опыту, многие сделали головокружительные карьеры, но также несли огромную ответственность, получая самые сложные и ответственные задачи.

Сколько же их было? Согласно современным данным, чуть более 800 человек, точнее 804-806. Однако, это общее число военнослужащих ВВС РККА, откомандированных в Испанию. Не стоит забывать, что тут учитываются авиационные техники, оружейники, укладчики парашютов и т.д., то есть лица, не относящиеся к летному составу. Если отнять от общего числа технический персонал и погибших в период 1936-1939 годов, то окажется, что в ВВС оставалось около 520 ветеранов испанских событий. К началу советско-финской войны, они уже успели «засветиться» в группе советских авиаторов в Китае, боях на Хасане, Халхин-Голе, во вторжении в Западную Украину и Западную Беларусь 1939 года.

К началу советско-финской войны, 30 ноября 1939 года, многие «испанцы» занимали высокие должности в структуре военной авиации. ВВС  РККА  возглавлял  командарм  2-го  ранга Я.В. Смушкевич, ВВС Северо-Западного фронта — Е.С. Птухин, авиацией общевойсковых армий, участвовавших в боевых действиях,  также  командовали  ветераны-«испанцы»:  командующим ВВС 7 Армии был С.П. Денисов, его заместителем — Н.С. Герасимов, ВВС 8 Армии — И.И. Копец, ВВС 9 Армии — П.В. Рычагов. Многие «испанцы» также находились на командных должностях, правда рангом пониже.

Уже 19 декабря 1939 года удача в бою покинула одного из опытнейших штурманов «эскадрильи Комсомол» - 1 АЭ 12 группы республиканских ВВС А.В. Ергунова.

Ергунов Александр Васильевич, 23.10.1909., майор.
В РККА с 22.10.1931.
В Испании с 10.1936. по 06.1937., выполнил около 50 боевых вылетов в качестве штурмана бомбардировщика СБ эскадрильи 1а/12 республиканских ВВС..
За спецкомандировку награжден 2 орденами Красного Знамени (02.01.1937., 03.11.1937.).
Присвоено звание «майор», назначен флагштурманом 18 СБАП.
В ходе первого боевого вылета полка, бомбардировщик СБ заводской номер 3/100 капитана А.А. Крылова, на борту которого он находился, был сбит финской зенитной артиллерией в районе Толвоярви. Штурман и бортстрелок самолета спаслись на парашютах и были взяты в плен финскими войсками: старшина М.Ф. Табаков после приземления, а майор Ергунов на следующий день в районе Ягляярви.
Содержался в Лагере № 1, Кёюлиё, лагерный номер 47.
Обменян в мае 1940 года.
После спецпроверки, был оставлен в рядах ВВС РККА.
Служил в ряде учебных заведений, занимался подготовкой авиаторов.
Вышел в отставку 07.04.1960. в звании полковника.

Необходимо пояснить, уважаемый читатель, насколько ему несказанно повезло:

Финский плен, точнее нахождение там, не был особо опасен для высокопоставленного авиатора. Из 106 военнослужащих советских ВВС в плену умерли от ран и несчастных случаев шесть человек.
В апреле-мае 1940 года финская сторона передала СССР 5468 бывших военнопленных.
19 апреля 1940-го Л.П. Берия внес на рассмотрение Сталину предложение, всех поступающих из финского плена брать под охрану и под конвоем направлять для проверки в специальный лагерь в Ивановской области. Сталин дал согласие  и в тот же день ЦК ВКП(б) оформил соответствующее постановление.
Берия предлагал 450 человек, попавших в плен ранеными, больными и обмороженными, освободить. Тех, на кого есть материалы о преступной деятельности во время пребывания в плену, предать суду, а НА КОГО  ТАКИХ МАТЕРИАЛОВ НЕ ДОСТАТОЧНО, по решению Особого совещания заключить в ИТЛ сроком от 5 до 8 лет.
Лагерь НКВД в Ивановской области РСФСР с названием «Южный», по иронии судьбы, был наспех построен в конце 1939 года для приема финских военнопленных.
После разбирательств «компетентных органов» можно было подвести определенные итоги:
232 приговорены к расстрелу, 4 умерли от ран и болезней, 1 покончил жизнь самоубийством;
450 были освобождены – все как предложил Берия;

Майору Ергунову посчастливилось стать одним из них. Возможно, учли былые заслуги.

А вот остальным повезло  меньше:
29 августа 1940 года 2502 человека из Южского лагеря были отправлены в Норильск, а 2284 человека в Воркуту. В ЛАГЕРЯ.
По состоянию на 31.10.1940. в Воркутинском лагере НКВД находилось «…66 летчиков, сбитых белофиннами при выполнении боевых заданий».

Тем временем, война продолжалась, и уже приближалась к завершению.

9 марта 1940 года погиб летчик-бомбардировщик, воевавший в Испании, В.А. Муравьев.

Муравьев Василий Андреевич, 14.02.1903., капитан.
В РККА с 01.09.1925.
Служил командиром звена 26 сбаэ 54 СБАБр КВО.
В Испании с 03.1938 по 09.1938. в качестве командира звена бомбардировщиков СБ эскадрильи 3а/24 республиканских ВВС.
В ходе боевого вылета 10.06.1938. в районе Алькора (Alcora) его самолет был сбит истребителем Bf.109 из эскадрильи 1.J/88 «Легиона Кондор». Все члены экипажа получили ранения, но смогли спастись на парашютах.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени (22.02.1939.).
В звании капитана служил командиром 2 аэ 33 СБАП.
09.03.1940. его СБ заводской номер 6/126 был сбит огнем финской зенитной артиллерии в районе севернее Вартаниеми. Погиб при вынужденной посадке. Двое других члена экипажа бомбардировщика – флагштурман эскадрильи капитан В.Д. Шереметьев и флагманский стрелок старшина В.Ф. Дорожко, получили ранения и были взяты в плен.

А уже на следующий день «не обошла чаша сия» и бывшего летчика-истребителя республиканцев И.И. Какутича.

Какутич Иван Иосифович, 1914., капитан.
В РККА с 1935.
Служил командиром звена 4 иаэ 56 ИАБр КВО.
В Испании с 10.06.1938. по 15.09.1938. в качестве пилота истребителя И-16 эскадрильи 2а/21 республиканских ВВС. Совершил 8 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях.
В ходе крупного воздушного боя 14.08.1938. его И-16 б/к СМ-232 был подбит и совершил вынужденную посадку на пляж Камбрильс (Cambrils) в 10 км от линии фронта на реке Эбро (Ebro).
Получил травмы и после госпиталя был отправлен на родину.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени (22.02.1939.).
В звании капитана служил командиром 3 эскадрильи 23 ИАП.
10.03.1940. при взлете на боевое задание его истребитель И-153 заводской номер 6158 разбился из-за дефектов конструкции. Пилот погиб.

Если бы все продолжалось такими темпами, скорбный список явно бы пополнился новыми именами. Однако, уже 13 марта боевые действия были прекращены.

Дальше многих участников боев в Испании ожидали новые ордена и высокие звания уже «за Финляндию».
А еще в обозримом будущем было 22 июня 1941 года и нападение Германии на СССР. А ту войну пережить удалось немногим ветеранам знойного испанского неба…

Версия от 09.01.2022.


Рецензии